12-10-2023
По́чта (рус. Почта ; от итал. posta) — термин, используемый для обозначения[1]:
Как правило, каждое государство имеет одного или нескольких национальных почтовых операторов, работа которых в значительной мере находится под контролем государства и которые выступают в качестве ответственной почтовой администрации при осуществлении операций вне национальной территории и взаимодействии с другими почтовыми операторамипреференциями государства, например, при перемещении почтовых отправлений через таможенную границу государства (в России) .
. Национальные почтовые операторы, выполняющие функции ответственной почтовой администрации, нередко пользуютсяБольшинство государственных ответственных почтовых администраций являются членами Всемирного почтового союза либо ассоциированными членами ВПС через членство в каком-либо региональном почтовом союзе.
Слово «почта» происходит от польск. pocsta и итал. posta. Последнее, в свою очередь, возникло от (posta) и позднелатинского posita, которое, вероятнее всего, является сокращением от statio posita in… — остановка, станция для переменных лошадей, расположенная в определённом месте[1]. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена почтовых лошадей или курьеров. Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке. Сегодня под словом «почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции[2][3][4].
Исторически почта возникла из потребности пересылки между отправителем и получателем сообщений и вещей (товаров, посылок, денег).
Исследованием развития почтовой связи занимается специальная отрасль исторической науки — история почты. На протяжении длительной истории человечества способы и средства передачи информации претерпели значительную эволюцию. Использование простейших сигналов (голоса, огня и дыма) в доисторическую эпоху сменилось организацией почтового сообщения с помощью пеших и конных гонцов в рабовладельческих государствах. При феодализме и капитализме возникли регулярные общегосударственные и международные почтовые службы с использованием конной, а затем железнодорожной, воздушной и других видов связи. Почтовые реформы в международном масштабе на базе двухсторонних и многосторонних договоров между Ответственными почтовыми Администрациями в конечном итоге привели к организации единой почтовой системы (Всемирный Почтовый Союз) на основе единой системы договоров в форме Конвенции и Регламентов ВПС.
Современная почта — это единая система государственных почтовых предприятий, объединенных ВПС. Некоторые страны, например, США и Россия, имеют государственную монополию только на часть услуг связи: в США USPS имеет монополию на доставку стандартных писем и писем «первого класса»; в России монополизированы некоторые так называемые «услуги всеобщего обслуживания». В ряде стран, например, в Великобритании, все почтовые услуги монополизированы государственной почтой.
С развитием интернета некоторыми аналитиками прогнозировалась скорая стагнация рынка почтовых услуг, однако, этого не произошло. Более того, ряд государственных почтовых компаний, в прошлом дотируемых, планируется приватизировать.
Подобным образом реформировали почтовую систему в Германии, где в 1995 году государственная Deutsche Bundespost была приватизирована и поделена на компании Deutsche Post AG, Deutsche Telekom AG и Deutsche Postbank AG. Кроме того, существуют другие частные фирмы, предоставляющие почтовые услуги[5].
В конце XX — начале XXI века почтовая связь оставалась самым массовым и дешёвым видом связи. Несмотря на создание и быстрое развитие автоматизированных систем электросвязи, радиосвязи, телефонной и электронной связи, почтовая связь сохранит своё огромное значение и в обозримом будущем; поскольку перемещение материальных объектов (товаров, вещей и прочее) невозможно при использовании электромагнитных видов связи.
Почтовое дело не является видом связи или транспортным предприятием вопреки сложившимся бытовым понятиям. Почта — предприятие, перемещающее почтовые отправления в вещественной форме, что не делает её видом транспорта. Почта — предприятие, использующее различные виды электромагнитной связи для передачи почтовых отправлений; что не делает её видом связи.
Главнейшая особенность почты — естественный монополизм на рынке. Почта предлагает потребителям различные услуги почтовых отправлений на условиях всеобщего обслуживания, подразумевающего единые тарифы и единые правила доступа к услугам почтовых отправлений для всех потребителей (вне зависимости от того, частным или юридическим лицом является потребитель; а также от гражданства, возраста, статуса физического лица).
В России почтовые операторы, прежде всего, представлена национальным почтовым оператором в лице ФГУП «Почта России», которому подчинены структурные подразделения: главные почтамты, губернские почтамты, транспортные службы и сортировочные центры. В свою очередь, губернским почтамтам подчинены городские и районные почтамты и узлы связи. Районным почтамтам и узлам связи подчинены почтовые отделения. Таким образом, почта России представляет собой единое предприятие, где особую роль играет ОПА. Дело в том, что почтовая деятельность, представляющая собой производство и реализацию работ, товаров и услуг почтовых отправлений, является лицензируемой. Лицензии обладают свойствами неделимости и непередаваемости; а посему единственным правобладателем ведения почтовой деятельности является ОПА, в свою очередь требуя единства Почты России. Почта России реализует товары, работы и услуги на основании типовых договоров с потребителями. Содержания этих договоров определены в лицензиях на каждый вид услуг почтовых отправлений.
В июле 2010 года Правительство России подготовило предложение о смене организационно-правовой формы «Почты России» с ФГУПа на ОАО со 100%-ным государственным участием
. На 2012 г. Почта России находится в процессе приватизации .Отдельные экспертыЕЭС России (компания), то есть Почта России будет разделена на части, с выделением высокодоходных элементов почтового сервиса в отдельные частные компании и с возвратом в собственность государства убыточных и малодоходных почтовых служб.
ожидают, что после приватизации Почту России постигнет та же судьба, что и РАОТрадиционно для оплаты почтовых отправлений (писем, открыток, простых и заказных бандеролей) используются почтовые марки различного номинала, которые наклеиваются непосредственно на отправление либо его упаковку в соответствии с тарифом на пересылку.
Для большего удобства почтовые ведомства также выпускают штемпельные конверты, заказные штемпельные конверты, открытые и закрытые письма, служебные почтовые карточки, почтовые переводы, бандероли и т. д. с отпечатанным на них почтовым знаком оплаты.
Иногда марки заменяются оттисками специальной франкировальной машины (франкотипами), где сумма платы за пересылку печатается специальным образом на конверте, или на листе бумаги, который наклеивается на упаковку. Каждый месяц почтовые служащие снимают показания счётчика такой машины и выставляют предприятию счёт. Такой способ оплаты используют, прежде всего, массовые отправители корреспонденции (акционерные общества, банки, страховые компании, рекламные агентства и т. п.).
В некоторых странах (в частности, в Германии, Великобритании, США и ряде других) появился новый способ оплаты отправки простой корреспонденции — через интернет. Пользователь оплачивает услуги почты на специальном портале, после чего получает специальный штрих-код, который может распечатать на домашнем принтере и наклеить на конверт. В Великобритании такой способ оплаты называется SmartStamp.
В США и странах Европы распространены также так называемые «предоплаченные» письма и почтовые карточки. Как правило, их используют крупные компании для организации «обратной связи» с потребителями. Пользователю передаётся открытка или конверт с напечатанными типографским способом реквизитами компании-получателя. Почтовая компания выставляет получателю счёт в момент доставки такой корреспонденции.
Портал «Филателия» | |
Почта в Викисловаре? | |
Почта в Викитеке? | |
Проект «Филателия и почта» |
Почтовые и филателистические организации и компании | |
---|---|
Организации и ведомства |
Исторические: ВОФ (РСФСР) · ВОФ (СССР) · Главная почтовая дирекция · ГУПТ · ДИЭЗПО · МГОК · Минсвязи СССР · МОСПЗ · МОФИК · МПиТ Российской империи · МТС Украины · НКПТ РСФСР · НКПТ СССР · НКС СССР · ОУФБ СССР · РБФ · СФА · Союзпечать · Филинтерн · ЦКД · ЮНЕСКО · London Penny Post · P&T · U. P. V. |
Национальные почтовые операторы |
Азерпочта · Армпочта · Белпочта · ГКПТ · Департамент почтовых услуг Брунея · Казпочта · Монгол Шуудан · Пошта Србије · Почта Приднестровья · Почта России: ГЦМПП · ПУ Бангладеш · Туркменпочта · Укрпочта · Bhutan Post · Campost · Correo Argentino · Česká pošta · Deutsche Post AG · Eesti Post · EΛTA · Isle of Man Post Office · ITPC · Itella · Japan Post Service: холдинг · Korea Post · La Poste · Latvijas Pasts · Mauripost · Nipost · P&TLuxembourg · Poczta Polska · Post Danmark · Pošta Crne Gore · Poşta Moldovei · Poşta Română · Poste sammarinesi · Posten · Posten Norge · PostNL · SingPost · Sri Lanka Post · USPS |
Компании |
Исторические: Аэропосталь · Пони-экспресс · Турн-и-Таксис · London Post Office Railway · TNT: TNT Post Современные: Азермарка · Гознак · ИТЦ Марка · Стандарт-Коллекция · Afinsa · Állami Nyomda · BFPO · De La Rue · DHL · EMS · FedEx · FRLS · GeoPost · TNT Express · UPS |
Филателистические и почтовые музеи |
Британский почтовый музей · Дом станционного смотрителя · Канадский почтовый музей · Музей банкнот и почтовых марок (Токио) · Музей Голубого Маврикия · Музей марок и монет Монако · Музей Моспочтамта · Музей почты (Париж) · Музей связи Тверской обл. · Национальный почтовый музей (США) · Почтовый музей Бата · Почтовый музей Лихтенштейна · Сингапурский филмузей · Центральный музей связи · Шанхайский почтовый музей |
Филателистические библиотеки | |
Связанные темы | |
Список всех статей по почте и филателии | Категория:Почта | Категория:Филателия | Портал:Филателия | Проект:Филателия и почта |
Почтовая связь.