19-08-2023
Рейс 75 Аэрофлота | |
Як-40К компании Аэрофлот. Первые два иллюминатора расположены на грузовом люке |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
07:16 |
Характер | |
Причина |
Некачественное закрытие грузового люка |
Место |
у Ростова-на-Дону (РСФСР, СССР) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Северо-Кавказское УГА, Ростовский ОАО) |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
75 |
Бортовой номер |
СССР-87948 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
18 |
Экипаж |
4 |
Погибшие |
2 |
Выживших |
20 |
В четверг 13 октября 1977 года в небе в районе Ростова-на-Дону произошла катастрофа Як-40К компании Аэрофлот, когда открылась дверь грузового отсека, в результате чего погибли два пассажира.
Як-40К (К — конвертируемый вариант, для грузопассажирских перевозок) с бортовым номером 87948 (заводской — 9621245, серийный — 45-12) был выпущен Саратовским авиационным заводом 8 июня 1976 года и передан Министерству гражданской авиации, которое к 10 июня[1] направило его в Ростовский авиаотряд Северо-Кавказского управления гражданской авиации. Всего на момент катастрофы авиалайнер имел 2486 часов налёта и 1704 посадки[2].
Самолёт выполнял рейс 75 по маршруту Ростов-на-Дону — Николаев, а пилотировал его экипаж, состоящий из командира (КВС) В. И. Колосова, второго пилота Е. И. Гладковой и бортмеханика В. А. Иващенко. В салоне работала стюардесса З. А. Лебедева. Всего на борту находились 18 пассажиров[2].
Самолёт выполнил взлёт и начал набор высоты, а затем начал выполнять первый разворот. Неожиданно при прохождении высоты 250—300 метров открылся грузовой люк, находящийся на левой стороне, и зафиксировался в верхнем положении. К люку были прикреплены 2-й и 3-й левые ряды сидений (места 2а, 2б, 3а и 3б), которые сорвало с креплений и вытянуло наружу, где они перевернулись и повисли на люке почти «верх ногами». Сидевшие в третьем ряду женщина и её шестилетний сын (места 3б и 3а соответственно) выпали из сидений, так как у ребёнка ремень был отрегулирован на взрослого, а у матери ремень был прикреплён нестандартным болтом и соскочил с крепления. Сидевший во втором ряду мужчина (место 2а) остался в сидении и провисел снаружи весь полёт. В 07:16 экипаж доложил на землю о чрезвычайном положении и начал выполнять заход на посадку малым кругом. Когда самолёт коснулся полосы и в процессе пробега снизил скорость, набегающий поток воздуха также снизился, поэтому грузовой люк опустился, после чего пассажиры смогли втянуть висящего на нём мужчину внутрь и оказать пострадавшему помощь. За исключением матери с сыном, которые разбились при ударе о землю, больше никто на борту не погиб[2].
31 октября 1979 года данный самолет потерпел аварию в Краснодарском крае при вынужденной посадке вне аэродрома и получил повреждения, исключавшие его дальнейшую эксплуатацию[3].
Как показало расследование, днём ранее (12 октября) борт 87948 выполнял грузовой рейс, при этом пассажирские сидения были сняты. Когда грузовой рейс был выполнен, техники Ростовского аэропорта переделали самолёт обратно в пассажирский вариант, для чего вновь установили в салоне кресла. Однако в ходе этих работ был некачественно закрыт грузовой люк, а затем технический персонал не проконтролировал состояние ручек закрытия. Экипаж в свою очередь не проверил сигнализацию грузового люка. В результате в полёте на высоте 250—300 метров разность давлений внутри и снаружи самолёта достигла 25—30 мм рт.ст., после чего вытолкнула наружу грузовой люк[2].
Выводы: Некачественное выполнение техническим составом работ по закрытию люка при переоборудовании самолета в пассажирский вариант и невыполнение работ по контролю за состоянием ручек закрытия грузового люка и его сигнализации со стороны экипажа.— [2]
|
Происшествие с Як-40 над Ростовом-на-Дону.