28-09-2023
ЗЖД | |
Полное название: |
Закавказская железная дорога |
---|---|
Годы работы: | |
Страна: | |
Город управления: | |
Состояние: |
разделена в 1991 году на Абхазскую, Армянскую и Грузинскую железные дороги, часть передана Азербайджанской железной дороге |
Закавка́зская желе́зная доро́га — железная дорога в СССР, пролегавшая по территории Грузинской, Армянской и (незначительный участок) Азербайджанской ССР.[1]
Содержание |
Строительство дороги начато в 1865 году сооружением Поти — Тифлисской железной дороги. Участок Поти — Зестафони был открыт 14 августа 1871 года, вся линия открыта в 1872 году.[1] С развитием Бакинских нефтяных промыслов назревает необходимость в её вывозе в порты и вот в 1883 году открыты для движения участки Самтреди — Батум и Тифлис — Баку.[1]
В 1899—1908 гг была построена линия Тифлис — Александрополь — Эривань — Джульфа.[1]
Уже в 1913 году протяжённость дороги составила 1767 вёрст (более 1870 км)[2].
В 1925 году вступила в строй железнодорожная ветвь Ленинакан — Артик, в 1935 году Броцеула — Цхалтубо с ответвлением на станцию Гумбрин, в 1940 году участки Гори — Цхинвали и Цхакая (Сенаки) — Сухуми с ответвлениями на Поти и Ткварчели. Сквозное рабочее движение поездов по Черноморской дороге открыто в конце 1942 года. В 1949 году в постоянную эксплуатацию принят последний участок этой линии Сухуми — Адлер. В 1950 году ряд станций и остановочных пунктов, расположенных на территории Абхазской АССР подвергся переименованию[3].
В 1967 году участок дороги, расположенный на территории Азербайджанской ССР, был выведен из состава Закавказской дороги в отдельную дорогу.
После распада Советского союза Закавказская железная дорога была разделена между Абхазской (участок Самтредского отделения к западу от реки Ингур(и)), Армянской (Ереванское отделение) и Грузинской (Самтредское отделение к востоку от реки Ингур(и) и Тбилисское отделение) железными дорогами.
Общая протяжённость дороги 1887 км (на 1951 год), управление дороги находилось в Тбилиси.[1]
На 1 января 1967 года на дороге имелось три отделения Самтредское (с центром отделения на ст. Самтредиа-I), Тбилисское, Ереванское.[4]
Дорога граничила с Северо-Кавказской железной дорогой (по станции Весёлое С.-Кав.ж.д.), с Азербайджанской железной дорогой (по станциям Норашен Азерб.ж.д. на линии Ереван — Нахичевань и по станции Беюк-Касик Азерб.ж.д. на линии Тбилиси — Баку).[4]
Крупные узловые станции дороги: Самтредиа I, Хашури, Навтлуги I, Масис.[4]
На участке Хашури — Зестафони расположен труднейший по профилю Сурамский перевал. С 1933 года он обслуживается электровозами (первоначально это были электровозы серии Сурамский Советский, затем ВЛ8).[5]
По состоянию на 1988 год все линии и ветви Закавказской железной дороги были электрифицированы на постоянном токе. Использовался тяговый подвижной состав (электровозы) и МВПС постоянного тока и лишь для работы на манёврах на неэлектрифицированных путях станций, для вывозной работы на путях промышленных предприятий и карьеров использовались тепловозы.[5]
Это заготовка статьи о железных дорогах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Поти-Тифлисская железная дорога.