20-09-2023
Преполове́ние Пятидеся́тницы | |
---|---|
Преполовение. Икона XV века. Тверь. | |
Тип | малый господский |
Отмечается | Все православные и Восточнокатолические церкви византийского обряда |
Преполове́ние Пятидеся́тницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (греч. Μεσοπεντηκοστή; англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) — малый господский[1] переходящий праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.
Этимологически рус. пол~, полов~, греч. μεσο~, англ. mid~ и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.
Содержание |
Преполовение Святой Пятидесятницы — один их древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило №37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило №20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века)[2]. Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.[1][3].
Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский)[2]. Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) — их произведения используются в богослужении и по сей день[2]. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского)[1].
Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.
Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет[2].
Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:
Просветившеся братие воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа… Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии[2].
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озёрах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
Накануне Преполовения великая вечерня совершается отдельно от утрени. Хотя на ней и стихословится рядовая кафизма (а не «Блажен муж», как обычно на великой вечерне), но положены:
и так далее, как на великой вечерне. Однако стихиры Пасхи не поются[2].
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея[2].— Преполовение. Кондак, глас 4.
.
Хотя совершается великая вечерня, на утрене нет полиелея, но только великое славословие. На Преполовение поются два праздничных канона — Феофана Исповедника (с воскресными ирмосами 4 гласа) и Андрея Критского. Перед девятой песней канона «Честнейшая» не поётся. Катавасия составлена из ирмосов второго канона.
На литургии совершается рядовое чтение из Деяний Апостольских (Деян.14:6-18), а евангельское чтение посвящено теме праздника — проповеди Христа в Храме в преполовение праздника (Ин.7:14-30). В сам день Преполовения задостойником является ирмос девятой песни второго праздничного канона: «Чужде матерем девство», в последующие дни (вплоть до отдания) — ирмос девятой песни пасхального канона «Светися»[2].
В иконографии подчёркивается тема Преполовения как праздника Христа-Учителя. Иконописцы отражают момент, воспоминаемый, когда после чтения из Ин.7:14-30 звучит:
Владыка всех во храме стоя, празднику преполовившуся Пятдесятницы честныя, евреем беседуя, обличаше яве в дерзновении мнозе, яко Царь сый и Бог, мучительство тех дерзостное: нам же всем дарует за благоутробие, велию милость[4].— глас 5.
При этом изображается момент, когда на праздник кущей:
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. (Лк.2:46-47)
|
Иисус изображается юношей, сидящим посреди внимающих ему старцев. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота указывает «В храме Христос сидит на возвышенном седалище и в одной руке держит неразвернутый свиток, а другую протянул. По обе стороны его сидят книжники и фарисеи и, смотря друг на друга, недоумевают. За седалищем стоят Иосиф и Богородица. Она указывает ему на Христа».[5] При этом фигура Христа традиционно увеличена по сравнению с ними, подчёркивая его духовное превосходство.
В Пскове есть построенная в ХV–ХVI вв. церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье, переданном в настоящее время Спасо-Елеазаровому монастырю[6].
Преполовение Пятидесятницы.