04-06-2023
Скульптура «Расстрел» в 2022 году | |
Ильдар Ханов | |
«Расстрел». 1974 год | |
железобетон. Высота 4 м | |
Братское кладбище, Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького, Казань, Татарстан | |
Медиафайлы на Викискладе |
«Расстрел» — монументальная скульптурная композиция работы И. М. Ханова, созданная в 1974 году. Находится на мемориальном кладбище революционеров в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Казани, столице Республики Татарстан.
Создание памятника «Расстрел» относится к 1974 году[1][2]. Автор И. М. Ханов планировал установить его у стен Казанского кремля, однако нетрадиционное для социалистического реализма художественное решение скульптуры не устроило партийное начальство[3][4]. Будучи посвящённой по своему формальному языку расстрелу красноармейцев и революционеров, скульптура пластически оказалась весьма прогрессивной для Татарстана того времени[3][5]. В итоге, в 1980-х годах работа была установлена на Братском кладбище в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького[4][3], став частью комплекса памяти чекистов и работников татарской милиции, павших на боевом посту, созданного ещё в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции[6][7]. В 2010 году, в том числе и за эту работу, Ханов был удостоен Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая[8][9].
Скульптура находится в глубине парковой зоны, рядом с могилами революционеров, павших от рук белогвардейцев в 1918 году[4][3]. Являясь частью сложного пространственно развитого комплекса памяти чекистов и милиционеров, «Расстрел» замыкает перспективу главной аллеи кладбища[10][11]. Памятник состоял из трёх частей — собственно самая скульптура Ханова, мраморная стела, боковой цветник с установленным на нём бетонным блоком с мемориальными табличками[12][11]. «Расстрел» представляет собой прямоугольный барельеф из серого железобетона с примесью розовой мраморной крошки[4]. Изготовлен методом литья с катодным цинкованием поверхности[13]. Массивная барельефная стена была установлена на обширном площадке-основании прямоугольной формы, приподнятом над уровнем земли и облицованной керамическими плитками[12]. Высота памятника составляет 4 метра, длина — порядка 13 метров[3] (по другим данным — 4 x 15 м)[14].
Темой барельефа является реквием, сцена прощания с погибшим товарищем. Центром композиции является группа из трёх человек, которые поддерживают тело павшего чекиста. На втором плане проступают и остальные герои барельефа[12][11]. Все они — это суровые мужчины, стоящие плечом к плечу, что создаёт ощущение монолита. Пронзительные взгляды и напряжённые тела революционеров говорят о готовности без страха принять смерть, транслируют зрителю уверенность в правоте своего дела. Линии фигур очень схематичны, не столько анатомические, сколько биоморфны, в чём данная работа Ханова походит на картины Сикейроса, которого скульптор считал своим учителем[4][3]. Вся плоскость барельефа прорезана косыми лучами солнца, данного скульптором в правом верхнем углу и которое буквально заливает светом место расстрела, что усиливает мотив праведности и наделяет работу необычайной экспрессивностью и выразительностью[12][4]. На обратной стороне стены выбиты слова: «Стреляйте вернее, готовы мы пасть. Да здравствует наша Советская власть!»[3][11].
Перед барельефом установлена стела из белого мрамора с изображением склонённых знамён[12]. Слева от центральной части комплекса был установлен квадратный цветник размером шесть на шесть метров, в углу которого находился блок из искусственного камня (бетон с мраморной крошкой)[11]. На нём были помещены накладные бронзовые эмблемы советской милиции со следующим текстом[12]:
Николаю Голубятникову, Александру Кулевесову, Ивану Александрову, Кириллу Тихонову, Миннибаю Мычилкину, Мухамадею Шарафееву, Павлу Лаврову, Борису Иванову, Хамидулле Загидуллину, Прокопию Салмину, Максиму Иванову, Рифкату Агадуллину, Михаилу Волкову, Виктору Гуслеву, Ивану Шубину и многим другим работникам Татарской милиции, павшим на боевом посту, от личного состава Министерства внутренних дел Татарской АССР 10 ноября 1967 года. Революция вручила им самое величественное дело: защищать человека. И они защищали и погибли в этой борьбе. Слава им вечная и любовь людская.
В дальнейшем, одновременно с приходом кладбища в упадок в 1990-х годах, монумент разрушился, бесследно исчезли и бронзовые таблички[11]. Ныне на его месте находится памятник сотрудникам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга[15]. Вместе с тем, на барельефе Ханова не имеется никакой таблички с указанием на его авторство[16], сама работа покрыта побелкой и походит более на гипсовую скульптуру, чем искажён замысел скульптора, а в ряде мест на выступающих частях имеются сколы[3].
По мнению критики, «Расстрел» является ярким примером поисков Хановым своего собственного художественного языка, выразившегося в резких, ломаных, рубленых скульптурных формах, диссонирующих с сознанием человека, но и вместе с тем наполненных гуманистическим пафосом, мощью и силой человеческого духа, противостоящего губительному хаосу войн и уничтожения[17][3]. В пластическом отношении скульптуру отличает влияние авангарда 1920-х годов, плакатной и станковой графики на героическую тему, в особенности линогравюр К. К. Чеботарёва, поскольку рельеф несёт как декоративную функцию, так и подобен рисунку[5][18]. Данная скульптура Ханова является единственной сохранившейся в Казани, тогда как всё остальное было уничтожено[19][16].
Расстрел (скульптура).