16-10-2023
Диоску́ры (др.-греч. Διόσκουροι — юные сыновья Зевса) — в древнегреческой мифологии[1] Кастор и Полидевк (др.-греч. Κάστωρ и Πολυδεύκης, лат. Поллукс), близнецы, дети Леды[2]. Участники похода аргонавтов и Калидонской охоты.
Содержание |
В «Илиаде» имя Диоскуры не встречается, хотя Кастор и Полидевк упомянуты в «Илиаде» (III 237). В «Одиссее» при описании Аида Кастор и Полидевк называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды[3]. По наиболее распространённому взгляду, отец Кастора — Тиндарей, а отец Полидевка — Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен. У Гесиода Кастора также называют сыном Зевса[4]. В микенских текстах есть имя ka-to (Кастор)[5].
Согласно песням Алкмана, родились на островке Пефн в Лаконике, Гермес перенёс их в Пеллану, где они были воспитаны. На островке стояли медные статуи Диоскуров величиною с фут[6]. Носили шапки в форме конуса от яйца, в котором они были рождены[7]. По словам Павсания мессенцы оспаривают Диоскуров у лакедемонян[8].
Классификация грамматиков, известная из речи Котты у Цицерона[9], выделяет три группы Диоскуров:
Сказание говорит об участии Диоскуров в предприятиях других героев — в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттике рассказывали о походе их против Тесея с целью вернуть похищенную им сестру их Елену.
Посейдон подарил им коней и дал силу спасать терпящих кораблекрушение[10].
Кастор обучал Геракла сражаться в полном вооружении[11]. Кастор известен как наездник, упражнялся в военном деле. Кастор победил в беге на Олимпийских играх, устроенных Гераклом[12]. Полидевк упражнялся в кулачном бою и победил в кулачном бою на Олимпийских играх, устроенных Гераклом[12]. В городе Гермиона показывали стадион, где состязались Диоскуры[13].
Кастор[14] и Полидевк[15] были участниками Калидонской охоты.
Во время похода в Аттику Кастор ранен в правое бедро Афидном[16].
Кастор[17] и Полидевк[18] были аргонавтами.
Во время похода аргонавтов поднялась буря, и Орфей взмолился к самофракийским богам. Ветер утих, а к головам Диоскуров опустились две звезды[19]. Поэтому попавшие в бурю мореходы молились самофракийским богам[20].
Во время похода Полидевк убил в кулачном бою Амика[21]. Полидевк — участник состязаний в честь погребения Пелия[22], победил на них в кулачном бою[23]. Кастор же на погребальных играх по Пелию победил в простом беге[23].
Полидевк похитил из Мессении дочь Левкиппа Фебу, Кастор похитил дочь Левкиппа Гилаиру, и они вступили с ними в брак. Похищение дочерей Левкиппа со свадьбы было изображено на картине Полигнота[24]. По поводу украденного Диоскурами, в сообществе с сыновьями Афарея, стада быков[25] — или, по другому сказанию, по поводу похищенных Диоскурами дочерей Левкиппа — невест сыновей Афарея Идаса и Линкея, — между Диоскурами и Афаретидами возникла ссора[26].
По одному рассказу, Кастор был убит Идом[27], а Полидевк одолел Линкея, и Зевс молнией убил Ида. Позже Полидевк поставил трофей в Спарте в знак победы над Линкеем[28]. По другой версии, Кастор убил Линкея, Идас — Кастора[29], а Полидевк победил Идаса. По третьему рассказу, Идас убил Кастора. Полидевк кинулся их преследовать, метнул копье в Линкея и убил. Идас метнул камень в голову Полидевка и убил его. Полидевк был принят в число богов[29]. Есть и версия, что Кастор был убит Линкеем[30]. Согласно же XXII идиллии Феокрита, оба Диоскура остались живы, а Афаретиды погибли.
По более редкой версии Кастор был убит у города Афидны, по другой — когда Линкей и Идас осаждали Спарту[10]. Полидевк получил от Зевса звезду (то есть дар бессмертия), но поделился даром с братом[31]. Когда Зевс, на просьбу Полидевка дать ему умереть вместе с братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными.
Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой — в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причём один был утренней, другой — вечерней звездой. Подобно индийским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему индоевропейским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Греки видели Диоскуров в созвездии Близнецов[32]. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Диоскуров чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе.
Могила Кастора в Спарте, они были признаны богами 40 лет спустя гибели[33]. Также могилу Кастора показывали аргивяне, которые называли его «полуродоначальником»[34].
Дом Диоскуров показывали в Спарте[35]. Храм Полидевка находился около Спарты[36]. Из Колхиды в Спарту Диоскуры привезли статую Ареса Ферита[37]. В городе Лас они воздвигли храм Афины Асии, так как и у колхов есть это святилище[38]. Диоскуров называют Великими богами, храм в Клиторе (Аркадия)[39]. Во время летнего солнцестояния Диоскуров приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нём. Их принимал в гостях аркадец Евфорион из Пея (VII в. до н. э.)[40].
Диоскуры с древних времен символически изображались в Спарте двумя соединёнными балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Диоскуров, с конями, на Monte-Cavallo, против квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Полидевк — кулачным бойцом.
Оба божества пользовались в глубокой древности большим почтением у сицилийских и италийских греков, у этрусков и у римлян. Последнее доказывается специально для Поллукса чрезвычайно распространенной в народных устах божбой: Edepol (= е deus Pollux;). Поллукс — (Pollux, древн. форма Polloces) — латинская форма имени Полидевка. Иногда оба диоскура назывались Polluces, но чаще Castores.
Им посвящены XVII и XXXIII гимны Гомера. Появляются как божества в трагедиях Еврипида «Елена» и «Электра». Упоминаются в трагедиях Патрокла из Турий и Софокла Младшего[41]. Действующие лица трагедии Тимесифея «Кастор и Полидевк», а также оперы Жан-Филиппа Рамо «Кастор и Поллукс» (1737).
Древнеримская религия и мифология | ||
---|---|---|
Главные боги | ||
Жрецы |
Авгуры • Августалы • Арвальские братья • Великий понтифик • Весталки • Гаруспик • Коллегия понтификов • Салии • Священный царь • Фециалы • Тиции • Фламины • Эпулоны |
|
Верования и ритуалы |
Книги Сивилл • Праздники (Квинкватрии • Консуалии • Лемурия • Луперкалии • Матроналии • Нептуналии • Паренталии • Сатурналии • Терентинские игры • Цереалии • Ювеналии) • Храм • Ауспиции |
|
Другие боги, божества и духи |
||
Персонификация |
Полидевк.