09-06-2023
АС-12 | ||
---|---|---|
История корабля | ||
Государство флага | Россия | |
Спуск на воду | август 2003 | |
Современный статус | в составе Северного флота | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | атомная глубоководная станция | |
Обозначение проекта | 10831 «Калитка»[1], иногда ошибочно 210[2] | |
Разработчик проекта | СПМБМ «Малахит» | |
Главный конструктор | Ю. М. Коновалов | |
Классификация НАТО | NORSUB-5 | |
Скорость (подводная) | 30 узлов | |
Предельная глубина погружения | 1000 м (по некоторым данным — 6000 м) | |
Автономность плавания | несколько месяцев | |
Экипаж | 25 человек (все офицеры) | |
Размеры | ||
Водоизмещение подводное | около 2000 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | около 60 м | |
Силовая установка | ||
Атомный реактор с ППУ Э-17, мощность на валу 10-15 тыс. л.с. | ||
Вооружение |
АС-12, известная также как «Лошарик» — российская глубоководная атомная подводная лодка (по официальной российской военно-морской классификации — атомная глубоководная станция), не несущая вооружения и способная погружаться на глубины до 1000[3], а по некоторым данным даже до 6000 метров[4].
Содержание |
Атомная станция проекта 10831 «Калитка»[1], заводской номер 01210 , в некоторых источниках указывается бортовой номер[5]или номер проекта 210[6] была разработана конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта — генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Ю. М. Коновалов. Проект 10831 стал дальнейшим развитием атомных глубоководных станций проектов 1910 «Кашалот» и 1851 «Палтус».[3] Строительство подводной лодки велось с 1988 года, а в 1990-е годы в связи с нехваткой финансирования и отказа от концепции проведения операций спецназначения оно было законсервировано и в начале 2000-х годов было продолжено.
Разработка и строительство ПЛ велись в условиях повышенной секретности. Число занятых в процессе строительства ПЛ рабочих и инженеров жёстко регламентировалось в продолжение 15 лет, ушедших на строительство этой подводной лодки[7][8].
Подводная лодка, которой был присвоен тактический номер АС-31, 13 августа 2003 года[3][4] была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмашпредприятие». На торжественной церемонии вывода ПЛ со стапеля присутствовал Главком ВМФ Владимир Иванович Куроедов и представители КБ «Малахит». Спустя три дня был произведён спуск подлодки на воду[7][8].
В конце сентября 2012 года подводная лодка приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5-3 километра на протяжении 20 суток.[9][10]
Корпус ПЛ — полисферический, то есть собран из шарообразных отсеков (реализован принцип «батискафа»), изготовленных из титана и расположенных внутри лёгкого корпуса. Благодаря этому, лодка способна выдерживать давление воды на очень больших глубинах. По утверждениям специалистов «Севмашпредприятия», по внешнему виду «Лошарика» ничего нельзя сказать о заложенных в проекте этой субмарины возможностях[7]. По данным открытых источников, силовой установкой ПЛ является малогабаритный атомный реактор. О наличии вооружения в базовом проекте подводной лодки сведения отсутствуют. Носителем «Лошарика» является АПЛ специального назначения БС-136 «Оренбург»[1] проекта 09786. Название лодка получила от героя мультфильма — лошадки из шариков.
Проект 10831.