09-06-2023
Ракета | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Осевая формула | |
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Завод | |
Всего построено |
1 |
Дорога | |
Ширина колеи |
1435 мм |
Технические данные | |
Рабочая масса паровоза |
4,32 т |
Конструкционная скорость |
~48 км/ч |
Диаметр движущих колёс |
1422,4 мм (56") |
Диаметр поддерживающих колёс |
762 мм (30") |
Число цилиндров |
2 |
Диаметр цилиндров |
203,2 мм (8") |
Ход поршня |
419,1 мм (16½") |
«Ракета» (англ. «Rocket») — один из первых паровозов, построенный в 1829 году отцом и сыном Джорджем и Робертом Стефенсонами. Из ранних локомотивов «Ракета» является самым известным, причём во многом потому, что во-первых она выиграла единственные в своём роде соревнования паровозов — «Рейнхильские состязания» (англ. Rainhill Trials), а во-вторых — это был первый в мире паровоз с трубчатым паровым котлом. В дальнейшем такая конструкция котла стала применяться на всех выпускавшихся паровозах.
Весьма распространено заблуждение, что «Ракета» является первым паровозом, однако на самом деле первый паровоз был запатентован ещё Ричардом Тревитиком в 1804 году, то есть на четверть века раньше стефенсонской «Ракеты».
В 1829 году строительство железной дороги Ливерпуль — Манчестер подходило к концу. По мере приближения стройки к завершению, в компанию стало приходить всё больше идей и патентов о способах тяги поездов по дороге. В основном связано с большим недоверием общественности, в том числе и многих авторитетных инженеров, к паровозам. Тогда Джордж Стефенсон, будучи опытным конструктором паровозов и основным инициатором строительства общественных железных дорог, заявил что сможет построить паровоз, который бы удовлетворял всем притязательным требованиям. При этом Стефенсон допускал, что нужный паровоз мог бы быть построен и другими конструкторами. Тогда один из членов правления, будучи большим фанатом конных скачек, предложил устроить соревнования паровозов, тем самым выбрав лучший из паровозов, а заодно устроить рекламу компании и будущей дороге. Стефенсон такое решение полностью поддержал. В конце апреля того же года дирекция Ливерпуль-Манчестерской железной дороги при поддержке ряда инженеров, в том числе и самого Джорджа Стефенсона, опубликовала условия предстоящего конкурса паровозов. Теперь Стефенсону предстояло создать паровоз, который бы смог выиграть предстоящие состязания
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Первые паровозы (выпуска до 1830 года) | |
---|---|
Колбрукдэйл (1801) • Пенидаррен (1804) • Поймай меня, кто сможет (1808) • Саламанка (1812) • Пыхтящий Билли, Механический путешественник (1813) • Блюхер (1814) • Паровой слон (1815) • Locomotion № 1 (1825) • Стоурбриджский лев (1828) • Новинка, Несравненный, Ракета, Настойчивость, Непобедимая (1829) | |
См. также: Рейнхильские состязания • История паровоза |
Ракета (паровоз).