Lt304888.ru

Туристические услуги

Проект «Эксельсиор»

25-05-2023

Рекордный прыжок Киттенгера

Проект «Эксельсиор» — серия высотных парашютных прыжков со стратостата, совершенных капитаном ВВС США Джозефом Киттингером в 1959 и 1960 гг. для испытания многоступенчатой парашютной системы. В одном из этих прыжков Киттенгер установил мировые рекорды высоты и продолжительности парашютного прыжка и самую высокую скорость, достигнутую в атмосфере человеком, оставшимся после в живых.

Содержание

История

До прыжков

Джозеф Киттингер рядом с гондолой Эксельсиора. На доске написано «Это самая высокая ступенька в мире»

В связи с тем что в 1950-е, характеристики реактивных самолетов стали быстро прогрессировать, военные силы США стали волноваться о безопасности пилотов, которым придется катапультироваться на больших высотах. Тесты на манекенах показали, что при свободном падении пилот вошёл бы в штопор с вращением до 200 раз в минуту, что могло бы быть смертельным.

Проект Эксельсиор начат в 1958 году, чтобы разработать парашютную систему, которая позволила безопасно приземляться после катапультирования с больших высот. Френсис Беапре, техник на базе Wright-Patterson AFB, что находится в Огайо, разработал многоступенчатую парашютную систему. В нее входит маленький стабилизатор, который предотвратит неконтролируемые вращения на больших высотах, и главный парашют, что должен открываться на маленьких высотах. Система включала в себя таймер и альтиметр, который автоматически раскрывал оба парашюта на верной точке высоты.

Чтобы испытать эту парашютную систему, администрация Wright-Patterson AFB базы построила 61 метровый воздушный шар, наполненный гелием, вместимостью около 3 миллионов кубических футов (85 тыс. м³) который бы смог поднять открытую гондолу и пилота в стратосферу. Киттенгер, главный испытатель проекта, сделал три тестовых прыжка. Киттенгеру приходилось надевать полный высотно-компенсирующий костюм, в добавок к дополнительным слоям одежды для защиты от холода на больших высотах и парашютной системе. Вес оборудования и костюма примерно составлял вес самого Киттенгера.

Тестовые прыжки

Гондола Эксельсиора III в Национальном музее ВВС США

Первый тестовый прыжок «Эксельсиор I», был совершен 16 ноября 1959 года. Киттенгер поднялся на высоту 23 300 метров и совершил прыжок с парашютом[1]. Во время этого прыжка стабилизирующий парашют раскрылся раньше времени, обвязался вокруг шеи Киттегера, из-за чего Киттегер вошел в штопор, вращаясь со скоростью 120 оборотов в минуту. Киттегер потерял сознание, однако выжил благодаря автоматическому открытию основного парашюта на высоте 3 тыс. метров.

Несмотря на то что Киттегер чуть не погиб во время первого прыжка, следующий прыжок «Эсельсиор II», он совершил уже через 3 недели. 11 декабря 1959 года Киттегер совершил прыжок с высоты 22 800 метров, пролетев в свободном падении 17 тыс. метров, после чего он раскрыл основной парашют[1].

Третий и завершающий прыжок «Эсельсиор III» был совершен 16 августа 1960 года. Во время подъема правая перчатка в скафандре Киттегера разгерметизировалась, из-за чего он стал испытывать боли от отморожения. Несмотря на это Киттегер продолжил подъем, пока не достиг 31 333 метров[2].

Подъем на такую высоту занял один час и 31 минуту, превзойдя прошлый рекорд в 30 942 метра, установленный Девидом Симонсом в 1958 году, в рамках проекта «Project Manhigh (англ.)русск.». Киттегер продержался на этой отметке 12 минут, после чего совершил прыжок.

Малый стабилизирующий парашют успешно раскрылся и Киттегер снижался таким образом 4 минуты и 36 секунд[2]. Он раскрыл основной парашют на высоте 5 330 метров и успешно приземлился в пустыне Нью Мексико. Общее время прыжка составило 13 минут 45 секунд, при этом был установлен мировой рекорд самого высокого прыжка с парашютом[3]. Во время прыжка Киттегер развил максимальную скорость 988 км/ч, часть прыжка проходила при температуре окружающей среды −70 °C.

Результат

Результаты прыжков Киттенгера доказали, что возможно безопасно катапультироваться на больших высотах и так же безопасно приземлиться. Президент Дуайт Дэвид Эйзенхауэр наградил Киттенгера наградой Harmon за его работу в Эксельсиоре. Так же, Киттенгер получил крест лётных заслуг, награду J.J. Jeffries, медаль Leo Stevens Parachute, и награду Wingfoot Lighter-Than-Air Society.

В популярной культуре

Музыкальная группа Boards of Canada использовала документальные кадры прыжка для клипа к их песне 'Dayvan Cowboy'.

В последней серии второго сезона сериала Skins, историю Киттенгера и прыжок проекта Эсельсиор III использовалась в поминальной речи о Крисе.

Примечания

  1. 1 2 Timothy R. Gaffney. Kittinger's long, lonely leap, Dayton Daily News (12 августа 2002), стр. B1.
  2. 1 2 Jeffrey S. Hampton. 'Hero of Aviation' speaks about record-setting free fall, The Virginian-Pilot (15 декабря 2003), стр. Y1.
  3. Tim Friend. Out of thin air His free fall from 32 km (20 mi) put NASA on firm footing, USA Today (18 августа 1998), стр. 1D.

Ссылки

  • Страничка проекта Эксельсиор Национального Музея ВВС США
  • Детали прыжка Эксельсиора I
  • Детали прыжка Эксельсиора II
  • Детали прыжка Эксельсиора III -Большой Прыжок-
  • Интервью с Джозефом Киттингером
  • клип группы Boards of Canada «Dayvan Cowboy», содержащий съемки одного из прыжков
  • The Highest Step — video
  • Лейтенант Джозеф Киттенгер на встрече Кирчер сообщества — часть первая — содержащая дополнительные кадры проекта Эсельсиор
  • Лейтенант Джозеф Киттенгер на встрече Кирчер сообщества — часть вторая
  • Лейтенант Джозеф Киттенгер на встрече Кирчер сообщества — часть третья
  • Эксельсиор III — длинный и одинокий прыжок рисунок Стюарта Брауна


Проект «Эксельсиор».

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01