17-10-2023
Посёлок
Станции Манихино
|
Посёлок станции Мани́хино — населённый пункт, входящий в Ивановское сельское поселение Истринского района Московской области. В просторечии — Манихино, из-за чего возникает неоднозначность, так как в 2-х километрах восточнее находится деревня с таким же названием. На географических картах иногда значится ошибочно, как соседний посёлок Опытно-производственного хозяйства «Манихино».[1]
Население (постоянное) — 21 человек (2006).
Расположен в 29 километрах западнее Москвы рядом с пересечением Волоколамского шоссе и Московского Малого Кольца. Центральная кольцевая автомобильная дорога, которая будет проложена в этих краях, по проекту отодвинута на запад, за г. Истру.
Содержание |
Посёлок назван по станции, при которой расположен (станция Манихино-I), которая в свою очередь получила название от одноимённой деревни Манихино, расположенной восточнее.
Название «Манихино» происходит от старославянского слова «маниха» — «вор». Якобы в этой местности с давних пор селились люди, промышлявшие воровством и грабежами. Однако, по данным Генерального межевания территории современного Истринского района 1770—1780 гг., деревня Манихино значилась как деревня Мыниха[2]. В 1852—1860 гг. она уже значилась как деревня «Манихина» (названия других деревень на той карте также заканчивались на -а). В середине XX в. в названии станции уже звучит привычное слово Манихино.
В далёких XII, XIII веках на этой территории жили славяне-вятичи, как собственно и на всей территории Москвы и Московского региона. Так, в близлежащих деревнях и сёлах Санниково, Манихино, Лучинское, Андреевское — сохранились десятки древних славянских курганов.[3]
В XIX и начале XX веков данная местность, где пройдёт железная дорога и появится посёлок, относилась к Звенигородскому уезду Московской губернии.[4]
В 1901 году здесь была построена станция 4 класса Манихино Московско-Виндавской железной дороги.
В 1903 году через Манихино проследовал царский поезд с императором Николаем II и его семьей. Монарх ехал посетить Новоиерусалимский монастырь по дороге, о строительстве которой 2 марта 1897 года издал указ.
До революции около станции Манихино располагалась фабрика Попова. В этом районе находилось немалое количество фабрик и заводов, в том числе кирпичных. Существование нескольких кирпичных заводов объясняется тем, что район был богат месторождениями гравия и песка, большая часть которых теперь уже выработана (Талицкое, Борисовское, Манихинское, Лешковское).
После февраля 1917 г. посёлок станции Манихино стал находиться в Тушино-Гучковском районе. Центр района (до начала 1919 г.) находился на заводе «Проводник».[5] С конца февраля 1918 г. — посёлок в Воскресенском подрайоне Звенигородского уезда. А Тушино-Гучковский район просуществовал до осени 1919 г. и был расформирован, его руководство преобразовано в Звенигородский уездный исполком. Причём, административным центром Звенигородского уезда стал Воскресенск.[6]
14 января 1929 г., в ходе районирования, Московская губерния вошла в состав Центрально-промышленной области, которая делилась на округа, а те — на районы.[7]
3 июня 1929 г. Центрально-промышленная область переименована в Московскую. В этом же 1929 году образован Воскресенский и другие районы на тот момент.[8]
В 1930 г. окружное деление упразднено, районы были подчинены непосредственно областным властям. В этом же 1930 году, в связи с переименованием города, Воскресенский район стал Истринским[9].
В 1941 — 1943 годах было построено восточное полукольцо Большого кольца МЖД со станцией Манихино-2, после чего станция Манихино была переименована в Манихино-I и стала узловой.
Осенью 1941 года с 27 октября по 8 декабря Манихино было оккупировано немецкими войсками и было практически полностью разрушено. Бои велись за обладание восточным полукольцом Большого кольца МЖД, тогда — однопутного. В послевоенные годы посёлок был восстановлен.
После войны была разобрана одноколейная соединительная ветка, соединявшая ст. Манихино и ст. Лукино. На её месте ныне проходит дорога, идущая мимо электроподстанции, жилых строений. Далее — пересекает «Зелёную Горку» и проходит через садовое некоммерческое товарищество «Родники» (главная асфальтированная дорога) до р. Истра. Мост не сохранился. После реки поворачивает на юг и идёт главной улицей СНТ «Рефрижератор» и «Рефрижератор-2» до станции Лукино.[10]
В 1950-х было построено ныне существующее здание Манихинской школы.
Дачные строения начали строиться приблизительно в 1957 году, а к 1980 году заняли современную территорию.
В 50-х гг. дорога от Москвы до станции Манихино-I занимала несколько часов. Ветка была однопутной. Возможно, пассажирские составы пропускали грузовые, разъезжались друг с другом. Позже был проложен второй путь. Вместо паровозов появились электропоезда. О времени паровозов ещё напоминают сохранившиеся специальные устройства на станции, для заполнения котлов водой.
В начале 1990-х гг. Ивановский сельский совет переименован в Ивановский сельский округ.
До 1995 года станция Манихино являлась конечной для некоторых электропоездов Рижского направления.
В 2001 году в состав посёлка был включён хутор Граб[11].
До начала 2003 года большая часть посёлка числилась на балансе МПС России в связи с расположением в непосредственной близости от железной дороги, а с расформированием организации — посёлок получил свой нынешний административный статус. Уже более века основную часть населения Манихино составляют работники железной дороги и смежных предприятий.
В 2003 году было снесено старое здание вокзала, находившееся возле второй пассажирской платформы. По проекту здание было аналогично старому зданию вокзала на станции Павшино. Несколькими годами ранее в здании размещалась библиотека. Однако, сохранились две водонапорные башни на противоположной стороне от путей. Более новая построена приблизительно в 1974 году. В этом же 2003 году Ивановский сельский округ стал именоваться сельским поселением.
Посёлок Манихино расположен на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды, в 2-х километрах от реки Истра. Впадающие в неё ручьи протекают в том числе и по территории посёлка, один из которых образует озеро рядом с восточной окраиной. Расстояние до Москвы (по прямой линии) — 29 километров, до города Истра — 4 километра. До административного центра сельского поселения, деревни Павловское — 1.5 километра.
Вокруг Манихино располагается лес. Преобладающие породы деревьев — ель, берёза. Из-за возросшего воздействия человека на природу дикие животные встречаются очень редко, в основном белки, лисы и зайцы.
Посёлок разделён железной дорогой на две части[12]. В северной части вдоль железной дороги проходит улица Первомайская, на которой расположены одноэтажные частные жилые дома.
В южной части посёлка находятся улицы Пушкинская, Гагарина, Мира и другие, а также садоводческие товарищества, некоторые из которых также имеют большие размеры и сложную планировку. В западной части, отделённой от южной ручьём, расположена улица Железнодорожная, где находятся 7 многоквартирных двух- и трёхэтажных жилых домов.
Несмотря на чрезвычайно выгодное расположение Манихино, экономическая ситуация в посёлке неблагоприятная. Работают несколько предприятий, обслуживающих железную дорогу, в том числе тяговая подстанция, дистанция пути, дистанция снабжения, которые, в связи с кадровой политикой ОАО РЖД, привлекают к работе приезжих из других регионов и стран ближнего зарубежья. Малый бизнес представлен пятью магазинами, сосредоточенными в южной части посёлка.
Средняя школа посёлка Манихино с 1990-х проводит обучение детей с 1 по 9 класс. Ранее в школе можно было получить полное среднее образование. Современное здание школы построено в 1950-х годах XX века, расположено на ул. Железнодорожная.
До 2003 года рядом со школой находился амбулаторный пункт, стоящий на балансе МПС. При переформировании МПС в ОАО РЖД амбулаторный пункт[13] был ликвидирован в связи с убыточностью, поэтому медицинское обслуживание отсутствует, а в здании этого медицинского учреждения устроено общежитие.
В непосредственной близости от пассажирских платформ станции Манихино-1 находится отделение почтовой связи[14], обслуживающее посёлок, а также находящиеся рядом деревни Высоково, Качаброво, посёлок Троицкий. С середины 1990-х годов график работы постоянно изменялся, в итоге после 2005 года отделение работает только на доставку корреспонденции.
Объектами культуры для жителей посёлка являются храмы посёлка Троицкий, Новоиерусалимский монастырь города Истры, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей в Снегирях. Ещё предстваляет интерес памятная каменная доска с именами погибших жителей деревни Обновлённый Труд, расположенной чуть южнее посёлка. Также, между посёлками станции Манихино-I и Павловское имеются горнолыжные склоны, которые туристическими организациями именуются названием «Манихино».
В посёлке находится станция Манихино-1 Московской железной дороги, расположенная на 53 километре Рижского направления Московской железной дороги, а также остановочный пункт «пл. 165 км» Большого кольца МЖД, расположенный на востоке посёлка в 7 минутах ходьбы от станции.
Также рядом со станцией находятся две автобусные остановки, обслуживаемые Истринским АТП и расположенные по разные стороны от железнодорожных путей. С западной остановки отправляются рейсовые автобусы маршрута 27 до станций Новоиерусалимская и Лукино, а также маршрутное такси до посёлка Агрогородок. С восточной остановки отправляется маршрутное такси по части маршрута автобуса 27 до деревень Павловское, Лужки, Ивановское и до станции Лукино.
Вид с пешеходного моста, ст. Манихино-I»
Картографическая информация
Маршруты походов
Горнолыжные склоны (немного восточнее посёлка)
Фотографии, информация
Коттеджный посёлок (немного западнее основного посёлка)
Посёлок станции Манихино.