27-09-2023
Проститу́ция в стра́нах бывшего СССР после распада страны претерпела метаморфозы как ремесло. Эксперты утверждают [1]:
После распада СССР произошли значительные изменения в социальной жизни всех новых государств... Разрушение тоталитарной империи обусловили дезорганизацию государственной власти, экономический коллапс, резкий рост преступности и асоциальных явлений как проституция, наркомания и бродяжничество.
Проституция легализована в Латвии и Эстонии, при этом запрещена в Литве. Не является нелегальной деятельностью в Армении, но вне закона в соседней Грузии.
В Казахстане власти относятся к проституции толерантно, деятельность такого рода не рассматривается как противозаконная.
Исследователи проблемы из Белоруссии отмечают [2]:
В соседних с нами Украине, России, Польше, Литве тоже идет спор по поводу того, должно ли государство узаконить рынок сексуальных услуг. Пока в этих странах проституция не легализована. По мнению экспертов, по той же причине, что и в Беларуси: общество не готово относиться к проституции как к обычной услуге. Это выражается еще и в том, что существуют жесткие законы по выявлению проституции и огромные штрафы за оказание интимных услуг. В некоторых странах они достигают 800 евро.
В период с 1955 по 1985 год даже в контексте деларации несовместимости проституции с социалистическим образом жизни, режим так и не решился на уголовно-правовой запрет проституции, хотя для преследования проституток практиковалось как уголовно-правовое, так и административно-правовое регулирование [3]:
Советом Министров СССР в 1956, 1966 и 1969 гг. были приняты постановления об укреплении паспортного режима в городах Москве, Ленинграде, Севастополе и Московской области, в силу чего органами внутренних дел было представлено выселять из этих городов женщин, занимающихся проституцией, если они неоднократно задерживались за указанные действия, независимо от того, работают они или нет.
Оценка масштабов и социальных характеристик явления в послевоенный период осложгилась даже по сравнению с периодом 20-30 гг. За всё время было проведено всего два эмпирических исследования проституции, при этом результаты не были обнародованы (был поставлен гриф «Для служебного пользования») [3]:
Первое и второе исследования, несмотря на некоторые различия в данных, которые объясняются различиями в выборах, показали, что социальный портрет проституток второй половины 60-х — первой половины 70-х гг. по сравнению с 20-30-ми гг. изменился вместе с общими изменениями в социальных характеристиках женского населения, произошедших в СССР это время: повысился образовательный уровень, улучшились жилищные условия и материальное положение.
Начиная с 1980-х практикуется торговля живым товаром: девушек и несовершеннолетних отправляют «на работу» за границу. В этот период по-прежнему нет данных о клиентах советских проституток [3]:
Статистика применения административно-правовых санкций в большей мере отражает активность правоохранительных органов. При этом не все формы проституции находятся в поле их внимания. Да и сами формы меняются. Если во второй половине 80-х годов в Москве, Ленинграде и других крупнейших городах СССР ведущей формой профессиональной проституции была гостиничная, то к середине 90-х на первый план вышли так называемые агентства по оказанию сексуальных услуг с рекламой в печати.
В 1990-е произошёл значительный рост уровня проституции: в России появились детская и мужская проституция, во времена СССР практически неизвестные [4].
Проституток из республик бывшего СССР в таких странах как Израиль и Турция называют «наташами» [5].
Международный опыт показывает, правительства, которые легализуют проституцию как «секс-занятость», будут иметь огромную экономическую долю в секс-индустрии. Постепенно это приведёт к увеличению их зависимости от секс-сектора. Если проститутки будут считаться работниками, сутенёры бизнесменами, а клиенты потребителями секс-услуг, соответственно легализуя проституцию как экономический сектор, тогда правительства могут снять с себя ответственность за предоставление женщинам приличной и подходящей работы.
Вместо легализации проституции государства могут сократить спрос путем наказания мужчин, которые покупают женщин как проституток, и поддержать развитие альтернатив для женщин, занятых в проституции. Вместо получения дохода в экономику путем налогообложения секс-индустрии правительства могут вкладывать средства в будущее женщин, эксплуатируемых в проституции, путем предоставления экономических ресурсов из конфискованного имущества секс-индустрии, чтобы предоставить реальные альтернативы для женщин, занятых в проституции.
Проституция не запрещена, но за содержание борделя(ей) предусмотрено наказание (до 10 лет заключения) [6]. При этом за занятие проституцией административным кодексом предусмотрен всего лишь штраф в размере 500-1000 драмов (около 2,5 $), а в случае привлечения во второй раз 2000 драмов (около 5 $)[7].
Согласно докладу ЮНИСЕФ от 2001 года, после распада СССР в Армении отмечен рост проституции[8]. В первом полугодии 2006 года полицией Армении на учет было взято 1050 женщин, занимающихся проституцией[7].
Нелегальна, но практикуется.
Не разрешена, но отмечена повсеместно, особенно в Тбилиси[9][10][11].
Уже в 2004 году СМИ информировали [12]:
Только в столице Кыргызстана в проституцию вовлечено несколько тысяч человек, и не менее 90 % из них — это выходцы из сельскохозяйственных регионов. Женщин толкает на такой промысел экономическая нужда.
Коммерческий секс входит в сферу интересов криминальных элементов в правоохранительных органах [13][14].
В ремесло вовлечены несовершеннолетние [15].
Разрешена. Проститутки должны быть совершеннолетними, иметь справку о состоянии здоровья и могут оказывать сексуальные услуги только в собственных или съёмных жилых помещениях[16]. Численность проституток в 2005 году оценивалась в пределах 10-30 тысяч[17]. По сообщениям ряда западных СМИ, Латвия является популярным местом секс-туризма[18][19][20][21][22].
Умеренные штрафы [23].
Поскольку это самая бедная страна на континенте, она стала одним из основных экспортёров проституток [24] [25] [26] [27] [28] [29]. Торговцы живым товаром выбирают жертвы в небольших деревнях [30][31]. Власти пытаются вести с этим явлением борьбу [30].
Подавляющая часть женщин-проституток в современной России являются гражданками Молдавии, Украины, Белоруссии и некоторых других стран с относительно низким уровнем жизни населения.[32]
В Туркмении есть закон по которому карают и проституток, и клиентов: вступившего в связь с проституткой ожидает штраф. Местная милиция имеет право задерживать людей лишь по одному подозрению в причастности к проституции [33].
Действующее законодательство республики не предусматривается уголовного наказания за проституцию [34].
В Узбекистане проституция не запрещена, но масштабы явления оценить сложно. Уже в 2004 году экспертами отмечалось [12]:
Численность путан в Ташкенте составляет порядка 2 тысяч человек. Но это те, кто хоть раз попал в полицейскую статистику. Есть, безусловно, и те, кто работает под «крышей» и не «светится». Всего, по некоторым подсчетам, в секс-индустрии Узбекистана занято не менее 50 тысяч человек.
Проституция на Украине нелегальна, но широко распространена; правительством проблема игнорируется[35]. Женщины вынуждены заниматься этим ремеслом, чтобы содержать родственников[36].
Секс-туризм существует как нелегальная индустрия [37].
12 января 2005 года Верховная рада Украины ужесточила наказание за организацию борделей [37][38]. Однако усилия правоохранительных органов по борьбе с проституцией малоэффективны[39].
На 2006 год в стране работало около трёх тысяч проституток [40]:
При этом Эстония стала страной экспорта и транзита проституции. Три четверти проституток живет в Таллине или в северо-восточной Эстонии, примерно половина проституток замужем или имеют постоянного партнера, у трети есть дети, как правило, один ребенок. Как выяснили исследователи, треть «жриц любви» зарабатывает от 9 до 15 тысяч крон в месяц и выше, 24 %- 5-9 тысяч крон, 29 % процентов — около 5 тысяч крон.
Проституция в бывших республиках СССР.