Lt304888.ru

Туристические услуги

Преследования христиан в Римской империи

21-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Преследования христиан в Римской империи начались с распятия Иисуса Христа и описанных в Новом Завете гонений от иудеев[en] и продолжались с разной интенсивностью в течение трёх столетий до 313 года, когда императором Константином Великим был издан Миланский эдикт и положение христиан стало легальным. Христиане чаще преследовались[en] местными властями не регулярно и в различных обстоятельствах, часто по прихоти местной не христианской части общества.

Гонения оказали сильное влияние на развитие христианства, определив выбор канонических евангелий, оказав влияние на богословие и организационную структуру Церкви. Среди прочего, гонения сформировали культ святых и мучеников, способствовали быстрому распространению[en] новой религии, появлению апологетической литературы[en].

После осуждения арианства на Никейском соборе в 325 году и объявления в 380 году христианства государственной религией[en] империи, преследования приняли форму наказания последователей христианских учений, признанных еретическими.

Содержание

Причины гонений

Апологетическая традиция

Русский историк церкви А. П. Лебедев, основываясь преимущественно на трудах христианских апологетов, указывает три причины гонений на христиан в Римской империи:

  • Государственные, в силу того, что «установившемуся веками взгляду языческой государственной власти касательно безусловного господства её во всех сферах человеческой деятельности противопоставлен был от христианства взгляд, в силу которого из под эгиды этой власти отторгалась целая область человеческой деятельности — область религиозной жизни человека»[1].
  • Религиозные, поскольку римское государство не могло допустить свободного распространения культа, отрицавшего одновременное соблюдение лат. ceremoniae Romanae, что являлось необходимым условием признания иноземных верований[2]. Также государство стремилось предохраниться от порчи древние нравы. При этом, отмечает Лебедев, римское государство было чрезвычайно терпимо к самым экзотическим культам, объявляя их лат. religiones licitae, при условии, что они были традиционными религиями соответствующих народов[3].
  • Общественные, поскольку христиане не считали для себя обязательным исполнять все те обязанности, которые предполагались обязательными в Римской империи. По словам Тертуллиана, «язычники и христиане чужды друг другу во всём»[4].

Альтернативный взгляд

Анализируя, «какое новое преступление совершили христиане, какая нова обида могла раздражить кроткое равнодушие древних и какие новые мотивы могли заставить римских монархов, всегда равнодушно относившихся к множеству религиозных форм …, подвергать строгим наказаниям тех из их подданных, которые приняли форму верования и культа, хотя и странную, но безобидную»[5], Э. Гиббон прежде всего отмечает, что основным мотивом могла быть не типичная для античного мира претензия на исключительное обладание религиозным знанием[6]. Однако, поскольку аналогичный взгляд был свойственен и иудеям, английский историк уточняет далее, что существенным отличием было то, что иудеи были нация, а христиане секта, что, согласно римским представлениям, давало первым право держаться своего культа[7].

Из современных исследователей, точку зрения о том, что основной причиной гонений была нетерпимость христиан, разделял Дж. де Сент-Круа.

Периодизация

Традиционная

Христианская традиция, впервые зафиксированная Лактанцием в его De mortibus persecutorum, выделяет 10 гонений:

  1. При Нероне, начавшиеся после пожара Рима в 64 году;
  2. При Домициане в 81 году;
  3. При Траяне, о которых нам известно[en] от Плиния Младшего;
  4. При Марке Аврелии в 168 году;
  5. При Септимии Севере в 192 году;
  6. При до Максимине в 235 году;
  7. При Деции[en] в 250 году;
  8. При Валериане;
  9. При Аврелиане;
  10. Великое гонение Диоклетиана и Галерия с 303 по 313 год.

Современная

Современные историки предпочитаю разделять хронологию гонений на три периода — до 64 года, с 64 по 250 год, с 250 по 313 год.

См. также

Примечания

Литература

  • Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. — М.: Терра, 2008. — Т. II. — ISBN 798-5-275-01702-1
  • Лактанций О смертях преследователей / Перевод с латинского языка, комментарии, указатели и библиографический список В. М. Тюленева. — СПб.: Алетейя, 1998. — 279 с. — (Античное христианство. Источники.). — 1800 экз. — ISBN 5-89329-095-0
  • Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. — СПб.: Издательство Олега Обышко, 2006. — 352 с. — (Библиотека христианской мысли. Исследования). — ISBN 5-89740-139-7

Преследования христиан в Римской империи.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01