Lt304888.ru

Туристические услуги

Религиозная эмиграция из России и СССР

21-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Собрание духоборов, Castlegar, Британская Колумбия, 1951

Религиозная эмиграция из России/СССР — выезд на постоянное место жительства в другие страны граждан России/СССР в результате давления государства и господствующей религии (РПЦ) на различные религиозные и этнические группы населения. Массовая (в отдельные годы насчитывавшая десятки тысяч человек) религиозная эмиграция имело место как в Российской империи, так и в СССР. В постсоветской истории массовая религиозная эмиграция наблюдалась в начале 1990-х годов.

До настоящего времени религиозная эмиграция из России/СССР остается мало изученной. Существующие в настоящее время научные исследования, публицистические и художественные произведения затрагивают лишь отдельные составляющие этого явления.

Причины

Из Российской империи

Меннониты

В 1870—1880-х годах из России в США выехало около 50 тысяч немецких и голландских колонистов, исповедующих меннонитство[1] (общее количество меннонитов в России в середине XIX века составляло примерно 100 тысяч человек)[2]. Причиной стало признание меннонитов (являющихся пацифистами по вере) подлежащими воинской повинности (вопреки обещанию Екатерины Второй, которое она дала, приглашая немцев жить в Росии), а также преследования в связи с распространением своей веры среди русского населения.

Эти эмигранты поселились компактными общинами в штатах Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота. Здесь они занялись, в основном, земледелием. Меннониты не забыли о России: в 1919 году, в период Гражданской войны, они отправили в страну помощь нуждающимся — денежные пожертвования и вещи на 75 тысяч долларов. Также они финансировали миссионерскую деятельность пресвитера Якова Винса, возглавившего в первой половине 1920-х годов Дальневосточный союз баптистов.[1] В дальнейшем эмиграция меннонитов (в первую очередь, немецкого происхождения) продолжалась и при царской власти, и при Советах, и в постперестроечный период.

Журнал русских баптистов-эмигрантов. 1919 год. Издавался в г. Филадельфия, Пенсильвания, США. На обложке фото здания Русского Библейского института в Филадельфии, где обучали проповедников и миссионеров.
Молокане-прыгуны

В 1864 году имел место массовый исход русских молокан-прыгунов в Азербайджан, в район города Ленкорань. Поход был связан с эсхатологическими ожиданиями. В 1900 году от молокан, осевших в Закавказье, была направлена делегация к царю. Молокане просили либо освободить их от воинской повинности, либо разрешить покинуть страну. В 1904 году они получили отказ. Тогда они стали эмигрировать без разрешения, выезжали партиями по 150 человек. Либо на пароходе по маршруту Батум-Марсель-Панама-Сан-Франциско, либо сначала поездом Тифлис-Гамбург и оттуда уже пароходом. Конечной точкой маршрута стал Лос-Анджелес.

Первые партии устраивались на новой родине на работу и благодаря кредитам работодателей финансировали выезд оставшихся. В общей сложности так выехало 3,5 тысячи человек. По прибытии эмигранты указывали причину смены страны жительства: царские гонения на веру и военная повинность. Исход закончился в 1911 году. По ходатайству верующих американское правительство освободило их от службы в армии США, - даже с началом Первой мировой войны их не призывали.[3]

Из СССР

Журнал «Путь Веры», апрель 1933 года. Журнал начал издаваться пастором Н. И. Пейсти в 1931 году в Харбине как печатный орган русских пятидесятников в Маньчжурии, однако уже в 1940—1960-е годы стал межконфессиональным журналом русских протестантов, находящихся в эмиграции по всему миру.

Послереволюционный поток

октябрьской революции 1917 года и последовавшая за ней Гражданской войны вызвала всплеск эмиграции по религиозным причинам. Причем к "традиционным" эмигрантам из среды протестантов и иудеев впервые за много столетий добавился мощный поток представителей ранее господствовавшей Русской православной церкви, на которую оказывалось давление атеистов-большевиков.

В 1917-1927 годах РПЦ стала главной мишенью репрессий среди других религий страны. Во-первых, РПЦ рассматривалась большевиками как главный идеологический оплот царизма. Во-вторых, РПЦ была самой большой и самой богатой конфессией в царской России. Обилие материальных ценностей, принадлежащих РПЦ, спровоцировало государственную кампанию по их изъятию, сопровождавшуюся вспышками насилия в отношении духовенства. Наконец, представители РПЦ нередко отрыто поддерживали противников большивоков во время гражданской войны.

В то же время распространенное мнение о том, что в первое десятилетие Советской власти протестанты якобы не подвергались гонениям большевиков, было многократно опровергнуто серьезными исследователями.[4]

Попытки эмиграции периода коллективизации

В 1928—1929 годах внутренняя политика СССР претерпела значительные изменения: произошла ликвидация НЭПа, на селе развернулась коллективизация, в печати стали публиковаться материалы показательных судебных процессов над «вредителями». В это же время произошло ужесточение антирелигиозной политики государства, в отношении верующих участились репрессии. В 1929 году вышло Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях», ухудшавшее положение верующих, а также была изменена ст. 4 Конституции РСФСР: «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды» была заменена на «свободу религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды».

К этому времени в 25 тысяч "сектантских" коммун в СССР входило порядка 6 миллионов человек.[5] Много их было на Северном Кавказе (около тысячи коммун, в основном, молоканских и духоборских) и на Украине. Благодаря трудолюбию и добросовестности верующих, а также использованию передовых сельскохозяйственных технологий, такие коммуны процветали. Во время коллективизации в газетах стали появляться материалы, что "сектанты", благодаря своим коммунам, уклоняются от налогов. Верующих заставляли либо записываться в индивидуальном порядке в общие колхозы, либо вовсе слили их коммуны с колхозами. Это вызвало недовольство протестантов, среди которых все чаще стали говорить об эмиграции.

Духоборы и молокане

Осенью 1929 года 10 тысяч крестьян-духоборов и 5 тысяч крестьян-молокан обратились во ВЦИК СССР с просьбой разрешить им эмиграцию.[6] Им ответили отказом. Молокане и духоборы еще трижды (в 1930-1931 годах) вновь обращались с такой просьбой. В одном из обращений они писали:

"Мы дошли до такого состояния, что вынуждены будем тронуться гужевым транспортом за границу... пусть стреляют в нас среди пути... Мы готовы помереть за веру и любовь к Бог".[7]

В 1934 году их лидеров осудили на 10 лет лагерей каждого, а идеологом движения за эмиграцию был "назначен" бывший царский генерал Масляников, работавший к тому времени бухгалтером.[8]

Пятидесятники

Историк пятидесятнического движения Владимир Франчук описал скитания группы пятидесятников из Украины, спасавшихся от "трагедии и ужаса коллективизации". Пятидесятники медленно двигались на восток, иногда надолго останавливаясь в той или иной местности. Осенью 1928 года они остановились в Уральске и близких к нему деревнях, где к ним примкнуло несколько местных семей. Однако в 1929 году коллективизация началась и здесь. Тогда пятидесятники, потеряв арестованными несколько человек, разбились на группы и двинулись дальше - в Среднюю Азию. В 1931-1932 годах в районе приграничного города Жаркент (Казахстан) пятидесятники вброд переходили реку и попадали в Китай. Передвигаясь ночами (чтобы избежать встречи с китайскими пограничниками) добрались до города Кульджи, расположенного в Синьцзян-Уйгурского районе Китая.

После полуголодного существования в СССР жизнь в Китае казалась изобильной. Ко времени создания пятидесятнической общины в Кульдже уже существовали две церкви из русских эмигрантов, - православная и баптистская. До середины 1940-х годов пятидесятническая община чувствовала себя в Кульдже вполне уютно, пока до этого района не докатилась гражданская война. Среди жертв боев были и русские эмигранты.

В результате значительная часть общины выехала в центральные районы Китая, а оттуда - в различные страны мира. Участники этого исхода и их потомки живут сегодня в Австралии, Канаде, Соединенных Штатах, Бразилии, Аргентине, Эквадоре, Уругвае, Парагвае, Израиле… Но все они имели один общий перекресток в своей истории - церковь в Кульдже. Пришедший к власти китайский коммунистический режим вынудил остававшихся в Кульдже членов русских баптистской и пятидесятнической церквей получить советские паспорта и вернуться в СССР.[9]



В 1934 году в уголовные кодексы союзных республик была внесена статья об измене родине, под которой подразумевалось, в числе прочего, и самовольное пересечение госграницы.

Из постсоветской России

Примечания

  1. 1 2 Журнал «Другъ» (издатель: Русское миссионерское и просветительское общество, Филадельфия, Пенсильвания, США), № 5, 1919 год, C.37.
  2. В семье меннонитов нашли «недостающее генетическое звено» болезни Паркинсона
  3. Симкин, Лев - Американская мечта русского сектанта. М.: Зебра Е; 2012 - С.79, "Божественные изречения. Поход с Закавказья в Америку в убежище сектантов религии молокан духовных прыгунов по пророческому откровению. Начало похода 1904, конец 1911 г." Лос-Анджелес, Дух и жизнь, 1928 С.748, 753, 750, 756
  4. Дементьев Андрей - Враги Советской власти
  5. Крапивин М. Ю., Лейкин А. Я., Далгатов А. Г. - Судьбы христианского сектантства в России (1917-1930-х годов) - СПб., 2003. - С.64
  6. Поповский М. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе. 1918-1977. Overseas publications interchange LTD London, 1983 С.113
  7. Поповский М. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе. 1918-1977. Overseas publications interchange LTD London, 1983 С.209
  8. Белопольский Вадим - Жизнь и судьба генерала Масляникова // Relga, №20 [50] 23.10.2000
  9. Франчук Владимир - Довоенный исход пятидесятников из СССР через Китай в Америку

Литература

  • Симкин, Лев — Американская мечта русского сектанта. М.: Зебра Е; 2012—384 с. ISBN 978-5-905629-10-5
  • Перчаткин, Борис - Огненные тропы. Сиэтл (США), 2002. – 222 с. : портр., ил
  • Дементьев А. Авен-Езер: Евангельское движение в Приморье 1898-1990 годы. Русский остров. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2013.

Религиозная эмиграция из России и СССР.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01