15-06-2023
Корнелий Христианович Рейссиг | |
Сornelius August von Reissig | |
Портрет К. Х. Рейссига из брошюры Н. Е. Макаренко к 75-летию Рисовальной школы ИОПХ | |
Имя при рождении: |
Корнелиус Август фон Рейссиг |
---|---|
Род деятельности: |
астроном, математик |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Супруга: |
Христина-Фредерика Рейссиг (урожд. Боматч, нем. Bohmatsch) |
Дети: |
Карл Иоганн Христиан, Иоганн Христиан фон Рейссиги |
Награды и премии: | |
Корнелий Христианович Рейссиг на Викискладе |
Корнелий Христианович фон Рейссиг[1] (1781—1860) — астроном, математик, конструктор геодезических инструментов.
Родился в Штайнбахе, Тюрингия[2]. Отец был инспектором Математического кабинета в Касселе[3].
Прибыл в Россию из Касселя около 1810 года, возможно, по приглашению Е. Ф. Канкрина (впоследствии оказывавшего покровительство Рейссигу и его начинаниям и, предположительно, знакомого с семьёй Рейссига в Гессен-Касселе[4]), или по инициативе П. М. Волконского[5].
С 1811 вплоть до своей отставки в 1857 руководил Механической мастерской при Главном штабе в Санкт-Петербурге[6].
C 1834 входил в Мануфактурный совет при департаменте мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов и в Технический комитет Технологического института[3]. В 1837 г. был назначен управляющим Механическим отделением при Лесном и межевом институте[7].
Создатель и попечитель одного из первых в России художественно-промышленных учебных заведений — Рисовальной школы для вольноприходящих[8].
Состоял членом-корреспондентом Императорской Академии Наук (с 16 (28) августа 1814)[9], корреспондентом Вольного Экономического Общества (c 18 (30) сентября 1815) и почётным членом[10] Московского общества испытателей природы (с 15 (27) сентября 1834), членом общества испытателей природы в Галле, Минералогического общества в Йене, Веттерауского естественно-исторического общества (нем. Wetterauische Gesellschaft)[11] в Ганау, а также почётным вольным общником Императорской Академии Художеств.[3]
Рейссиг умер в 1860-м, был похоронен на Волковском лютеранском кладбище[2]; надгробный памятник, отмечавший место семейного захоронения Рейссигов, был перенсен на Лазаревское кладбище в 1930-е[12] (памятник, изначально посвященный одному из сыновей Рейссига, впоследствии породил множество легенд[13] из-за своего необычного для православных кладбищ[14] художественного решения — реалистичного изображения спящего на крышке саркофага офицера в форме Семёновского полка). Автор памятника, немецкий скульптор А. Ю. Штрейхенберг (нем. August Julius Streichenberg), недолгое время был преподавателем скульптурного класса в открытой Рейссигом Рисовальной школе для вольноприходящих[15].
В 1811 Рейссиг определен при Квартирмейстерской части в Петербурге «профессором для преподавания астрономии и практической тригонометрии и для учреждения механической мастерской»[6]. Механическая мастерская, открытая по проекту и под руководством Рейссига в 1811 году, должна была обеспечить инструментами для топографической съёмки военное ведомство — Квартирмейстерскую часть, Депо карт и Инженерный департамент. Мастерская с 1821 переименована в Механическое заведение, в 1832 — в Механическое отделение Военно-топографического депо Главного штаба.[6]
В мастерской создавались новые приборы, ремонтировались старые, совершенствовались конструкции существующих приборов (в частности, одна из мензул улучшенной конструкции известна как «мензула Рейссига»). Спектр инструментов, изготавливаемых мастерской, был довольно широк: зеркальные линейки, мензулы, астролябии, буссоли с диоптрами, нивелиры, алидады со зрительными трубами, зеркальные секстанты, зеркальные циркули, повторительные теодолиты; зрительные трубы, карманные секстанты, секундомеры, нормальные меры, барометры, термометры, мерные ленты, поперечные масштабы, готовальни и другие чертежные инструменты. В 1817 в мастерской был изготовлен первый в России базисный прибор.[6]
Продукция механической мастерской использовались не только для целей Военно-топографического депо. Например, в 1820-е годы изготовленные в мастерской инструменты использовались Инженерным департаментом, Департаментом уделов, Департаментом государственных имуществ (для межевания лесов), артиллерийским департаментом, главным управлением путей сообщения, а также для научных и учебных целей — в Петербургском и Казанском университетах, военных и гражданских училищах[6]. Изготовленный в Механическом заведении повторительный теодолит использовался при проложении дуги Струве[16]. Изготавливались инструменты и для частных лиц — Ф. Ф. Берга, П. М. Волконского и др.[6]
Годами наибольшего расцвета мастерской стали 1840-е и 1850-е. Рейссиг оставался руководителем мастерской с момента открытия до своей отставки в 1857[6]. Фамилия Рейссига выгравирована, среди прочих, на настольной юбилейной медали «В память пятидесятилетия Корпуса военных топографов. 1822—1872 гг.» — в знак его заслуг перед Корпусом[17].
Ещё одной стороной деятельности Рейссига стала организация художественно-промышленного образования. Для основанного в 1828 Санкт-Петербургского Практического Технологического института Рейссигом была составлена программа «графических занятий», включавшая в себя обучение черчению, техническому и художественному рисованию[8]. Рейссиг принимал активное участие в открытии бесплатных публичных классов рисования и черчения при Технологическом институте, работавших по воскресным и праздничным дням с 1832 или 1833 г. В 1835 г. Рейссиг организовал и возглавил Воскресную Рисовальную школу при Технологическом институте «для бесплатного обучения вольноприходящих учеников рисованию, черчению и леплению»[8].
Успех этих начинаний подтолкнул Рейссига к воплощению в жизнь идеи самостоятельного учебного заведения. Бесплатная Рисовальная школа для вольноприходящих учеников должна была давать доступное художественное образование и «развивать вкус» ремесленников и рабочих. Предложенный Рейссигом проект школы был одобрен в 1839. По замыслу Рейссига, в дальнейшем предполагалось создание целой сети подобных художественных школ в «мануфактурных городах» России, но эта часть проекта не нашла поддержки властей, также как и идея открытия отделений Школы в промышленных районах Петербурга[8].
Школа была открыта 26 мая 1840, «в присутствии 110 учеников», находилась в ведении Министерства торговли и разместилась в здании Южного пакгауза на Стрелке Васильевского острова (впоследствии в это здание переехал Зоологический музей); неофициальное название «Школа на Бирже» долгое время сохранялось за школой и после её переезда из здания пакгауза[8].
В 1842 при школе были открыты женские классы, находившиеся под покровительством великой княгини Марии Николаевны[8].
В программу школы входили рисование, рисование орнаментов для текстиля, лепка, техническое черчение, с 1840-х — рисование архитектурных орнаментов. В 1842 в школе был открыт класс гальванопластики, которым на первых порах руководил открыватель метода Б. С. Якоби, а затем технологи А. Бриан и П. И. Евреинов. Незадолго до ухода Рейссига из школы был открыт класс ксилографии[8].
Для нужд Школы Рейссигом было выпущено несколько изданий. Небольшая брошюра «Об изучении искусства рисования и приложении оного к ремеслам» (1840)[18] содержала в себе учебный план Школы и методические положения, в которых Рейссиг выступил приверженецем идей классицизма, как эстетических, так и педагогических[8]. В 1843 вышел сборник чертежей — пособие по геометрическому черчению для ремесленников, а в 1845 — атлас архитектурных ордеров «для преподавания в Рисовальных школах ремесленникам и для выдачи в награду отличнейшим из учеников».
В 1858 Школа на Бирже перешла под патронат Общества поощрения художеств.
Рейссигом был составлен первый российский атлас звёздного неба, содержащий 102 созвездия (в отличие от современных 88)[19]; изображения основаны на рисунках Боде с некоторыми изменениями[20]. Атлас вышел в нескольких вариантах: с чёрно-белыми литографиями, с цветными раскрашенными литографиями, а также издание, где рисунки созвездий выполнены золотом на тёмно-синем фоне [19]. В этом издании, для наглядности — «дабы как можно ближе согласовать с сими Таблицами, впечатление производимое ночным ясным небом, над простым глазом»[20], — звёзды разной величины отмечены белым, в центре изображений звёзд до 4-й величины пробиты отверстия, а оборот страницы заклеен светлой папиросной бумагой; таким образом, схему созвездия можно рассматривать на просвет[6][21].
Рейссиг, Корнелий Христианович.