13-06-2023
«Плоский мир» (англ. Discworld — букв. «Мир-диск») — серия книг Терри Пратчетта, написанных в жанре юмористического фэнтези. Книги этой серии завоевали громадную популярность благодаря тонкому юмору и глубокой, но ненавязчивой философии.
Действие книг происходит на фантастической планете. Планета эта, как понятно из названия, плоская и имеет форму диска. В этом мире свои законы физики: свет здесь движется медленно, магия материальна, а в радуге восемь цветов. В этом мире возможно всё; то, что мы считаем мифами, там — правда. Плоский мир покоится на спинах четырёх слонов, которых держит гигантская черепаха Великий А’Туин, плывущая сквозь космическое пространство. Подробнее о Диске см. Дискографию. Этот мир населен различными расами: тролли, гномы, эльфы, големы, вампиры, оборотни, зомби — все они не просто сосуществуют в этом мире, но и борются за свои права и равенство при приеме на работу. Действие большинства книг серии происходит либо в Анк-Морпорке, либо в Ланкре.
Книги о Плоском мире можно условно разделить на несколько тем, каждая из которых имеет своих героев и место действия (при этом они могут пересекаться). Герои основных подциклов:
Наиболее часто упоминаемым персонажем серии «Плоский мир» является лорд Витинари — патриций Анк-Морпорка. Он действует в подавляющем большинстве романов подцикла «Городская стража», «Ринсвинд», «Мойст фон Липвиг». Упоминается в некоторых романах серии «Ланкрские ведьмы». Неофициально можно выделить ещё один подцикл «Коэн-варвар» — «человек-легенда и человек при легенде»: описание деяний Коэна-варвара на старости лет. Предводитель Серебряной Орды. Дружит с Ринсвиндом. Единственный персонаж, появившийся во всех книгах серии — Смерть.
Схемы-рекомендации по порядку чтения книг о Плоском Мире:
Вот что говорит о своей работе сам Терри Пратчетт[1]:
Мир Диска возник, как противоядие к плохому фэнтези, поскольку в конце 70-х жанр фэнтези претерпел большой всплеск, и очень многое из всего этого было вторично — авторы не привносили в жанр ничего нового. Пара первых книг нарочито пародировала фрагменты творчества других писателей — и хороших писателей, потому как именно хорошего автора читателю легче распознать: «А, так это из Энн Маккэфри!». У меня быстро связывалась воедино некая согласованная фэнтезийная вселенная, и фокус был прост: «Пусть действуют люди». Я помню, как журнал «Mad» описал «Флинстоунов»: «Динозавры из прошлого в 65 миллионов лет вкупе с идиотами из сегодняшнего дня». Я старался сделать нечто подобное и с Плоским миром. Не все персонажи этого мира полностью современны, но они узнаваемы для нас. Их заботы очень схожи с заботами людей XX века…
Оригинальный текст (англ.)
Discworld started as an antidote to bad fantasy, because there was a big explosion of fantasy in the late '70s, an awful lot of it was highly derivative, and people weren't bringing new things to it. The first couple of books quite deliberately pastiched bits of other writers and things – good writers, because it's the good ones most people can spot: 'Ah, here's the Anne McCaffrey bit.' I was rapidly stitching together a kind of consensus fantasy universe, and the one trick was, 'Let's make people act.' I remember a description Mad magazine did about The Flintstones: 'dinosaurs from 65 million years ago, flung together with idiots from today.' I tried to do something like that with Discworld. Not everyone on Discworld is entirely a modern character, but they are recognizable to us. Their concerns are more like 20th-century concerns… |
Я делаю заметки всё время. Писать романы о Плоском мире — это сродни журналистике. Быть может, это журналистика, описывающая факты двух- или трёхлетней давности, но последние книг десять были в некоторой степени навеяны относительно современными событиями.
Оригинальный текст (англ.)
I make notes all the time. Writing the Discworld novels is almost a kind of journalism. It may be journalism that takes place two or three years after the fact, but the last 10 books maybe, have been subtly influenced by moderately current affairs. |
Большая популярность серии привела к экранизации отдельных её книг.
По «Вещим сестричкам» (англ. Wyrd Sisters) и «Роковой музыке» (англ. Soul Music) студией Cosgrove Hall были созданы мультфильмы для Channel 4.
В 2006 году перед Рождеством британский телеканал Sky One показал двухсерийную телеверсию книги «Санта-Хрякус», а весной 2008 года двухсерийную телеверсию книг «Цвет Волшебства» и «Безумная звезда».
В мае 2010 телеканал Sky One показал двухсерийную телеверсию книги «Опочтарение».
Первая компьютерная игра — «The Colour of Magic» по мотивам одноименного романа была создана в Великобритании небольшой фирмой Delta 4, специализирующейся на текстовых приключенческих играх с юмористическим уклоном. Она была написана для популярного в то время домашнего компьютера Sinclair ZX Spectrum и получила Sinclair User Classic Award.
Позже компанией Perfect Entertainment были созданы юмористические мультипликационные квесты «Discworld» (1995) и «Discworld 2: Missing, presumed… !?» (1996). В основу первого из них положен сюжет романа «Стража! Стража!» (Guards! Guards) — над Анк-Морпорком нависла угроза в виде огнедышащего дракона, но разбираться с этой напастью приходится не ночной страже, а трусливому волшебнику Ринсвинду. В «Discworld 2: Missing, presumed… !?» главную роль также играет Ринсвинд, но на этот раз его проблемы связаны со Смертью. В создании этой игры Терри Пратчетт принимал непосредственное участие, редактируя сюжет, тексты и консультируя сценаристов. Обе эти игры — типичные представители поколения рисованных приключенческих игр с интерфейсом в стиле «point-and-click».
Четвёртая игра по мотивам произведений Терри Пратчетта — «Discworld Noir» — была создана в 1999 году также компанией Perfect Entertainment. В ней повествуется о частном детективе по имени Льютон, бывшем ночном стражнике Анк-Морпорка. Сделанная в 3D, игра резко отличается от предыдущих двух квестов манерой исполнения — слово «noir» в названии далеко не случайно. Игра великолепно нарисована, отлично озвучена и обладает серьёзным детективным сюжетом.
Существует компьютерный язык программирования «Ook!», названный в честь библиотекаря-орангутана, говорящего «Ук!», где операторами является слово Ook с различными знаками препинания. Родителем данного языка можно назвать Brainfuck.
Плоский мир Терри Пратчетта | |
---|---|
Персонажи |
Ангва фон Убервальд • А’Туин • Библиотекарь • Брута • Болит Тиффани • Ваймс Сэмюэль • Витинари Хэвлок • Ветровоск Эсмеральда • Веренс II • Двацветок • Декан • Достабль • Чертов Тупица Джонсон • Задранец Шельма • Мор • Железобетонссон Моркоу • Колон Фред • Коэн-Варвар • Малих Альберто • Мойст фон Липвиг • Нитт Агнесса • Овнец Сибилла • Ринсвинд • Серебряная Орда • Смерть • Сундук • Сьюзен • Чудакулли Наверн • Шноббс Шнобби • Ягг Гита • Прочие… |
География | |
Расы |
Боги • Гномы (Лепреконы) • Гномы (Дварфы) • Големы • Демоны • Нак Мак Фиглы • Нежить • Оборотни • Сверхъестественные создания • Тролли • Эльфы |
Разное | |
Игры |
Плоский мир.