17-10-2023
Приключения Электроника | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Владимир Торсуев |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
216 мин. |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0078673 |
Просмотр онлайн
|
|
«Приключения Электроника» — советский детский музыкальный 3-серийный телефильм режиссёра Константина Бромберга. Один из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского и российского кинематографа. Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов.
Фильм снят на Одесской киностудии по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» (1964) и «Рэсси — неуловимый друг» (1971). Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина», а 2 мая того же года фильм вышел в телеэфир. В фильме звучит одна из самых известных детских песен начала 1980-х — «Крылатые качели».
Название серий:
1 серия — «Побег»;
2 серия — «Тайна 6 „Б“»;
3 серия — «Мальчик с собакой».
Содержание |
Из лаборатории профессора Громова сбегает робот Электроник, как две капли воды похожий на мальчика с журнальной обложки, внешность которого и использовалась профессором при создании Электроника. Случайным образом обстоятельства складываются так, что «двойники» встречаются.
В это же время «где-то за границей» действует банда преступников, возглавляемая криминальным авторитетом Стампом. Он поручает Урри, лучшему гангстеру из всей банды, найти и похитить Электроника, который нужен для участия в «преступлении века» — ограблении городской картинной галереи. Урри на мотоцикле прибывает в нашу страну для выполнения ответственного задания своего шефа.
Шестиклассник Серёжа Сыроежкин быстро смекает и берёт своего двойника — Электроника в оборот: предлагает ему ходить в школу вместо себя и даже появляться у себя дома, убеждая его, что именно таким образом тот и «станет человеком» (стать человеком было мечтой Электроника). Никто не может отличить Электроника от Сергея. У робота появляются друзья. Учителя не могут нарадоваться на способного ученика, внезапно проявившего невиданные таланты в математике, физкультуре, рисовании и даже в пении. Родители Сергея тоже не подозревают о подмене и только радуются успехам псевдосына.
Урри раз за разом терпит неудачу, поражаясь уникальным способностям Электроника. При этом он твёрдо уверен, что у робота должна быть «кнопка», которая его выключит и позволит спокойно похитить.
Со временем Сыроежкин понимает, что остался не у дел, поскольку робот занял его место в жизни. Сознавая безысходность своего нового положения, Сергей решает «выйти из подполья», признавшись друзьям, что последнее время его в школе и дома заменял робот Электроник.
Урри не оставляет своих попыток. В итоге с помощью специального чемодана, парализующего любого робота, ему удаётся выкрасть Электроника и в этом же чемодане на мотоцикле вывезти за границу. Доставив робота Стампу, Урри вместо благодарности получает недоверие: предводитель банды не верит, что у Электроника нет кнопки, и «лучшего гангстера» лишают свободы, обвиняя его во лжи. Однако постепенно Стамп понимает, что с Электроником действительно лучше разговаривать не как с роботом, а как с человеком — наивным человеком, непосредственным ребёнком. Ловким обманом, пользуясь детской доверчивостью Электроника, Стамп готовит его к «ограблению века», в котором ключевую роль должен будет выполнить робот.
Тем временем в школе Сергея Сыроежкина происходит хаос. Учителя, узнав о деталях этой невероятной истории с подменой, признают недействительными все «пятёрки», которые успел получить Электроник, замещая Сыроежкина. Они требуют от Сергея немедленной пересдачи по всем предметам. Одноклассники, друзья, преподаватели недвусмысленно указывают Сыроежкину, что он просто обязан выучить все школьные дисциплины и сдать их не хуже робота. С титаническими усилиями у Сергея это получается.
Между тем за границей происходит «преступление века». Убедив Электроника (для которого всеобщее благо и справедливость превыше всего), что в здании галереи находятся великие полотна известных художников всех времён, которые правительство города не даёт лицезреть простым горожанам — ценителям высокого искусства, Стамп просит Электроника изъять полотна из здания, чтобы потом их «выставить на всеобщее обозрение», восстановив таким образом справедливость. Электроник через медальон-передатчик пытается связаться с Сыроежкиным, чтобы получить его совет, но безуспешно — второй аналогичный прибор Сыроежкиным утерян, Электронику никто не отвечает. Ранним утром члены банды Стампа, обманув легковерных охранников, доставляют в музей Электроника с Рэсси, загримированных под скульптуру «Мальчик с собакой» (фигура мальчика с собакой изображена на гербе этого города), и бронзового истукана с Урри внутри. После ухода охранников Электроник «оживает» и, как наставлял его Стамп, отключает сигнализацию и впускает внутрь здания бандитов. Вырезанные картинные полотна, свёрнутые в общий рулон, Электроника и бронзовую фигуру с Урри они запирают в фургоне грузовика и вывозят из музея. По дороге Урри «раскрывает глаза» Электронику на истинный облик Стампа. Электроник решает исправить свою ошибку, вернув украденные картины на прежнее место. Он захватывает грузовик и, преследуемый бандитами, направляется обратно в музей. Но до музея он не доезжает — бандиты вот-вот захватят его грузовик. Ситуация становится критической. Вдруг медальон-передатчик начинает издавать звуки: Сыроежкин нашёл-таки свой передатчик. Электроник в двух словах обрисовывает Сергею ситуацию. На том конце консилиум из школьников, их родителей, учителей школы, профессора Громова с помощницей, судорожно пытается найти вариант действий для Электроника. Решение было найдено маленьким рыжим-конопатым проворным мальчуганом: запустить большой часовой механизм с курантами, находящийся на городской башне города, который простоял в неработающем положении долгие годы. Действуя согласно полученной от Сергея инструкции, Электроник запускает эти башенные часы, крепит вырезанные грабителями полотна к рамкам поворотного механизма, связанного с часами. Электроник и Рэсси забираются на вращающийся от часового механизма шпиль здания и замирают там, изображая собой фигуру мальчика с собакой, как на городском гербе. Бой часов будит весь город, во всех домах открываются окна, ставни, через пару минут у башни собирается восторженный народ. Раздосадованный Стамп с бандой вынужден срочно ретироваться, оставшись ни с чем.
Проходит какое-то время. Профессор Громов привозит Электроника к школе, где учится Сыроежкин. Все ученики высыпают ему навстречу. Звучит закадровая песня «Ты — человек».
Планировалось, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик, но режиссёр задумал снимать близнецов, в поисках которых ассистенты отсмотрели больше сотни пар братьев-близнецов по всему Советскому Союзу. Владимир и Юрий Торсуевы были по счёту 368-ой парой. Направление на кинопробы им дала завуч школы № 23, где они тогда учились. На эти пробы мальчики пришли зимним днём, когда стоял мороз под 40 градусов, и кроме них больше на встречу никто не пришёл. От исполнителей Сыроежкина и Электроника требовалось, чтобы они умели играть на гитаре, танцевать под музыку, ездить на мопеде и хотя бы немного петь. Торсуевы умели и то и другое и, помимо всего остального, занимались в музыкальной школе. И поэтому в тот день выбрали именно их, хотя сначала на главные роли искали мальчиков немного помладше.
На пробах ребятам нужно было разыграть сцену в гараже, когда Сыроежкин объясняет Электронику, что значит быть человеком. При подготовке к сцене у братьев завязался спор, кто кого будет играть, так как обоим хотелось играть положительного Электроника. В конечном счёте Володя уступил Юре роль Электроника, потому что Юра был старше. И под таким распределением их и утвердили в фильм, однако буквально в первый же съёмочный день Константину Бромбергу что-то не понравилось в их игре и он поменял их местами.
Но когда утвердили братьев Торсуевых, обнаружилось, что утверждённый до этого на роль верзилы-хулигана Макара Гусева мальчик был ниже их ростом. В итоге всё внимание ассистентов по подбору актёров переключилось на подбор исполнителя этой роли. Сыгравшего в конечном итоге Гусева Васю Скромного нашли случайно и при забавных обстоятельствах. Он скатился с перил на второго режиссёра фильма Юлию Константинову, когда она в последний решающий день заглянула в одесский интернат.
Роль девочки Майи Светловой Константин Бромберг предлагал уже прославившейся Красной Шапочке — Яне Поплавской, но юная звезда закапризничала и отказалась. На роль Майи также претендовала никому не известная тогда Оксана Фандера, но в фильме ей досталась лишь эпизодическая роль школьницы, которая всё время путает фамилию Чижикова. Сыгравшая в конечном итоге Майю Оксана Алексеева сама пришла на съёмки и, подойдя к оператору фильма Константину Апрятину, наивно спросила: «А когда же я буду сниматься?». Апрятин сам сделал пробу, и так Оксана и попала в картину.
Максима Калинина, который сыграл интеллектуала Королькова, нашли в бассейне «Динамо» и прямо там же сделали кинопробы, которые занесли в картотеку киностудий. Когда же с ним сделали пробу к «Электронику», то она ему очень не понравилась, и он до конца жизни не знал, чем тогда приглянулся Бромбергу. К тому же, как выяснилось, по замыслу художника-постановщика Владимира Лыкова, персонаж Корольков («Профессор») должен был выглядеть как долговязый блондин в очках. Однако утверждённый на эту роль Максим Калинин представляет собой полную противоположность — невысокий брюнет с нормальным зрением.[1]
На роль профессора Громова пробовались Ростислав Плятт (его профессор показался режиссёру слишком вальяжным), Бруно Фрейндлих (актёр сразу после проб заболел), Леонид Броневой (он разругался с оператором) и Алексей Сафонов.
Роль ассистентки профессора Громова Маши предлагали Ирине Муравьёвой, но у неё был слишком плотный съёмочный график. Лия Ахеджакова не попала в фильм из-за слишком неуживчивого характера. У Евгении Ханаевой не заладился дуэт с Николаем Гринько. А появившаяся на пробах Елизавета Никищихина так здорово отыграла вместе с ним, что режиссёр сразу её утвердил.
Когда Константина Бромберга спросили, кого он видит в роли предводителя банды — Стампа, он ответил: «Луи де Фюнеса», — после чего ассистент по актёрам позвонила Анатолию Папанову, но тот был занят. Владимир Басов неохотно согласился сниматься, потому что одну из ролей в фильме играла его бывшая жена Роза Макагонова, хотя совместных эпизодов у них не было.
На роль учителя физкультуры Ростислава поначалу утвердили Сергея Филиппова, но он заболел. Ходили разговоры, что Филиппов вообще «ненадёжен», потому что в любой момент может уйти в запой. В итоге учителем физкультуры стал Николай Боярский, дядя Михаила Боярского.
Цветопередача советской плёнки «Свема» была такова, что детям приходилось накладывать плотный грим и ярко красить губы (губы красились только розовой помадой, потому что красная на плёнке имела синеватый оттенок). Братьям Торсуевым для съёмок каждый день красили волосы в яркий блонд по моде тех лет. Так как в составе краски интенсивно использовалась перекись водорода, то мальчики через несколько лет начали быстро лысеть, а когда в армии им сбрили волосы, то после этого их кудри окончательно пропали.
Во время съёмок дети быстро росли и приходилось постоянно перешивать им костюмы. Братья Торсуевы дважды сменили школьную форму.
У Володи и Юры Торсуевых были звонкие, но совершенно не поставленные голоса. К тому же во время съёмок их голоса начали ломаться и поэтому при монтаже все их реплики были переозвучены другими актёрами. Это и объясняет, почему Сыроежкин и Электроник на протяжении всего фильма говорят совершенно разными по звучанию голосами — Сыроежкин говорит с небольшим хрипом и басом, а у Электроника голос имеет мелодичный оттенок (в книге Электроник, наоборот, разговаривает хриплым скрипучим голосом).
Для съёмок эпизода, в котором Рэсси сгрызает пистолет Урри («Ты зачем оружие съел?») съёмочной группой были приготовлены два пластмассовых пистолета: целый и с отпиленным («откушенным») стволом. Но на съёмке эрдельтерьер Чингиз на самом деле схватил пистолет зубами и разгрыз его в буквальном смысле. Поскольку больше целых пистолетов не было, в картину вошёл именно этот дубль.[2] В целом Николаю Караченцову во время съёмок доставалось больше всех. В эпизоде, когда на голову Урри падает штанга (бутафорская), актёр рухнул наземь, напоровшись на сук. Режиссёру ничего не сказал и только после съёмок поехал в больницу, где ему наложили шов.
Владимир Басов лично придумал костюм Стампа, так как заранее сшитый костюм по недоразумению оказался на три размера больше. Тогда Басов рассердился, а потом скомандовал перепуганной художнице по костюмам: «Девочка, снимайте штаны!» Еле влез в её белые джинсы, нашёл в гримёрной чёрный свитер и остался доволен нарядом.
Евгений Весник для роли учителя Таратара копировал Маршака — от произношения до изумлённого, вечно детского взгляда. А комичную походку (болтающиеся за спиной руки-плети) скопировал с врача своей районной поликлиники.
После первых демонстраций фильма на центральном телевидении заключительная песня «Ты — человек» была вырезана из фильма. Вероятно, Госкино пошло на такую цензуру потому, что в тексте песни было достаточно двусмысленное содержание. В словах песни говорится о том, что «куда подует ветер — туда и облака», «куда пастух погонит — туда пойдут стада», «где рельсы проложили — там ходят поезда», «по руслу протекает послушная река». А в припеве всё время повторяется, что «ты — человек, ты — сильный и смелый, своими руками судьбу свою делай». Возможно, Госкино усмотрело в тексте намёк на то, что человек должен идти против законов государства. В итоге, третья серия после цензуры, в отличие от первых двух серий, заканчивалась без финальных титров — песня являлась фоном титров. Когда она звучит, Электроник и Рэсси идут к школе, вокруг них собирается толпа, а затем следует финальный эпизод с Рыжиковым («Как, вы не знаете? Каникулы начались! Эх ты, дядя!»). Песню вернули в фильм только в годы перестройки[7].
В 2010 году режиссёр Константин Бромберг объявил о съёмке второй части известного фильма. В картине примут участие Владимир и Юрий Торсуевы, сыгравшие Электроника и Сыроежкина в первой части. Снимать тридцатисерийный сериал планировалось в США. Однако до сих пор съёмки не были начаты.
Как рассказывал Бромберг, каждая серия основана на каком-то неизвестном открытии российской науки. Электроник, согласно сценарию, пережил все невзгоды последних лет. Сыроежкин стал директором института, в котором раньше работал профессор Громов. У Сергея родился сын, в чём судьба героя полностью совпадает с моей. Сыроежкин-младший будет очень похож на отца и станет главным действующим лицом.[8]
Юрий Торсуев
|
На пресс-конференции в Новосибирске 3 февраля 2011 года Владимир и Юрий Торсуевы заявили о намерении вернуться в шоу-бизнес и развивать музыкальный проект «Гараж Сыроежкина»[11].
Первоначально в 1980-е годы в СССР фильм выпускался на лицензионных видеокассетах «Свема», Электроника ВК-215/240 стандарта VHS изданием «Видеопрограмма Госкино СССР», позднее изданием «Крупный план» и в России в 1990-е годы со звуком «Стерео» в оригинале PAL, а пиратские копии записывались со звуком «моно» в СССР и России в конце XX века советскими видеомагнитофонами «Электроника ВМ-12, −15 -18, -32», а также зарубежными магнитофонами.
С 2000 года в России и на Украине фильм выпускался с частичной реставрацией в относительно хорошем качестве изображения и звука на DVD изданием Twister впервые с сигналом Dolby Surround, а также с русскими и английскими субтитрами. На Украине фильм выпускался на DVD с украинскими субтитрами.
Приключения Электроника.