Lt304888.ru

Туристические услуги

Пограничный сторожевой корабль

15-08-2023

Сторожевой корабль Амурской пограничной флотилии (проект 1249)

Сторожевой корабль (СКР) — класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей (судов) от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах. Сторожевые корабли также привлекаются для несения дозорной службы на подходах к своим военно-морским базам, портам и для охраны морской границы[1]. Как самостоятельный класс, корабли противолодочной обороны были введены в 1-ю мировую войну, в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами, кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались, в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

Англия, первой была вынуждена начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с германскими подводными лодками, вырабатывать тактику противолодочной борьбы, совершенствовать противолодочное оружие и средства. Таким образом, впервые в мире, первые противолодочные корабли появились в британском флоте, в ходе 1-й мировой войны, в связи с активными действиями германских подводных лодок. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей — «Пи-ботс», с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 т, скорость полного хода — 22 уз, одно 100-мм орудие, два 2-фунт. орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы).

Для американского флота, по примеру англичан, в срочном порядке, заложили около 60-ти единиц кораблей, аналогичных СКР — типа «Игл».

В русском флоте, корабли, аналогичные английским кораблям противолодочной обороны, были обозначены классификационным термином «Сторожевой корабль».

В 19141916 годах в России были построены первые сторожевые корабли типа «Коршун» водоизмещением 400 тонн и скоростью 15 узлов.[2] В 1914—1916 годах, в России были заложены первые сторожевые корабли типа «Коршун»: водоизмещением 400 (350—530)тонн; две паровые турбины; скорость 15 узлов (выше скорости подводной лодки в подводном положении и примерно равная её скорости в надводном положении); дальность плавания 700 миль, (достаточная для Балтийского морского театра); 2×1-102-мм орудия; 1-40-мм зенитный автомат; предполагалась установка для глубинных бомб.

В октябре 1917 года, за несколько дней до Великой Октябрьской революции, новый класс — «Сторожевой корабль» был впервые официально включён в классификацию русского флота. Однако, стремительно развивающиеся политические события, приведшие к независимости Финляндии, явились причиной тому, что первые 12 единиц СКР типа «Коршун», строящихся на финских верфях, так и не вошли в состав русского флота. В 1916—1917 годах, некоторые из этих кораблей были спущены на воду.

В первой половине 1920-х годов, флоты морских держав пополнялись новейшими кораблями, аналогичными по назначению русским «сторожевикам»: английские типа «Спей»; американские типа «Игл»; итальянские типа «Аллесандро». Имея примерно одно и то же боевое назначение в военно-морских силах различных государств, эти корабли классифицировались различными терминами: «Экскортный миноносец», «Фрегат», «Корвет».

В Морских силах СССР, с 1931 года, первыми представителями класса СКР стали сторожевые корабли типа «Ураган». Строительство 18-ти СКР, из которых 8 подлежали постройке в первую очередь (шесть единиц для Балтики и две для Чёрного моря), было предусмотрено шестилетней программой военного судостроения на 1926—1932 гг., принятой Советом Труда и Обороны в ноябре 1926 года. Они предназначались для несения дозорной и разведывательной службы, сопровождения и охранения крупных надводных кораблей и конвоев от нападения подводных лодок, ведения борьбы с самолётами противника. При необходимости их предполагалось использовать как быстроходные тральщики. Всего за годы предвоенных пятилеток ВМФ получил 18 кораблей типа «Ураган», построенных четырьмя сериями на заводах Ленинграда и Николаева. Часть из них в разобронном виде была доставлена по железной дороге и морским путём на Север и Тихий океан.

В середине 1930-х годов, для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей — «Пограничный сторожевой корабль» (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль».

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР, были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43), несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году; построен и введён в строй в 1937 году; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7,2×2,6 м; 2200 л.с; максимальная скорость — 17,2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) — 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12,7-мм, 2-бомбомёта; до 31-мины, экипаж- 61 чел.

В 1935 году, для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР, Дальневосточного пограничного округа, были введены в строй СКР типа «Киров». Всего два корабля этого типа, по советскому заказу, были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное — 1025 т; размерения: 80×8,3×3,75 м; мощность ГЭУ — 4500 л.с; скорость — 18,5 уз; дальность плавания — 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12,7-мм, 3×7,62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.

В 1937 году, для службы в арктических широтах, в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга» (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17.12.1938 года, спущен на воду — 24.04.1941 года.

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец», «Фрегат» и «Корвет», которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому, в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время 2-й мировой войны, «Сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье, где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли, с первого до последнего дня, несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, экскортирование транспортных судов.

После второй мировой войны, во флотах ряда государств, боевые корабли, которые с позиции советской классификации, аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец» или как «Фрегат» или «Корвет», в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов, в состав флота США кораблей аналогичных СКР насчитывалось 63 единицы и 124 единицы находились в резерве. В Англии, их число составляло 65 единиц, во Франции — 28 единиц.

В современных условиях, корабли аналогичные СКР предназначены главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы.

С учётом опыта 2-й мировой войны и послевоенного развития ракетного оружия, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей — воздушным средствам нападения: самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам.

Статистически, современные сторожевые корабли (экскортные миноносцы, корветы и фрегаты) имеют водоизмещение до 4000 тонн, главная энергетическая установка (ГЭУ), развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной, к более мощной газотурбинной установке, скорость 30 — 35 узлов, вооружены противокорабельными и зенитными ракетными комплексами, артиллерийскими установками, аппаратурой поиска подводных лодок и противолодочным оружием, радиоэлектронными комплексами наблюдения, связи, навигации и управления оружием.

По состоянию на 2011 год, система классификации боевых кораблей ВМС Российской Федерации предполагает замену советского классификационного термина «Сторожевой корабль» на термин «Корвет».

См. также

Примечания

  1. Павлов А. С. Сторожевой корабль «Неустрашимый». — Якутск, 1997. — С. 2.
  2. Морской Энциклопедический Словарь, Ленинград: «Судостроение», 1991. ISBN 5-7355-0280-8


Пограничный сторожевой корабль.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01