Lt304888.ru

Туристические услуги

Помор

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Поморы

Поморы, дореволюционная фотография

Всего: 3113 (2010)[1]

Язык

русский язык (поморский говор)

Религия

Православие,
в том числе старообрядчество

Расовый тип

Беломоро-балтийский тип европеоидной расы

Входит в

русские

Помо́ры — этнографическая группа русского, или российского населения[2], потомки древних восточных славян (словен и кривичей, образовавших славянскую диаспору древнего Новгорода), а также беломорских финно-угорских народов, включая чудь, вепсов и корел см. корела[3]. Вопрос об официальном признании поморов самостоятельным малым народом вызывает споры, в том числе политические[4]. Этноним произошёл от названия берега Белого моря от р. Онеги до Кеми — Поморский берег[5].

Происхождение

Поморы являются потомками древних новгородских, ростово-суздальских переселенцев, а также племен чудь (двинские финны, двиняне, чудь заволочская), корела (карелы), весь (вепсы), лопари (саами), зыряне и ижемцы (коми) и других, ныне не сохранившиеся народов Севера, среди которых легендарные печора и югра. Поморы издавна проживали на побережье Белого моря и занимались морским, озёрным и речным рыболовством, охотой на морских млекопитающих, вываркой морской и ключевой соли, торговлей, различными промыслами, добычей золота и серебра, выплавкой меди, олова и свинца, продажей слюды, разведением крупного рогатого скота (холмолгорская порода коров), коневодством (мезенская порода лошадей) и оленеводством.

Были искустными мореходами и преуспели в торговом мореплавании и судостроениеи. На весельных и парусно-весельных судах (кочах, парусных карбасах, бусах, шняках, ёлах, зырянках, осиновках, еловках, ледянках и др.) в суровых условиях северного мореходства поморы посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля). Первыми достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант), на востоке — основали поселение, ставшее городом Мангазея. В XVI—XVII веках выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири и Дальнего востока. Охотское море поморы назвали «Ламским морем». Однако, существует также мнение, что это миф современного времени, и что сибирские землепроходцы себя поморами не называли и не считали, а Поморьем в то время назывался Поморский берег и волости Соловецкого монастыря на Кольском полуострове.

Этимология названия

Этноним «помор» и топоним «Поморье» имеют долгую историю. Первоначально слово поморы было принесено в Заволочье новгородцами, которые называли так жителей живущих по берегам залива Канда-лакша (Канда-залив, Ганд-вик) — первоначальное название Белого моря, Поморья (Поморский берег, побережье Белого и Баренцева морей)[5][6].

После вхождения Заволочья в состав Московского государства в XVI веке название Поморье стало употребляться в отношении всего беломорского региона страны, вытеснив прежнее новгородское название региона — Заволочье. Существует мнение, что ранее, в период новгородской республики, поморами назывались только жители западного берега Белого моря, а с приходом Московского государства поморами стали назваться все жители бывших чудских районов Заволочья (онежана, мезена, двиняна, кулояна, мезена, печора, вагана и др). Данное утверждение подтверждается многими историческими российскими источниками 17-18 вв, в которых Поморьем называются города Вятка, Тотьма, Пермь, Великий Устюг. «Поморцами» в ХVI—ХVIII века именовали исключительно население Западного Беломорья[6].

Изучение

Одними из первых, кто изучал особенности культуры и быта крестьян севера европейской части России (исторического Заволочья, Поморья, Русского Севера) с научной точки зрения были этнографы XIX века В. Н. Майнов[7] и П. Н. Рыбников[8].

В XX веке в книге «Этнография народов СССР» известный советский ученый С. А. Токарев отнёс заонежан и поморов к «обособленным» группам[9].

Классические работы по истории и этнографии поморов написала во второй половине ХХ века Татьяна Александровна Бернштам. В 1959 году после окончаний Ленинградского университета она приехала работать в Архангельский областной краеведческий музей и с увлечением начала изучать поморов, их история, культуру и быт, работая как в музейных фондах, так и в полевых экспедициях. Этой темой она продолжала заниматься после окончания аспирантуры Лениградского отделения Института этнографии АН СССР, уже работая там. В 1878 году Т. А. Бернштам опубликовала монографию «Поморы: формирование групп и система хозяйства»[10], а в 1983 году - «Русская народная культура Поморья в XIX-начале XX в.: этнографические очерки»[11].

Исторически, в России всегда существовали группы населения, имеющие особые названия или самоназвания. В XXI веке традицию их этнографического изучения продолжили И. В. Власова[12], Ю .Б. Симченко и В. А. Тишков[13]. В частности, В. А. Тишков рассматривает поморов как этническую подгруппу русского этноса. Ученый-этнолог полагает, что:

Одна форма идентичности (этнонациональной) среди россиян совсем не исключает другую, общероссийскую идентичность. Именно на этой основе строится патриотизм, гражданская ответственность и солидарность, а также существуют такие привычные для нас понятия, как национальные экономика и доход, национальные интересы, национальные проекты, здоровье нации, лидер нации, национальная олимпийская команда и так далее[14].

— В. А. Тишков

Поморы в современном научном понимании представляют собой этнографический и культурный феномен, охватывающий близкородственное по культурным традициям и языку население побережий Белого моря. По своей материальной и духовной культуре поморы сходны с русским и финноугорским населением Русского Севера, в частности — с карелами. Поморы в массовом, в том числе и мифологизированном, сознании зафиксировались как отважные мореходы, умелые охотники на морского зверя, опытные рыболовы и убежденные в своей правоте староверы.

История

Название «помор» и «поморец» зафиксировано в письменных источниках в середине XVI века, когда: «Поморцы с моря Окияна из Кондолакской губы просили вместе с лоплянами устройства церкви». С этого времени названия поморцы, поморский, Поморье постоянно фигурирует в актовых памятниках и сохранившихся писцовых книгах ХVI-XVIII веков. Их регулярно употребляли правительственные грамоты середины XVI века: «…Что де Каргопольцы, и Онежане, и Турчасовцы, и Порожане, и Усть-Мошане… ездили к морю соли купити, да купив де у моря соль у поморцев да взять её в Турчасово»; «А нашим боярам новгородским и двинским в Усть Колские волости приказным и всяким поморским людям и корельским детям и лопарям… в тое их вотчины (Троицко-Печенского монастыря)… не вступатися».

В течение ХVII века, понятие помор закрепляется. В конце ХVI века поморами стали называть всех участвующих в Мурманских промыслах, а волости — поморскими. Во второй половине ХVI — первой половине ХVII вв. поморские волости Терского, Кандалакшского и Поморского берегов вместе с Колой представляли определенную хозяйственную область, основой экономического развития которой были морские рыбные промыслы на побережье Кольского полуострова. В дальнейшем поморами стали называть население Онежского, Летнего, Зимнего берегов. Ко второй половине-конце XVII в. относится развитие восточных мурманских промыслов. Письменные источники местного северного происхождения второй половины XVIII и XIX вв. свидетельствуют о том, что поморами считали себя жители Поморского берега от Онеги до Кеми включительно, а также некоторых сел Карельского берега и части сел Летнего и Зимнего берегов.

Историк В. Н. Татищев так определял границы Поморья: «…обсчее имя Поморие, а по уездам Архангельской, Колмоград, Вага, Тотьма, Вологда, Каргополь, Чаронда (прим. Вологодская обл.) и Олонец (прим. Карелия)»; «Есть северная часть России, в которой все по берегу Белого и Северного моря от границы Корелии с Финами на восток до гор Великого пояса или Урала заключается. К югу же издревле русские помалу часть по части овладели и к Руси приобсчали… Ныне же все оное и есче с немалою прибавкою под властию Поморской губернии состоит».

Язык

Севернорусские говоры на основе диалектологической карты 1915 года

Разговорный язык поморов — поморский диалект русского языка. Характерными признаками поморского говора являются:

  • оканье и долгота гласных в фонетике, характерная для части финно-угорских языков.
  • большое количество слов, унаследованных от древнерусского языка (его новгородского диалекта).
  • наличие многочисленных новообразований, в частности связанных с природными условиями и хозяйственной деятельностью поморов, а также языковых заимствований из финно-угорских и скандинавских языков в лексике.
  • некоторые особенности в создании глагольных форм, выборочное применение аориста.

Также для торговых связей с Норвегией поморы использовали руссенорск или «Моя-по-твоя» (норв. Moja på tvoja) — смесь русского и норвежского языка.

Александр Иванович Шренк, русский естествоиспытатель и этнолог XIX века, одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа особенностей областных выражений русского языка, употребляемых в Архангельской губернии Российской империи[15]. В советское время архангельские говоры, в том числе - поморский, исследовали И. С. Меркурьев, И. И. Дуров, К. Ф. Захарова и В. Г. Орлова. Большую этнологическую, лингвистическую и фольклорную работу в Архангельской области провела Т. А. Берштрам. Следует также учитывать, что в условиях искусственного нагнетания так называемого «поморского вопроса» изучение местных говоров может приобретать нежелательный политический оттенок[16].

Территориальные группы поморов

Церковь в Матигорах близ Холмогор (1686-94), откуда родом была мать М. В. Ломоносова

Религия

Основная религия поморов — православие как нового (Русская православная церковь), так и старого (Древлеправославная поморская церковь) обрядов.

В 2010 году полевая экспедиция Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН исследовала религиозность современных поморов[19].

Культура

Козули, традиционное лакомство у поморов

Поморские сказки

Значительное взаимное влияние на сказочную традицию Поморья оказала культура соседних народов. Наиболее любимы в Поморье длинные волшебные сказки приключенческого характера, в коих действие связано с морем. Обычно главный герой таких сказок — бедняк. Не менее распространены сказки с главным героем-женщиной. Наравне с мужчиной она делит все испытания и оказывается чудесной его помощницей. В ряде сказок она — невинная жертва коварного врага[20].

Поморская культура отразилась в произведениях Писахова и Шергина. По мотивам произведений Писахова и Шергина в 80-х на «Союзмультфильме» была снята знаменитая серия мультфильмов — Смех и горе у Бела моря.

Современное состояние

В настоящее время поморы, живущие на побережье Белого моря утрачивают культурное самосознание, забывают навыки зверобоев и рыболовов, и ассимилируются. Поморская молодежь уезжает из деревень в города, старшее поколение умирает не передав опыта предков, а поморские поселения или пустеют, или в лучшем случае превращаются в летние дачные поселения. Чтобы остановить и повернуть вспять этот разрушительный в культурном отношении процесс, поморское самосознание культивируется в настоящее время в Архангельской области, как родине великого помора М. В. Ломоносова и одном из центров духовной культуры Русского Севера.

В 2011 году обозначение этнографической группы «поморы» появилось на «Карте народов Российской Федерации», подготовленной и изданной Институтом этнологии и антропологии РАН. На ней поморы определены как субэтническая группа русского населения[2].

Политизация вопроса о статусе поморов

Вопрос о том, являются ли поморы самостоятельным малым народом или субэтносом русского народа, остается открытым. Высказывается мнение, что этот вопрос имеет политическую и экономическую природу[4].

Утверждается, что поморы являются непризнанной этнической группой коренного населения России, которая несмотря на многочисленные просьбы её представителей и поддержке части учёных, подвергается этнической дискриминации. Якобы только поэтому поморы до сих пор не включены в единый перечень коренных малочисленных народов России[21][22], а в Минрегионе России не ведется работа по включению поморов в этот список. Лидерами движения за признание поморов «коренным малочисленным народом» выступают Иван Мосеев, Павел Есипов, Владимир Ломакин и Анатолий Беднов.[23].

Высказывается мнение, что в настоящее время против поморских общин в России ведется целенаправленная кампания, включающая в себя меры по уничтожению традиционных поморских рыбных промыслов и изъятию разрешений на рыболовство. Циркулируют слухи, что поморами занимается отдельное подразделение ФСБ, осуществляющее ряд спецопераций по искоренению поморской идентичности в районах добычи ценной рыбы. Распространяются сведения, что Владимир Путин фактически обманул поморов, пообещав им выделить компенсацию в размере от 40 до 70 млн рублей за запрещенный в 2008 году государством промысел гренландского тюленя в Белом море, и что якобы чиновники, чтобы не выплачивать компенсацию, стали в судебном порядке закрывать поморские общины и общественные организации, привлекать к административной и уголовной ответственности поморских лидеров.

Численность согласно переписям 2002 и 2010 годов

Во время всероссийской переписи населения 2002 года поморами назвали себя 6571 человек (из них 6295 проживают в Архангельской области; среди них, в частности — тогдашний губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов[24], в Мурманской области — 127[25]).

При подготовке к переписи в 1999 году по инициативе Министерства по делам федерации и национальностей Российской Федерации (Миннац) обсуждался вопрос о добавлении в государственный реестр ряда малочисленных этнических групп. Миннац распространил проект «Единого перечня, коренных малочисленных народов Российской Федерации», подготовленный для включения в законопроект «Положение об отнесении народов и этнических групп Российской Федерации к коренным малочисленным народам». В этом списке, наряду с признанными народами, были также включены и непризнанные, такие как: коми-ижемцы, поморы, марковцы, мезенцы, русско-устьницы. Научные сотрудники Института антропологии и этнологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН не поддержали это предложения Миннаца, полагая, что указанные сообщества относятся не к этническим общностям, а к региональным проявлениям больших этнических групп. Поэтому, поморы не вошли в список, подготовленный Институтом антропологии и этнологии для переписи 2002 года. В частности, в ходе проходившего в Института антропологии и этнологии обсуждения С.А. Арутюнов высказал следующее мнение:

Самые решительные возражения у меня вызывает выделение в качестве малочисленных народов тех групп населения, которые являются просто русскими-старожилами, ведущими отчасти промысловое хозяйство, но в наши дни все более утрачивающими свои отличия от прочих русских. Это чачундрспные крестьяне, канинские поморы, мезенские поморы, колымчане. русскоустьинцы, ленские и обские старожилы. Если создать прецедент, таких групп появятся многие десятки: разные казаки, усть-цилёмы, индигирщики. Одних поморов наберется до десятка групп[26].

— С.А. Арутюнов

Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2010 число поморов за 8 лет сократилось вдвое и составило 3113 чел. (в том числе в Архангельской области — 2015 человек)[27].

Поморы, внёсшие вклад в развитие науки, культуры и искусства

См. также

Примечания

  1. Вот какие мы — россияне. Российская газета — Федеральный выпуск № 5660 (284) (22 декабря 2011). — Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Проверено 20 января 2013.
  2. ↑ Институт этнологии и антропологии РАН внес поморов на карту народов РФ. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  3. Бернштам Т. А. Поморы, 1978
  4. ↑ Поморско-норвежский шпион. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  5. 1 2 Народы Европейской части СССР (Том 1) / Серия Народы мира. Этнографические очерки АН СССР. М., Наука 1964 г., стр. 145
  6. 1 2 См. подробно: «Поморы» / Поморская энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. акад., вице-президент РАН Н. П. Лаверов. Т. 1: История Архангельского Севера / Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ломоносовский фонд, Поморский науч. фонд; гл. ред. В. Н. Булатов; сост. А. А. Куратов. — Архангельск : Поморский гос. ун-т, 2001 - C. 318.
  7. Путешествие в Обонежье и Корелу. 2-е изд. СПб., 1877.
  8. Рыбников П. Н. Этнографические заметки о заонежанах. Памятная книга Олонецкой губернии на 1866 год. Петрозаводск, 1866.
  9. Токарев С. А. Этнография народов СССР. М.: Изд-во МГУ, 1957.
  10. Бернштам Т. А. Поморы: формирование групп и система хозяйства / АН СССР; Ин-т этнографии; под ред. К. Р. Чистова. — Л. : Наука, 1978
  11. Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX-начале XX в.: этногр. очерки. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983.
  12. Очерки русской народной культуры / отв. ред. и сост. И. В. Власова; Ин-т этнологии и антропологии РАН. — М. : Наука, 2009.
  13. Русские / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН / Серия «Народы и культуры», т. I. / Редакторы серии: докт. истор. наук Ю .Б. Симченко, докт. истор. наук В. А. Тишков. — M.: Наука, 1999.
  14. Электронный ресурс
  15. Электронный ресурс.
  16. Электронный ресурс
  17. Русские. — M.: Наука, 1999.
  18. Перечень вариантов самоопределения национальностей в переписи 2002 года. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  19. Экспедиции Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
  20. Поморские сказки.
  21. Поморы обратились с жалобой в Верховный суд (Архангельская область). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  22. Российский опыт этнической статистики коренных малочисленных народов Севера
  23. Двина-Информ|Главные новости|Проблемами поморов на высшем уровне больше не занимаются
  24. Среди губернаторов появился настоящий помор. НДП «Альянс Медиа». «Деловая пресса» № 39 (164) (16 октября 2002). Проверено 20 января 2013. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  25. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации. — Всероссийская перепись населения 2002 года. Том 4. Проверено 20 января 2013. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  26. Степанов В. В. Российская перепись 2002 года: пути измерения идентичности больших и малых групп / Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» Института этнологии и антропологии РАН, № 145. / От. ред. В.А.Тишков. - М., 2001. - С. 34.
  27. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Городское и сельское население по субъектам Российской Федерации

Атласы и карты (исторические)

  • Ахматов И. Атлас Исторический, Хронологический и Географический Российского государства, составленный на основании истории Карамзина Иваном Ахматовым. - СПб., 1831. Руниверс
  • Ильин А. А. Подробный атлас Российской империи с планами главных городов. - СПб.: Издание картографического заведения А. Ильина, 1876. Руниверс Карта Архангельской губернии
  • Кудряшов К. В. Русский исторический атлас. - М.; Л.: Государственное издательство картографии, 1928. - 20 с. Руниверс Колонизация Русского Севера
  • Максимович А. Атлас Российской империи, 1824 г. - СПб, 1845.
  • Россия. Географическое описание Российское Империи по губерниям и областям с географическими картами. - СПб., 1913. - 286 с. Руниверс
  • Российский атлас, из сорока четырех карт состоящий и на сорок два наместничества Империю разделяющий. - СПб.: Изд-во Сочина, 1792. - 47 с. Руниверс Карта Архангельского наместничества

Атласы и карты (современные)

  • Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

Литература

  • Бернштам Т. А. Поморы: формирование групп и система хозяйства / Т. А. Бернштам; АН СССР; Ин-т этнографии; под ред. К. Р. Чистова. — Л.: Наука, 1978. — 176 с.
  • Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX — начале XX века. — Л., 1983. — 232 с.
  • Очерки русской народной культуры / отв. ред. и сост. И. В. Власова; Ин-т этнологии и антропологии РАН. — М. : Наука, 2009. — 786 с., 48 с. ил. : ил. — ISBN 978-5-02-036744-9.
  • Поморская энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. акад., вице-президент РАН Н. П. Лаверов. Т. 1: История Архангельского Севера / Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ломоносовский фонд, Поморский науч. фонд; гл. ред. В. Н. Булатов; сост. А. А. Куратов. — Архангельск : Поморский гос. ун-т, 2001 (Правда Севера). — 483 с. : ил.; 28 л. ил.; 4 л. карт. — ISB№ 5-88086-147-3.
  • Русские / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН / Серия «Народы и культуры», т. I. / Редакторы серии: докт. истор. наук Ю .Б. Симченко, докт. истор. наук В. А. Тишков. — M.: Наука, 1999. — 828 с.: ил. ISBN 5-02-008609-6
  • Черёмухина Л. А. Северная кухня. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1992. — 320 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85560-168-4, ISBN 978-5-85560-168-8.
  • PDF
  • Ануфриев В. В. Русские поморы. Культурно историческая идентичность. — Архангельск: Солти, 2008. — 160 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7536-0217-7,.

Ссылки

  • Кольские карты — Крупномасштабные карты Кольского полуострова с 1534 года, библиотека, топонимика.
  • Поморы — статья из Большой советской энциклопедии
  • Официальный сайт общины поморов. Проверено 20 января 2013. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  • Овчинников А. В. Лесная сертификация и поморы: информированность, активность, новые возможности для коренных народов (итоги экспедиции в Онежское Поморье). — Тысячнюк М.С., Конюшатов О.А., Кулясова А.А., Кулясов И.П., Тесля И.В. Рекомендации по социальным аспектам сертификации по схеме Лесного попечительского совета FSC — Вологда: Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  • Бадигин К. С. Путь на Грумант (Поморская быль). — Архангельское книжное издательство, 1956. Проверено 20 января 2013. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  • Академик РАН Валерий Тишков о соотношении понятий «народ» и «нация»


Помор.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01