15-10-2023
Митрополит Платон | ||
Литография XIX века. | ||
|
||
---|---|---|
20 января 1775 — 13 июня 1811 | ||
Предшественник: | Амвросий (Зертис-Каменский) Самуил (Миславский) (в/у) |
|
Преемник: | Августин (Виноградский) | |
|
||
10 октября 1770 — 25 января 1775 | ||
Предшественник: | Гавриил (Петров) | |
Преемник: | Арсений (Верещагин) | |
Имя при рождении: | Пётр Георгиевич Левшин | |
Рождение: | 29 июня (10 июля) 1737 село Чарушниково, Московская губерния |
|
Смерть: | 11 (23) ноября 1812 (75 лет) Вифань |
|
Митрополит Платон на Викискладе
|
Митрополит Плато́н (в миру — Пётр Георгиевич Ле́вшин; 29 июня 1737, село Чарушниково, Московская губерния — 11 ноября 1812) — епископ Русской Церкви; с 21 января 1775 — архиепископ (с 29 июня 1787 — митрополит) Московский и Коломенский.
Автор труда «Краткая Церковная Российская История» (М., 1805 в 2-х ч.), ставшего первым по времени систематическим курсом русской церковной истории, в которым впервые отражён критический подход к источникам и историческому преданию[1].
Содержание |
Родился в семье причётника.
Учился в Коломенской семинарии, затем в Славяно-Греко-Латинской академии.
С 1761 года — ректор Троицкой семинарии.
В 1763 году Екатериной II был определён придворным проповедником и законоучителем наследника российского престола великого князя Павла Петровича; также наместник Троице-Сергиевой Лавры. Стал особенно близок с наследником престола[2].
C 16 июля 1766 года — священно-архимандрит (настоятель) Троице-Сергиевой Лавры, член Святейшего Синода.
10 октября 1770 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. В Москве сохранилось здание палат Тверского подворья, связанное с жизнью и деятельностью Платона.
C 21 января 1775 — архиепископ Московский.
С 15 ноября 1775 — директор Славяно-Латинской академии, которая при нём стала Славяно-Греко-Латинской. «Эпоха Платона» означала для духовных школ Московской епархии и академии одухотворение всей системы образования и воспитания. «Это был свой Петр Могила для Московской Академии. Без воли Платона ничто не было в ней предпринимаемо. С теплым, сердечным участием он вошел в ее жизнь, с неусыпным вниманием следил за учением, поощрял и наставников, и учеников, определил их занятия до мельчайших подробностей… Некоторые из учеников академии по его распоряжению посещали лекции в университете»[3] Митр. Платон выдвинул на первый план изучение греческого языка в духовных учебных заведениях, что положило начало вытеснению латинского языка, обычно связанного с католическим влиянием. Митр. Платон неуклонно боролся со взяточничеством в духовной среде, установил строгий контроль за духовенством через благочинных и т. д. В 1775 митр. Платон издал Инструкцию благочинным приходских церквей, которую Святейший Синод объявил обязательной для всех епархий. Труд митр. Платона «Православное учение, или сокращенная христианское богословие, с прибавлением молитв и рассуждения о Мельхиседеке» (СПб., 1765), написанный в качестве учебника для великого князя Павла Петровича, получил широкую известность и был переведен на ряд иностранных языков. Сочинения митр. Платона до появления катехизисов митр. Филарета (Дроздова) были единственными пособиями по православному богословию на русском языке. Церковные историки особо подчеркивают, что митр. Платон порвал со схоластической традицией в преподавании: «Его „Христианская богословия“, хотя по цели, с которою написана, походит более на катехизические беседы, нежели на систему богословскую, тем не менее была отрадным явлением для школы, поколику способствовала окончательному падению схоластики… Новостию было и то, что богословие Платона написано было на русском языке».[4] Составленная митр. Платоном "Краткая российская церковная история" стала первым научно-критическим исследованием по истории Русской Церкви.
29 июня 1787 возведён в сан митрополита Московского и Коломенского. 2 февраля 1792 года, чувствуя враждебное к себе отношение со стороны синодального руководства, подал прошение об увольнении от епархиального управления; в просьбе было отказано.
По вступлении на престол императора Павла Петровича 6 ноября 1796 года, протестовал против введения последним практики жалования духовенству государственных орденов[5] (явился одним из 2-х первых иерархов, сопричисленных к ордену Андрея Первозванного[6]); совершил его коронацию; по просьбе некоторых дворян, направил императору пастырское послание, в котором осуждал его за суровое обращение с дворянами, и получил в ответ указ вовсе не выезжать из Москвы[5].
15 сентября 1801 года совершил коронацию Александра I и его супруги Елисаветы Алексеевны.
В 1800 году сыграл ключевую роль в учреждении единоверия: в 1801 году в Москве была открыта первая единоверческая церковь на Введенском кладбище.
13 июня 1811, ввиду тяжёлой болезни, уволен от епархиальных дел до выздоровления. Во время Отечественной войны в 1812 году, будучи тяжелобольным, был увезён из Москвы, куда прибыл, чтобы быть со своей паствой.
Скончался 11 ноября 1812 года в 3-м часу пополудни в Вифании[7]. Отпевание над ним совершил в Лавре 16 ноября его викарий епископ Августин (Виноградский); похоронен был в пещере нижней церкви Лазарева воскресения Вифанского монастыря. Над могилою был поставлен из дикого камня памятник, на котором была начертана сочинённая самим Платоном эпитафия: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии основатель.»[8]
Платон (Левшин).