Хуан Поло де Ондегардо-и-Сарате |
исп. Juan Polo de Ondegardo y Zárate |
Дата рождения: |
1500 год(1500)
|
Место рождения: |
Вальядолид, Испания
|
Дата смерти: |
24 ноября 1575(1575-11-24)
|
Место смерти: |
Ла Плата, Аргентина
|
Страна: |
Испания
|
Научная сфера: |
Право, Экономика, История, Этнография, Религия
|
Место работы: |
Перу, Боливия, Аргентина
|
Известные ученики: |
Инка Гарсиласо де ла Вега, Хосе де Акоста
|
Известен как: |
историк, этнограф, государственный деятель, правовед. Первым обнаружил мумии правителей инков. Наиболее детально изучил государственное устройство, налогообложение, право, топографическую систему Империи инков.
|
Хуан Поло де Ондегардо или Хуан Поло де Ондегардо-и-Сарате (исп. Juan Polo de Ondegardo y Zárate) (Вальядолид, Испания, около 1500 года — Ла Плата, Аргентина, 24 ноября 1575) — испанский колониальный чиновник, юрист и хронист в Перу, Боливии и Аргентине, автор исторических произведений об Империи Инков. Первый европеец, обнаруживший мумии Инков. Возглавлял испанскую колониальную администрацию в городе Куско — столице бывшей Империи Инков.
Биография
Подпись лиценциата Поло де Одегардо.
Семья Ондегардо и Сарате
Поло де Ондегардо был сыном Херонимы Диас де Сарате (Jerónima Díaz de Zárate), сестры историка и хрониста Агустина де Сарате, и Диего Лопеса де Леон де Ондегардо (Diego López de León de Ondegardo), «судебного пристава инквизиции Гранады», умершего до 1538 года. Диего Лопес вел род от миланского купца, осевшего в Вальядолиде в середине XV века, и сделавшего карьеру в королевской администрации. Диего Лопес был сыном Лопе Диаса де Сарате, секретаря Совета Святой Инквизиции[1]. У родителей его также были такие дети:
- Алонсо де Ондегардо (архидиакон в Вальядолиде, каноник в Толедо, доктор и профессор в Вальядолиде)
- Лопе Диас де Сарате (также лиценциат и каноник в Осма)
- Диего де Сарате (умер в Америке)
- Херонима де Сарате (жена Диего де Аргаме-и-Варгас, рехидора в Толедо)
- Мария де Ондегардо (жительница Мадрида, замужем за Педро Диасом Венеро де Лейва, первого президента Аудиенции Новой Гранады и члена Королевского Совета Индий)
- Ана де Ондегардо (жительница Вальядолида и жена Бартоломе де Сантойо).
Поездка в Америку
Поло де Ондегардо отправился в Перу с флотом, перевозившим вице-короля Перу Бласко Нуньеса Вела, в 1543 году, уполномоченного Эрнандо Писарро привести в порядок его интересы на завоёванных территориях. Из порта Сан-Лукар-де-Баррамеда они вместе с Августином де Сарате отплыли 1 ноября. Невзирая на это он перешёл на сторону Королевской аудиенции в Лиме во время конфликта, имевшегося между ней и вице-королём, хотя потом он перешёл на сторону мятежного Гонсало Писарро. При нём являлся судьёй Аудиенции.[2]
Чета Ондегардо и Пеньялоса
Женат Поло де Ондегардо был на Херониме де Пеньялоса (Jerónima de Peñalosa), являвшейся внучкой знаменитого губернатора Педрариаса Давилы; их венчание состоялось в Лиме, а жили они в городе Ла Плата. От этого брака появились такие дети:
- Херонимо Ондегардо (Jerónimo Hondegardo).
- Поло де Ондегардо (Polo de Hondegardo).
- Родриго де Контрерас (Rodrigo de Contreras).
- Лопе Ондегардо (Lope Hondegardo), иезуитский священник.
- Хуан Баутиста Ондегардо (Juan Bautista Hondegardo) — умер молодым.
Многочисленные потомки этой четы осели в Лиме и Кончимбамба (Перу) и в Вальядолиде (Испания).[3]
Участие в войнах и восстаниях
Арестованный в Куско Франсиско де Карвахалем (1546), он был переправлен в Лиму, где этому юристу удалось сбежать. Он объявился в Трухильо пред «умиротворителем» Педро де ла Гаска, отправленного императором Карлом V для борьбы против Гонсало Писарро, и принял участие в битве при Хакихавана (9 апреля 1548 года). Вскоре, он был назначен Гаской коррехидором и капитан-генералом Чаркаса для подавления мятежей, организовывая экспедиции в Тукуман и Ла Плату, составил правила эксплуатации серебряных шахт в Потоси, и добился получения энкомьенды в Кочабамбе. 22 апреля 1548 года Поло де Ондегардо был отправлен де ла Гаской в Чаркас в качестве следственного судьи[1]. Из письма де ла Гаски от 26 ноября 1548 года известно, что Поло де Ондегардо написал ему письмо (доставленное 16 ноября) из селения Покона.
Сражался против мятежного Франсиско Эрнандеса Хирона в Чикинга и Пукара в 1554 году в качестве командира пехоты в рядах Альварадо, но Альварадо был разбит полностью[2]. Позже назначен коррехидором (мэром) города Куско (1558—1561), как раз в те года когда этот город покинул известный историк Инка Гарсиласо де ла Вега.
Обнаружение мумий правителей Инков
В 1558 году архиепископ Лимы Херонимо де Лоайса и вице-король Андрес Уртадо де Мендоса запросили у него выяснить досконально об истории и ритуалах Инков, в результате этих исследований он обнаружил мумии инков в медных ящиках и ваки (места поклонений), отправив некоторые из них в Лиму, а также изучил верования и обычаи индейцев.
Им были найдены мумии следующих правителей Инков:
- Инка Юпанки
- Тупак Юпанки
- Вайна Капак, и его мать — Мама Окльо.
- Виракоча (прах), а также его жена Мама Руту.
Мумии были перенесены в Лиму к вице-королю маркизу де Каньете. Спустя несколько лет мумии были похоронены в госпитале Сан Андрес.
Подтверждение существования топографической системы у инков
Наиболее подробно Поло де Ондегардо описал топографическую систему секес в докладе «La relación de los adoratorios de los indios en los cuatro ceques» (1561).
Как он указывал в другом своём докладе «Relación de los fundamentos acerca del notable daño que resulta de no guardar a los indios sus fueros»[4] (1571) в каждом селении империи Инков были свои линии «секе», которые помечали все наиболее важные места и ваки, и чтобы удостовериться в этом он попросил, чтобы индейцы разных селений нарисовали ему эти линии на бумаге, что они и сделали. Видимо, эти местные линии связывались с между собой и с центром государства — Куско.
Деятельность в качестве чиновника
Поло де Ондегардо советовал вице-королю Графу де Ньева по новой разделить энкомьенды.
Сопровождал вице-короля Франсиско де Толедо (назначенного на должность в 1569 году) в его инспекционной поездке по Перу, приняв смерть как раз во время одной из таких поездок 4 ноября 1575 года. Установленная система управления индейцами, в которой он помогал вице-королю, просуществовала потом 2 столетия.
Поло де Ондегардо составил завещания 18 марта 1575 года в Потоси.
Подписи
Сохранились подписи Поло де Ондегардо на различных документах:
Произведения
Оставил несколько трактатов и рукописей, использованных в дальнейшем другими историками и хронистами:
- Tratado y averiguación sobre los errores y supersticiones de los indios (1559).
- Informe del Licenciado Polo de Ondegardo al Licenciado Briviesca de Muñatorres sobre la perpetuidad de las encomiendas en el Perú (1561).
- La relación de los adoratorios de los indios en los cuatro ceques. (1561)
- Ordenanzas de las minas de Guamanca.
- Instrucción sobre las ceremonias y ritos que usan los indios conforme al tiempo de su gentilidad (1567).
- Relación de los fundamentos acerca del notable daño que resulta de no guardar a los indios sus fueros (1571).
- Traslado de un cartapacio a manera de borrador que quedó en los papeles del Licenciado Polo de Ondegardo cerca del linaje de los Incas y como conquistaron.
- Copia de unos capitulos de una carta del Licenciado Polo, vecino de la ciudad de La Plata para el doctor Francisco Hernández de Liébana.
- Relación de las cosas del Perú desde 1543 hasta la muerte de Gonzalo Pizarro (эту рукопись включил в свою книгу дядя Хуана — Агустин де Сарате[5])
Некоторые рукописи хранятся в архивах Симанкас и Эскориале.
Также ему приписывают авторство Relación de las cosas acaecidas en las alteraciones del Perú después que Blasco Núñez Vela entró en él, написанную между 1548 и 1550 годами, и которая была обстоятельно использована его родным дядей Агустином де Сарате, при стоставлении тем Historia del descubrimiento y conquista del Perú, опубликованную впервые в Антверпене в 1555 году.
Издания на русском языке
- Поло де Ондегардо, Хуан. Заблуждения и суеверные обряды индейцев, извлечённые из трактата и расследования, сделанного лиценциатом Поло (1559).. www.bloknot.info (А.Скромницкий) (3 января 2010). — Доклад по вопросам верований индейцев Перу; освещены вопросы астрономии. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 3 января 2010.
- Поло де Ондегардо, Хуан. «Инструкция по борьбе с церемониями и обрядами, применяемыми индейцами со времён их безбожия» (1567).. www.bloknot.info (А.Скромницкий) (3 января 2010). — Доклад по вопросам верований индейцев Перу. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 3 января 2010.
- Поло де Ондегардо, Хуан. «Доклад о происхождении Инков, и о том, как они расширили свои завоевания» (1572).. www.bloknot.info (А.Скромницкий) (3 января 2010). — Доклад по вопросам верований индейцев Перу. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 3 января 2010.
Современные издания
- в Colección de Libros y Documentos Referentes a la Historia de Perú. Tomi III e IV Lima 1916—1917.
- в Colección de Documentos Inéditos para la Historia de Hespaña. Tomo VI
- в Revista Histórica de Lima. Tomo XII. Lima 1940
- в Colección de Documentos Inéditos del Archivio de Indias (Torres Mendoza) Tomo XVII, primera serie. Madrid
- в Historia 16 (El mundo de los incas) Madrid 1990
Примечания
- ↑ Colección de documentos inéditos para la historia de España
- ↑ Polo Ondegardo
- Генеалогия Ариаса де Авила
- Relación de los fundamentos acerca del notable daño que resulta de no guardar a los indios sus fueros
- A Modo De Presentacion
Библиография
- CASAS GRIEVE, Mercedes de las (ed). Relación de las cosas acaecidas en las alteraciones del Perú después que Blasco Núñez Vela entró en él. Lima: Pontificia Universidad Católica del Perú, 2003.
- DURÁN, Juan Guillermo. El Catecismo del III Concilio Provincial de Lima y sus complementos pastorales (1584—1585). Buenos Aires: UCA, 1982.
- GONZÁLEZ PUJANA, Laura. Polo de Ondegardo: Un cronista vallisoletano en el Perú. Valladolid: Universidad, 1999.
- HAMPE MARTÍNEZ, Teodoro. De cronistas, rebeliones y polémicas: Marcel Bataillon frente a la conquista del Perú. En Cátedra Miguel Maticorena. Homenaje a la trayectoria académica de Miguel Maticorena Estrada, Profesor Emérito de la Universidad Nacional Mayor de San Marcos. Документ онлайн 10/08/2006 доступен на: http://catedramaticorena.blogspot.com/2006/08/de-cronistas-rebeliones-y.html).
- PRESTA, Ana María. Los encomenderos de La Plata, 1550—1600. Lima: IEP, 2000.
- TAURO DEL PINO, Alberto. Enciclopedia Ilustrada del Perú. Lima: PEISA, 2001
- TORRE Y LÓPEZ, Arturo E. de la. Dos cronistas vallisoletanos: Acosta y Polo de Ondegardo. Sus informaciones sobre idolatrías. En Castilla y León en América. Actas del IV Congreso de Americanistas Españoles. Valladolid: Caja España, III: 259—278.
Ссылки
Polo de Ondegardo. REPORT OF THE LINEAGE OF THE YNCAS, AND HOW THEY EXTENDED THEIR CONQUESTS (eng)
См. также
Инки |
Предыстория |
Кильке | Мольо | Тиуанако | Уари |
Регионы |
Королевство Куско | Антисуйу | Кунтисуйу | Кольасуйу | Чинчайсуйу |
Города |
Вилькабамба | Вилькасуаман | Виткос | Гран-Пахатен | Ингапирка | Инкальяхта | Инкауаси (Аякучо) | Инкауаси (Каньете) | Кахамарка | Кито | Кориуайрачина | Кота-Кока | Куско | Куэлап | Льяванту | Льяктапата | Мачу-Пикчу | Морай | Ольянтайтамбо | Пайтити | Пайхан | Паккаритампу | Пачакамак | Писак | Потоси | Пука-Пукара | Пума Пунку | Ракчи | Саксайуаман | Тамбо-Колорадо | Тамбомачай | Тарауаси | Типон | Тиуанаку | Тукуме | Тумебамба | Уаманмарка | Уиньяй-Уайна | Учкус-Инканьян | Учуй-Коско | Чинчеро | Чокекирао | Шинкаль | Юкай |
Правители |
Сапа Инка | Манко Капак | Синчи Рока | Льоке Юпанки | Майта Капак | Капак Юпанки | Инка Рока | Йауар Уакак | Виракоча | Пачакутек | Тупак Инка Юпанки | Уайна Капак | Уаскар | Атауальпа | Манко Инка Юпанки | Сайри Тупак | Титу Куси Юпанки | Тупак Амару I |
Другие персоналии |
Руминьяви | Кура Окльо |
Соперники, соседи, завоевания |
Каньяри | Колья | Покра | Сикан | Тастиль | Чанка | Чачапойя | Чиму | Чинча |
Войско, оружие |
Армия инков | Оружие | Полководцы | Тактика |
Общество, семья, экономика |
Инкское право | Экономика | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Мосты | Торговля | Почта (Часки) | Земледелие | Скотоводство | Керамика | Кипукамайоки |
Мифология и религия |
Религия инков | Мифология инков | Амаруканча | Апу | Виракоча | Инти | Кай Пача | Кориканча | Мама Килья | Кавильяке | Пача Камак | Пачамама | Супай | Уака | Уку Пача | Ханан Пача | Ванакаури |
Язык, письменность |
Аймара | Капак сими | Кечуа | Кипу | Токапу | Керо | Пукина | Уру | Рукопись из Варочири | Сообщение кипукамайоков | Тетрадь Бласа Валера | Хроники Монтесиноса |
Символика |
Випала | Чакана |
Науки, философия |
Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Система координат | Система счёта, мер и весов инков | Тупу | Юпана |
Культура, искусства, литература |
Музыка | Кена | Тарка | Флейта Пана | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Апу-Ольянтай | Уткха-Павкар | Суримана | Скульптура | Архитектура | Живопись | Ткачество | Настольные игры |
Разное (быт, личности, другое) |
Айлью | Курака | Кухня инков | Мате | Лапачо | Мита | Пукара | Чульпа | Чакира | Кока | Лама | Гуанако | Викуньи | Альпака | Бальса | Картофель | Кукуруза | Киноа | Арракача | Красный перец | Чайот | Авокадо | Угни | Перуанский перец | Морская свинка |
См. также: Доколумбовы цивилизации | Доколумбова хронология Перу |