09-07-2023
«Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году» — цикл произведений древнерусской литературы, рассказывающий об осаде и падении Константинополя[1].
Содержание |
Читается в составе Летописей Никоновской[3], Воскресенской[4], Голицынского тома Летописного свода Лицевого.
Кроме того, в сборники вместе с «Повестью...» включали:
Дошла в единственном списке XVI века[5], без заглавия. В конце текста имеется запись, где её автором назван Нестор Искандер.
Состав:
Источники повести:
Автор сообщает о себе, что он о себе, что «измлады» был пленен и «обрезан», «много время пострадах в ратных хожениях», был очевидцем и участником осады и взятия Константинополя, при этом ежедневно записывал «творимая деяния вне града от турков», а после взятия города собрал сведения «от достоверных и великих мужей» и все это, «вкратце» изложив, передал христианам «на воспоминание преужасному сему и предивному изволению божию».
Это авторство подвергается сомнению, не исключено, что это литературная мистификация[6].
«Хотя в “Повести” содержится немало достоверных сведений, в целом она все же чисто литературное произведение, а не документальная хроника. Некоторые эффектные сюжетные коллизии оказываются вымыслом: так, в Константинополе во время осады не было патриарха, а в “Повести” он — одно из главных действующих лиц; последний византийский император Константин XI Палеолог был вдовцом, а в “Повести” рассказывается о пострижении, а затем об успешном бегстве императрицы из осажденного города; совершенно не отвечает действительности рассказ об уважительном отношении Мехмеда к христианским святыням и к горожанам; не упомянут факт, имевший решающее значение для судьбы Константинополя,— переброска части турецкого флота по суше через перешеек, в результате чего вражеские корабли неожиданно оказались непосредственно под стенами города»[7]
Как отмечают исследователи, данная Повесть в первую очередь «литературное произведение, подчиненное определенному идеологическому замыслу: автор стремится показать неизбежность гибели Константинополя, погрязшего в грехах, прославляя при этом мужество и героизм защитников города; сюжет создается целенаправленным отбором исторических фактов в сочетании с откровенно вымышленными сюжетными эпизодами»[7].
М. Н. Сперанский предполагал существование общего источника у Троицкого списка («искандеровской» редакции) и «хронографической» редакции, текстуально близкой к первой, но более краткой[1].
Повесть в двух основных редакциях оказала большое влияние на русское историческое повествование XVI — нач. XVIII в[1]. Ей подражают:
Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году.