15-10-2023
Поморы, дореволюционная фотография |
|
Всего: 3113 (2010)[1] |
|
Язык | |
---|---|
Религия |
Православие, |
Расовый тип |
Беломоро-балтийский тип европеоидной расы |
Входит в |
Помо́ры — этнографическая группа русского, или российского населения[2], потомки древних восточных славян (словен и кривичей, образовавших славянскую диаспору древнего Новгорода), а также беломорских финно-угорских народов, включая чудь, вепсов и корел см. корела[3]. Вопрос об официальном признании поморов самостоятельным малым народом вызывает споры, в том числе политические[4]. Этноним произошёл от названия берега Белого моря от р. Онеги до Кеми — Поморский берег[5].
Поморы являются потомками древних новгородских, ростово-суздальских переселенцев, а также племен чудь (двинские финны, двиняне, чудь заволочская), корела (карелы), весь (вепсы), лопари (саами), зыряне и ижемцы (коми) и других, ныне не сохранившиеся народов Севера, среди которых легендарные печора и югра. Поморы издавна проживали на побережье Белого моря и занимались морским, озёрным и речным рыболовством, охотой на морских млекопитающих, вываркой морской и ключевой соли, торговлей, различными промыслами, добычей золота и серебра, выплавкой меди, олова и свинца, продажей слюды, разведением крупного рогатого скота (холмолгорская порода коров), коневодством (мезенская порода лошадей) и оленеводством.
Были искустными мореходами и преуспели в торговом мореплавании и судостроениеи. На весельных и парусно-весельных судах (кочах, парусных карбасах, бусах, шняках, ёлах, зырянках, осиновках, еловках, ледянках и др.) в суровых условиях северного мореходства поморы посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля). Первыми достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант), на востоке — основали поселение, ставшее городом Мангазея. В XVI—XVII веках выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири и Дальнего востока. Охотское море поморы назвали «Ламским морем». Однако, существует также мнение, что это миф современного времени, и что сибирские землепроходцы себя поморами не называли и не считали, а Поморьем в то время назывался Поморский берег и волости Соловецкого монастыря на Кольском полуострове.
Этноним «помор» и топоним «Поморье» имеют долгую историю. Первоначально слово поморы было принесено в Заволочье новгородцами, которые называли так жителей живущих по берегам залива Канда-лакша (Канда-залив, Ганд-вик) — первоначальное название Белого моря, Поморья (Поморский берег, побережье Белого и Баренцева морей)[5][6].
После вхождения Заволочья в состав Московского государства в XVI веке название Поморье стало употребляться в отношении всего беломорского региона страны, вытеснив прежнее новгородское название региона — Заволочье. Существует мнение, что ранее, в период новгородской республики, поморами назывались только жители западного берега Белого моря, а с приходом Московского государства поморами стали назваться все жители бывших чудских районов Заволочья (онежана, мезена, двиняна, кулояна, мезена, печора, вагана и др). Данное утверждение подтверждается многими историческими российскими источниками 17-18 вв, в которых Поморьем называются города Вятка, Тотьма, Пермь, Великий Устюг. «Поморцами» в ХVI—ХVIII века именовали исключительно население Западного Беломорья[6].
Одними из первых, кто изучал особенности культуры и быта крестьян севера европейской части России (исторического Заволочья, Поморья, Русского Севера) с научной точки зрения были этнографы XIX века В. Н. Майнов[7] и П. Н. Рыбников[8].
В XX веке в книге «Этнография народов СССР» известный советский ученый С. А. Токарев отнёс заонежан и поморов к «обособленным» группам[9].
Классические работы по истории и этнографии поморов написала во второй половине ХХ века Татьяна Александровна Бернштам. В 1959 году после окончаний Ленинградского университета она приехала работать в Архангельский областной краеведческий музей и с увлечением начала изучать поморов, их история, культуру и быт, работая как в музейных фондах, так и в полевых экспедициях. Этой темой она продолжала заниматься после окончания аспирантуры Лениградского отделения Института этнографии АН СССР, уже работая там. В 1878 году Т. А. Бернштам опубликовала монографию «Поморы: формирование групп и система хозяйства»[10], а в 1983 году - «Русская народная культура Поморья в XIX-начале XX в.: этнографические очерки»[11].
Исторически, в России всегда существовали группы населения, имеющие особые названия или самоназвания. В XXI веке традицию их этнографического изучения продолжили И. В. Власова[12], Ю .Б. Симченко и В. А. Тишков[13]. В частности, В. А. Тишков рассматривает поморов как этническую подгруппу русского этноса. Ученый-этнолог полагает, что:
Одна форма идентичности (этнонациональной) среди россиян совсем не исключает другую, общероссийскую идентичность. Именно на этой основе строится патриотизм, гражданская ответственность и солидарность, а также существуют такие привычные для нас понятия, как национальные экономика и доход, национальные интересы, национальные проекты, здоровье нации, лидер нации, национальная олимпийская команда и так далее[14].— В. А. Тишков
Поморы в современном научном понимании представляют собой этнографический и культурный феномен, охватывающий близкородственное по культурным традициям и языку население побережий Белого моря. По своей материальной и духовной культуре поморы сходны с русским и финноугорским населением Русского Севера, в частности — с карелами. Поморы в массовом, в том числе и мифологизированном, сознании зафиксировались как отважные мореходы, умелые охотники на морского зверя, опытные рыболовы и убежденные в своей правоте староверы.
Название «помор» и «поморец» зафиксировано в письменных источниках в середине XVI века, когда: «Поморцы с моря Окияна из Кондолакской губы просили вместе с лоплянами устройства церкви». С этого времени названия поморцы, поморский, Поморье постоянно фигурирует в актовых памятниках и сохранившихся писцовых книгах ХVI-XVIII веков. Их регулярно употребляли правительственные грамоты середины XVI века: «…Что де Каргопольцы, и Онежане, и Турчасовцы, и Порожане, и Усть-Мошане… ездили к морю соли купити, да купив де у моря соль у поморцев да взять её в Турчасово»; «А нашим боярам новгородским и двинским в Усть Колские волости приказным и всяким поморским людям и корельским детям и лопарям… в тое их вотчины (Троицко-Печенского монастыря)… не вступатися».
В течение ХVII века, понятие помор закрепляется. В конце ХVI века поморами стали называть всех участвующих в Мурманских промыслах, а волости — поморскими. Во второй половине ХVI — первой половине ХVII вв. поморские волости Терского, Кандалакшского и Поморского берегов вместе с Колой представляли определенную хозяйственную область, основой экономического развития которой были морские рыбные промыслы на побережье Кольского полуострова. В дальнейшем поморами стали называть население Онежского, Летнего, Зимнего берегов. Ко второй половине-конце XVII в. относится развитие восточных мурманских промыслов. Письменные источники местного северного происхождения второй половины XVIII и XIX вв. свидетельствуют о том, что поморами считали себя жители Поморского берега от Онеги до Кеми включительно, а также некоторых сел Карельского берега и части сел Летнего и Зимнего берегов.
Историк В. Н. Татищев так определял границы Поморья: «…обсчее имя Поморие, а по уездам Архангельской, Колмоград, Вага, Тотьма, Вологда, Каргополь, Чаронда (прим. Вологодская обл.) и Олонец (прим. Карелия)»; «Есть северная часть России, в которой все по берегу Белого и Северного моря от границы Корелии с Финами на восток до гор Великого пояса или Урала заключается. К югу же издревле русские помалу часть по части овладели и к Руси приобсчали… Ныне же все оное и есче с немалою прибавкою под властию Поморской губернии состоит».
Поморы на промысле. Начало XX века
Поморы в летней одежде. Начало XX века
Поморы в зимней одежде. Начало XX века
Поморы. Начало XX века
Крестьянская семья в праздничных костюмах. Начало XX века
Поморы. Начало XX века
Поморы. Начало XX века
Поморы. Начало XX века
Девушка в венце. Архангельская губерния. Начало XX века
Девушка в праздничном костюме. Архангельская губерния. Начало XX века
Разговорный язык поморов — поморский диалект русского языка. Характерными признаками поморского говора являются:
Также для торговых связей с Норвегией поморы использовали руссенорск или «Моя-по-твоя» (норв. Moja på tvoja) — смесь русского и норвежского языка.
Александр Иванович Шренк, русский естествоиспытатель и этнолог XIX века, одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа особенностей областных выражений русского языка, употребляемых в Архангельской губернии Российской империи[15]. В советское время архангельские говоры, в том числе - поморский, исследовали И. С. Меркурьев, И. И. Дуров, К. Ф. Захарова и В. Г. Орлова. Большую этнологическую, лингвистическую и фольклорную работу в Архангельской области провела Т. А. Берштрам. Следует также учитывать, что в условиях искусственного нагнетания так называемого «поморского вопроса» изучение местных говоров может приобретать нежелательный политический оттенок[16].
Основная религия поморов — православие как нового (Русская православная церковь), так и старого (Древлеправославная поморская церковь) обрядов.
В 2010 году полевая экспедиция Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН исследовала религиозность современных поморов[19].
Значительное взаимное влияние на сказочную традицию Поморья оказала культура соседних народов. Наиболее любимы в Поморье длинные волшебные сказки приключенческого характера, в коих действие связано с морем. Обычно главный герой таких сказок — бедняк. Не менее распространены сказки с главным героем-женщиной. Наравне с мужчиной она делит все испытания и оказывается чудесной его помощницей. В ряде сказок она — невинная жертва коварного врага[20].
Поморская культура отразилась в произведениях Писахова и Шергина. По мотивам произведений Писахова и Шергина в 80-х на «Союзмультфильме» была снята знаменитая серия мультфильмов — Смех и горе у Бела моря.
В настоящее время поморы, живущие на побережье Белого моря утрачивают культурное самосознание, забывают навыки зверобоев и рыболовов, и ассимилируются. Поморская молодежь уезжает из деревень в города, старшее поколение умирает не передав опыта предков, а поморские поселения или пустеют, или в лучшем случае превращаются в летние дачные поселения. Чтобы остановить и повернуть вспять этот разрушительный в культурном отношении процесс, поморское самосознание культивируется в настоящее время в Архангельской области, как родине великого помора М. В. Ломоносова и одном из центров духовной культуры Русского Севера.
В 2011 году обозначение этнографической группы «поморы» появилось на «Карте народов Российской Федерации», подготовленной и изданной Институтом этнологии и антропологии РАН. На ней поморы определены как субэтническая группа русского населения[2].
Вопрос о том, являются ли поморы самостоятельным малым народом или субэтносом русского народа, остается открытым. Высказывается мнение, что этот вопрос имеет политическую и экономическую природу[4].
Утверждается, что поморы являются непризнанной этнической группой коренного населения России, которая несмотря на многочисленные просьбы её представителей и поддержке части учёных, подвергается этнической дискриминации. Якобы только поэтому поморы до сих пор не включены в единый перечень коренных малочисленных народов России[21][22], а в Минрегионе России не ведется работа по включению поморов в этот список. Лидерами движения за признание поморов «коренным малочисленным народом» выступают Иван Мосеев, Павел Есипов, Владимир Ломакин и Анатолий Беднов.[23].
Высказывается мнение, что в настоящее время против поморских общин в России ведется целенаправленная кампания, включающая в себя меры по уничтожению традиционных поморских рыбных промыслов и изъятию разрешений на рыболовство. Циркулируют слухи, что поморами занимается отдельное подразделение ФСБ, осуществляющее ряд спецопераций по искоренению поморской идентичности в районах добычи ценной рыбы. Распространяются сведения, что Владимир Путин фактически обманул поморов, пообещав им выделить компенсацию в размере от 40 до 70 млн рублей за запрещенный в 2008 году государством промысел гренландского тюленя в Белом море, и что якобы чиновники, чтобы не выплачивать компенсацию, стали в судебном порядке закрывать поморские общины и общественные организации, привлекать к административной и уголовной ответственности поморских лидеров.
Во время всероссийской переписи населения 2002 года поморами назвали себя 6571 человек (из них 6295 проживают в Архангельской области; среди них, в частности — тогдашний губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов[24], в Мурманской области — 127[25]).
При подготовке к переписи в 1999 году по инициативе Министерства по делам федерации и национальностей Российской Федерации (Миннац) обсуждался вопрос о добавлении в государственный реестр ряда малочисленных этнических групп. Миннац распространил проект «Единого перечня, коренных малочисленных народов Российской Федерации», подготовленный для включения в законопроект «Положение об отнесении народов и этнических групп Российской Федерации к коренным малочисленным народам». В этом списке, наряду с признанными народами, были также включены и непризнанные, такие как: коми-ижемцы, поморы, марковцы, мезенцы, русско-устьницы. Научные сотрудники Института антропологии и этнологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН не поддержали это предложения Миннаца, полагая, что указанные сообщества относятся не к этническим общностям, а к региональным проявлениям больших этнических групп. Поэтому, поморы не вошли в список, подготовленный Институтом антропологии и этнологии для переписи 2002 года. В частности, в ходе проходившего в Института антропологии и этнологии обсуждения С.А. Арутюнов высказал следующее мнение:
Самые решительные возражения у меня вызывает выделение в качестве малочисленных народов тех групп населения, которые являются просто русскими-старожилами, ведущими отчасти промысловое хозяйство, но в наши дни все более утрачивающими свои отличия от прочих русских. Это чачундрспные крестьяне, канинские поморы, мезенские поморы, колымчане. русскоустьинцы, ленские и обские старожилы. Если создать прецедент, таких групп появятся многие десятки: разные казаки, усть-цилёмы, индигирщики. Одних поморов наберется до десятка групп[26].— С.А. Арутюнов
Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2010 число поморов за 8 лет сократилось вдвое и составило 3113 чел. (в том числе в Архангельской области — 2015 человек)[27].
Помор.