23-10-2023
Подземка |
|
ja:アンダーグラウンド (文学) | |
Автор: | |
---|---|
Жанр: | |
Язык оригинала: | |
Оригинал издан: | |
Переводчик: | |
Оформление: | |
Серия: |
Мир Харуки Мураками |
Издательство: |
Эксмо |
Выпуск: | |
Страниц: |
592 |
ISBN: | |
Электронная версия |
«Подзе́мка» (яп. アンダーグラウンド Анда:гураундо , 1997-5 января 1998) — документальный роман известного японского новелиста Харуки Мураками.
Посвящён событиям зариновой атаки в токийском метро, осуществлённой 20 марта 1995 года последователями секты «Аум Синрикё». В романе изложены рассказы 62 очевидцев этого события. Все публикуемые воспоминания не имеют каких-либо литературных прикрас; все они вошли в эту книгу с согласия авторов.
Вы кому-то отдали часть своего «Я» и получили взамен этого повесть? Вы уступили часть своей личности некой системе? Если это так, система эта когда-нибудь потребует от вас совершить какое-то «безумство»? Повесть, которую вы сейчас имеете, — действительно ли она ваша? И свои ли сны вы видите по ночам? Не могут ли они быть видениями какого-то другого человека и в какой-то момент превратиться в кошмар?
Перед вами не просто книга выдающегося японского прозаика Харуки Мураками о жертвах зариновой атаки в токийском метро в марте 1995 года. Это прежде всего произведение о современных японцах, написанное ими самими, — и уникальное повествование, впервые на русском языке. |
Данная книга основана на реальных событиях, произошедших в Токийском метро 20 марта 1995 года. Книга написана со слов очевидцев и участников событий знаменитой зариновой атаки. Повествование ведётся структурированно по попавшим под атаку поездам и пассажирам. Вот что пишет сам автор в предисловии (стр. 11) о проделанной работе по сбору и переработке материалов:
Мы разговаривали с людьми год — с января по декабрь 1996-го. Встречались со всеми, кто откликнулся на нашу просьбу, и беседовали по полтора-два часа, записывая всё на кассету. Естественно, в среднем, потому что иногда интервью затягивались часа на четыре.
После этого записи расшифровали и сделали на их основе текст. Иными словами, напечатали всё, что люди говорили, за исключением не имеющих отношения к делу отступлений. Разумеется, нередко истории затягивались. Или же, как это часто бывает в повседневной речи, люди перескакивали с одной темы на другую, разговор уходил в сторону, а то и вообще обрывался, затем внезапно возобновляясь. Кое-что пришлось сократить, кое-что поменять местами, расставить акценты, удалить повторы, некоторые фразы разъединить, некоторые — срастить, сделать текст читабельным и довести книгу до приемлемых объемов. Оставь мы текст таким, каким он получился на основании записей, и нюансы потерялись бы. Мы раз за разом прослушивали кассеты, проверяя всё до мелочей. Но по некоторым обстоятельствам оставили текст с кассет неизменным только в трёх случаях. Более того, в основу черновика легли наши личные впечатления и воспоминания о людях. Но как ни пытайся уловить мелочи, как ни вслушивайся раз за разом в кассету, если не прочувствовать атмосферу места событий, суть диалога окажется утерянной и рассказы очевидцев лишатся всякой силы. Таким образом, вслушиваясь в реплики людей, я старался как можно сильнее сосредоточить внимание на собеседнике, чтобы пропустить через себя всё услышанное. |
Материал подается точно и чётко, делается упор на описание персонажей-участников и на точное следование в передаче их эмоций и ощущений. Это не сухие факты и цифры — это боль и переживания людей, мысли и чувства которых вылились в эту книгу. Хорошо отслеживаются настроения жителей Японии середины 90-х годов XX века, отстранённость и замкнутость в личном пространстве (нацеленность на работу) с одной стороны и взаимопомощь и сопереживания с другой стороны.
В последней главе книги «Слепой кошмар. Куда мы идем?» автор рассказывает о себе, о своём местопребывании во время этих событий, состоянии и мыслях по поводу описанных в книге событий. Отдельно он показывает своё отношение к секте «Аум Синрикё», которое, как у большинства японцев того времени, заключалось в игнорировании и непонимании происходящей от неё опасности, несмотря на все предыдущие сигналы. Подытоживая всю проделанную работу по сбору и переработке материалов, автор осознаёт, что всё это — память, и это самое ценное в его работе. Вопросы, которыми задаётся автор, помимо уже упомянутых — отличается ли чем-то Аум от японского общества, и если да, то конкретно чем. Некоторые из интервьюируемых жертв зариновой атаки признали, что и сами они, если бы получили от своего босса указание провести подобный теракт, скорее всего сделали бы это, если бы это было нужно для выживания фирмы и было бы логично обосновано руководством.
У книги, как таковой, главные герои отсутствуют, так как применён последовательный описательный порядок. Здесь перечислены все встречающиеся герои в том порядке, в котором они появляются в книге.
Творчество Харуки Мураками | |
---|---|
Романы | Слушай песню ветра (1979) · Пинбол 1973 (1980) · Охота на овец (1982) · Страна Чудес без тормозов и Конец Света · Норвежский лес (1987) · Дэнс, дэнс, дэнс (1988) · К югу от границы, на запад от солнца (1988) · Хроники Заводной Птицы (1994, 1995) · Мой любимый sputnik (1999) · Кафка на пляже (2002) · Послемрак (2004) · 1Q84 (2009) |
Сборники рассказов | Медленной шлюпкой в Китай (1983) · Хороший день для кенгуру (1983) · Сжечь сарай (1984) · Смертельный жар карусели с лошадками (1985) · Повторный налет на булочную (1986) · Ответный удар телепузиков (1990) · Почти до слёз чужой язык (1994) · Паукообразная обезьяна в ночи (1995) · Призраки Лексингтона (1996) · Все божьи дети могут танцевать (2000) · Загадки Токио (2005) |
Документальная проза | Подземка (1997, 1998) |
Другие произведения | Рождество Овцы (1985) · Джазовые портреты (1997, 2001) · О чём я говорю, когда говорю о беге (2007) · Радио Мураками (2010) |
Подземка (книга).