29-06-2023
Праджня (санскр. प्रज्ञा, или пали paññā) — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость[1][2][3], в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества[4]. Праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа[5]. Праджня вместе с состраданием являются главными «опорами» махаянской традиции[1][6].
В хинаянских школах праджня определялась как способность «распознавать дхармы», в махаянских — это «особая способность непосредственно воспринимать реальность, как она есть», называемая таковостью[7].
В буддизме раннего периода мудростью считалось интуитивное прозрение четырёх благородных истин и теории взаимозависимого возникновения[2]. Мудрость также включает в себя первые два этапа восьмеричного пути: правильное видение реальности и правильное намерение следовать дхарме[8].
В махаянских школах[2] совершенная, пробуждённая или запредельная праджня носит название праджня-парамиты[6][9] и является одной из шести парамит[6], доступных бодхисаттвам и буддам[2].
Символом праджни является колокольчик[10]. В буддийской тантре праджня также выражается через женское божество[6], символизирующее «реальность как она есть» через пассивное состояние сознания[11].
Праджня, характеризующаяся как «исчерпывающее познание»[12], является одним из двух видов знаний в буддизме. Вторым видом является виджняна — относительное и несовершенное дифференцированное знание, в котором есть понятия субъекта и объекта. Виджняна, согласно учению, не может дать человеку исчерпывающего удовлетворения [13].
Праджня.