Lt304888.ru

Туристические услуги

Реформы Ататюрка

25-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Мустафа Кемаль (реставрация фотографии)

Реформы Ататюрка (тур. Atatürk Devrimleri) — серия политических, законодательных, культурных, экономических и социальных изменений превративших Турецкую республику в современное светское национальное государство. Реформы были проведены во время правления Ататюрка в соответствии с идеологией Кемализма. Основная суть реформ заключалась в насаждении целого ряда западных ценностей и достижений в турецком обществе.[1] Политические реформы привели к столь серьёзным изменениям в обществе, что начало исчезать множество традиций османского общества, а в итоге была пересмотрена и изменена вся система общества бывшей Османской Империи.[2]

Реформы Ататюрка положили начало конституционным изменениям, так, в 1924 г. была принята новая Турецкая конституция которая заменила уже устаревшую, промежуточную конституцию 1921, и была написана в соответствии с европейскими нормами того времени. В продолжение принятия конституции было проведены реформы управления и образования, а также окончательно создано светское общество в Турецкой республике.

С турецкого языка Atatürk Devrimleri переводится буквально как "Революции Ататюрка". Эта серия реформ была настолько радикальна, что встречала часто непонимание и сопротивление общества, а воплощалась в основном благодаря однопартийной власти кемалистов, а также благодаря хорошему военному контролю в стране.

Главным историческим предшественником реформ Ататюрка была эпоха Танзимата, то есть буквально «реорганизации», которая началась в 1839 г. и завершилась эрой первой конституции в 1876 г.[3] Следующая волна экономических, политических и социальных реформ была проведена после официального начала процесса евроинтеграции Турции 14 апреля 1987 (т.н. Реформы Тургута Озала)

Содержание

Политические реформы

До того как официально была провозглашена Турецкая республика, Османская империя формально продолжала существовать с её культурным наследием, религиозностью и султанатом. Официально султанат был упразднён правительством Анкары, но традиции и культурное наследие все ещё жило среди людей. Лишь горстка реформаторов активно отказывалась от старых традиций ради построения нового государства и общества. Турецкая республика (тур. Türkiye Cumhuriyeti) была официально провозглашена 29 октября 1923 Великим турецким национальным собранием.

Реформы политической системы Турции шли по частям. Последний этап реформ прошёл в 1935 г., когда церковь была отделена от государства, государство стало светским и демократическим, окончательно провозглашалась республика, а также суверенитет Турции над всеми территориями, которые страна контролирует и по сей день. Ислам перестал быть государственной религией Турции. Учреждался однопалатный парламент (меджлис). Конституция провозглашала принципы национализма, утверждая напрямую, что национализм «материально и духовно присутствует в республике». Базовыми принципами конституции стали Лаицизм, социальное равенство, равенство всех граждан перед законом и неделимость Турецкой республики и турецкого народа. Турецкая республика объявлялась унитарным национальным государством, базирующимся на принципах светской демократии. Власть впервые официально была разделена на законодательную, исполнительную и судебную в рамках Турции. При этом разделение власти между исполнительной и судебной властью было очень жёстким, а между исполнительной и законодательной нечётким.

Тем не менее, несмотря на декларацию приверженности правам человека, принципам республики и плюрализма, по сути в стране сформировалась достаточно устойчивая диктатура Мустафы Кемаля, а после его смерти - его преемников Исмета Инёню и Сараджоглу. Впрочем, диктатура Ататюрка активно использовалась для насаждения реформ в консервативном турецком обществе, а не для обогащения самого диктатора. Только благодаря долгой однопартийной системе и прочной власти кемалистов Турция совершила быстрый рывок и преодолела целый ряд проблем, которые были её османским наследием.

Члены меджлиса, 1921 Отъезд Мехмета VI, последнего Султана Османской Империи, 1922 Кемаль выступает с речью в Бурсе. 1924 г. Ататюрк возле парламента в Анкаре. Слева на фотографии премьер-министр Исмет Инёню. Начало 1930-х.

Упразднение Османского султаната (1922), халифата (1924) и османских миллетов

1 ноября 1922 года Ататюрк официально упразднил Османский султанат, а все члены султанской семьи вместе с султаном Мехметом VI были насильно депортированы. Именно упразднение султаната позволило турецкому национализму открыто говорить о единстве турецкого народа и законности своей власти

Мехмет VI вынужден был просить политического убежища[4] у моряков военного корабля британского флота 17 ноября того же года. Его кузен Абдул-Меджид формально оставался халифом до 1924 г., когда халифат также был упразднён.

В Османской империи люди принадлежавшие к тому и иному миллету обладали ограниченной самостоятельностью, выбирали своего предводителя, сами собирали налоги и жили в соответствии с собственными устоями и традициями. Мустафа Кемаль отменил данную систему, миллеты в обществе перестали признаваться и подчинялись единой законодательной базе.

Упразднение халифата сопровождалась устранением множества религиозных коммун. Большинство из них просто не смогло приспособиться к новым экономическим реалиям и эмигрировало, часть — разорилась. Религиозные общества были лишены всяческой поддержки со стороны спонсировавших их организаций — школ, больниц и др.

Многопартийная система

Двухпалатная система Османской империи состоявшая из двух палат собрания, верхней палаты визирей и нижней палаты представителей полностью упразднялась. Впрочем, существовала на тот момент она только на бумаге и не действовала с момента захвата Стамбула силами Антанты. Учреждались официально должности президента и премьер-министра, а также однопалатный парламент. Первые выборы парламенты прошли по пропорциональной системе.

Республиканская народная партия, тем не менее, оставалась единственной партией в парламенте до 1945 года, поэтому система была лишь формально многопартийной. Лишь в 1950-м году Демократическая партия стала лидером парламента, по сути изменив политическую систему. В течение 1930-го года некоторое время существовало несколько небольших партий, однако все они были распущены либо запрещены.

Создание светского государства

Попытка установления всеобщего равноправия в стране натолкнулось на препятствия в виде старых османских традиций. Изменения в законодательстве были радикальными, так как Ататюрк взял за основу французскую модель светского общества. Суть европейской модели заключалась в:

  • Гарантии свободы совести (свободы исповедования любой религии),
  • Отделении религии от государства,
  • Прекращении использования гражданских фондов в религиозных целях,
  • Выводе законодательной системы из под контроля религии,
  • Освобождении системы образования от религии, толерантном отношении ко всем, кто меняет религию или объявляет себя атеистом.
  • Снятии религиозных ограничений для лиц, занимающих государственные должности[5][6]
  • Создании 3 марта 1924 г. новой государственной системы образования, очищенной от ислама и законов Шариата.
  • Создании структуры законов на основе Швейцарского гражданского кодекса.
"Овца из Анкары смеётся последней" Политический шарж Седата Симави опубликованная в октябре 1922. На заднем плане Анкара, на переднем Стамбул. Шарж посвящён переносу столицы. Последний номинальный халиф Абдул-Меджид II, 1924 Али Фетхи Окуяр , лидер Либерально-республиканской партии Турции Казим Карабекир, глава Прогрессивной республиканской партии Турции, первой оппозиционной партии в стране

Ведомство по религиозным делам

Приверженность антицерковным реформам тем не менее не сопровождалась исламофобией, а сам Кемаль продолжал поддерживать ислам, отделяя его при этом от государственной власти. Для разграничения прав и полномочий он создал Ведомство по религиозным делам (тур. Diyanet İşleri Başkanlığı).

Ведомство было создано, для того чтобы «исполнять всю работу, касающуюся веры, поклонения и этики ислама, просвещая народные массы относительно положений ислама, а также его концепций. А также для распоряжения святыми местами» Здесь прослеживается связь реформ Кемаля с советским режимом в СССР, который также передал все священные места в управление конкретным священникам.

Данное ведомство работало также с иными религиями. И хотя формально учреждалось религиозное равноправие, а вероисповедание объявлено личным делом каждого, на деле росло число атеистов, а население страны активно переставало быть религиозным.

Перенос столицы

13 октября 1923 года столица Турции была перенесена из Стамбула в Анкару, для начала эффективной борьбы с коррупцией, которая была большой проблемой Османской империи. Ещё во время борьбы за независимость Ататюрк выбрал этот город для своей штаб-квартиры, так как он был связан железной дорогой со Стамбулом и в то же время не был досягаем для вражеских армий. В Анкаре состоялась первая сессия национального собрания, и Кемаль провозгласил город столицей. Не меньшую роль играла и цель дистанцироваться от космополитического Стамбула, символизировавшего существовавшую ещё вчера Османскую империю. В этом городе многое напоминало об унижениях прошлого и слишком много людей было связано со старым режимом.[7][8]

Газета «Таймc» в 1923 году в декабре писала с издёвкой: «Даже самые шовинистически настроенные турки признают неудобства жизни в столице, где полдюжины мерцающих электрических лампочек представляют собой общественное освещение, где в домах почти нет воды, текущей из крана, где осел или лошадь привязаны к решётке маленького домика, который служит министерством иностранных дел. Городе, где открытые сточные канавы бегут посреди улицы, где современные изящные искусства ограничены потреблением плохого ракы - анисовой водки и игрой духового оркестра, где парламент заседает в доме, не большем, чем помещение для игры в крикет».

В то же время в 1923 году Анкара уже представляла собой небольшой торговый центр с населением около 30 тысяч человек. Её позиции как центра страны укрепились впоследствии благодаря строительству железных дорог в радиальных направлениях, а после этого она стала полноценной современной столицей, избавив Стамбул от множества ненужных функций.

Законодательные реформы

Законодательные реформы Мустафы Кемаля были в каком то смысле последним шагом по устранению всего, что напоминало об Османской империи. Существовавшие в империи миллеты имели немалую законодательную автономию. Каждый миллет (шариатский, католический или иудейский) навязывал свои правила в обществе, кроме того все они устанавливали по сути религиозное законодательство. Достаточно слабые реформы 1839 г. лишь формально уравняли всех людей в глазах законов. На деле Османская империя продолжала оставаться религиозной страной, а религиозные правила оставались более сильными, нежели обычные законы.

Модернизация правовой системы

В 1920 г., как и сегодня исламское право не могло регулировать все гражданские и политические взаимоотношения в стране. Множество необходимых уже в начале 20-ых годов законодательных принципов в исламском праве просто отсутствовали. Не было разумного регулирования деловых отношений, также как и криминального права. Уже к началу 19-го столетия почти все уголовное законодательство в Османской империи было парализовано из-за огромной коррупции, устаревших норм и средневековой системы.[9] [9] После того как в Европе прошла эпоха просвещения христианское и мусульманское законодательство стали очень сильно отличаться. Реформы Ататюрка провозгласили официальную отмену меджелле, исламских законов. [10]

Одним из важнейших шагов стал официальный запрет многожёнства и разрешение гражданских браков. В то же время влияние ислама было очень сильным, а многие реформы по сути не были продуманы. Так, в уголовном кодексе отсутствовало наказание за убийство женщины, которая вышла замуж не девственницей.

Другим важным шагом была полная отмена шариатских судов в стране, а также принятие гражданского кодекса на основе швейцарского и уголовного кодекса по образцу итальянского.

5 декабря 1934 г. в Турции было официально установлено равноправие полов. Женщины получили право выбирать и быть избранными.

Закон об авторских правах

Помимо общих законодательных реформ был также принят закон об авторских правах. При Ататюрке впервые в прессе началось обсуждение незаконного копирования тех или иных научных, информационных и образовательных материалов.

Экономические реформы

Ататюрк и Исмет Инёню считали оправданным и достаточно важным установление государственного контроля в экономике. Главной их целью было всестороннее объединение Турции, устранение иностранного влияния в экономике и улучшение внутренних связей в стране. В частности было принято достаточно сомнительное решение об отказе от полной эксплуатации Стамбульского торгового порта, в котором царили иностранные компании. Основные торговые потоки были перенаправлены в другие, куда менее развитые порты и, соответственно, иные города. В конечном счёте это привело к уменьшению централизации экономики и сбалансированному развитию городов.[11] В то же время в стране поощрялась частная инициатива.

В то же время реформы кемалистов распространялись в основном на города. Лишь немного они касались деревни, где до сих пор живёт почти половина населения Турции, а во время правления Ататюрка жило подавляющее большинство.

Сельское хозяйство

Земельная реформа

Ага, крупные османские военачальники, а впоследствии просто офицеры османской армии издревле были крупными землевладельцами, а также владели поместьями и роскошными усадьбами. Крестьяне по сути до конца существования Османской империи были бесправными и не обладали полноценным правом владения даже небольшими отрубами земли.

Так называемый «экономический конгресс», созванный кемалистами в Измире в феврале 1923 года поставил задачу перехода от мануфактур и кустарного производства к крупным фабрикам и заводам, учреждения целых отраслей промышленности, сырьё для которых было в стране. В двадцатые годы правительство активно поощряло использование сельскохозяйственных машин. С этой целью был принят ряд законов, которые предусматривали поощрительные меры для крестьян, использующих сельскохозяйственную технику. Если в 1925 г. во всей Турции насчитывалось 20 тракторов, то уже в 1953-м их было 34 000. Для улучшения орошения земель было построено около 15 тысяч оросительных сооружений. Правительство также максимально помогало кооперативам, снижало железнодорожные тарифы на перевозку фруктов, инжира, зерна и т.д.

В 1924 году было учреждено Министерство пищи, земледелия и скотоводства. Министерство занялось организацией образцовых ферм, которые должны были показать туркам как можно и необходимо вести хозяйство. Одна из таких ферм даже смогла стать впоследствии рекреационной зоной.

Земельная реформа оказалась одной из самых растянутых и шла даже после его смерти. Начатая в середине 30-х, лишь к 1945-му году она была подкреплена соответствующей законодательной базой. Однако и эти законы натолкнулись на неточные формулировки и сложности их исполнения. Согласно закону No 4753, фермеры получали право владения землёй, но закон на практике исполнялся далеко не всегда. Зачастую граждане страны просто не понимали суть реформы, а чиновники неверно интерпретировали тот или иной её пункт. Наделение крестьян землёй сильно затянулось, хотя главная цель, полное уничтожение феодального наследия, была достигнута и достаточно быстро.

Карикатура на однопартийную систему Кемаля, отсеивавшую как неугодных режиму, так и иностранцев. Логотип первого турецкого банка İş Bankası 20 тысяч лир, выпущенные турецким центробанком в 1926 г. 1935 г. Кемаль вместе с правительством изучает план субсидирования текстильной промышленности

Промышленность

Развитие промышленности в эпоху реформ Ататюрка стимулировалось активной политикой импортозамещения. Создавалось множество государственных компаний и банков.[12] По всей стране массово строились государственные фабрики сельскохозяйственной, текстильной и машиностроительной промышленности.

Множество этих предприятий далее успешно росли и развивались, а затем были выгодно приватизированы в конце XX века.

Был введён в действие «Закон о поощрении промышленности», стимулировавший открытие целого ряда производств на территории Турции.

В декабре 1925 года была принята норма стимулирования текстильной промышленности. Государственных служащих обязали носить одежду, изготовленную из тканей исключительно отечественного производства, даже если эти ткани стоили дороже, чем импортные. Разница в цене покрывалась бюджетами государственных учреждений и муниципалитетов.

Государственный контроль экономики

Изначально Ататюрк и его команда кемалистов активно поддерживали частную инициативу в стране. Однако установление равноправия и капиталистических норм мало что изменили в обществе, которое ещё вчера жило по законам шариата. Большая часть торговцев получив полную свободу начали вкладывать деньги в развитие торгового бизнеса или даже в примитивную спекуляцию, совершенно не стимулируя экономическое развитие. Режим офицеров и чиновников, сохранивших определённое презрение к торговцам, все с большим неудовольствием наблюдал за тем, как частные предприниматели игнорировали призывы правительства вкладывать деньги в создание промышленности.

Турецкий табак, одна из главных сельскохозяйственных культур региона после оккупации частей Османской империи выращивался исключительно французскими компаниями. Даже торговля табаком и сигаретами контролировалась всего двумя французскими монополиями - "Regie Company" и "Narquileh tobacco"[13] Сложившаяся в Османской империи государственная табачная монополия развалилась в силу огромных долгов империи. В итоге контроль изначально получила Regie, впоследствии получившая контроль над всем циклом производства и торговли, включая экспорт табака и даже неограниченный контроль цен. В итоге в зависимость от Франции попало большинство турецких крестьян.[14] В связи с этим в 1925 г. компания была национализирована и переименована в "Tekel".

Важным шагом была национализация всех, построенных в стране железных дорог. Еще с времен появления первых жд путей в Османской империи контролировали их Европейцы, турецкий контроль распространялся лишь на некоторые вокзалы в стране. 31 мая 1927 г. были основаны Турецкие железные дороги, ‘’’ Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları’’’, сокращенно ‘’’TCDD’’’. Уже 1 июня того же года началась реструктуризация Анатолийской и Транскавказской жд магистралей, при помощи которых было организовано первое международное сообщение, контролировавшееся Турецкой республикой. Под патронажем государства начала быстро расти и сеть внутренних железных дорог. В том же самом 1927-м году активизировалось и дорожное строительство. К 1927-му году в стране насчитывалось 13,885 км. дорог без асфальтированного покрытия, и лишь 4.450 км. дорог с асфальтированным покрытием, а также 94 моста. В продолжение данной политики в 1935 было создано новое государственное дорожное объединение ‘’’Sose ve Kopruler Reisligi’’’, которое и сегодня ведёт по всей Турции дорожное строительство. К 1937 году общая протяженность всех дорог в стране была уже 22,000 км., но подавляющее большинство их были железными дорогами.

Мировой экономический кризис больно ударил по новой кемалистской экономике. Тогда Ататюрк ещё больше убедился в жизненной необходимости государственного регулирования экономики. Эта практика получила название этатизма. Правительство серьезно расширило государтсвенный сектор экономики на отрасли промышленности и транспорта, а, с другой стороны, открыло рынки для иностранных инвесторов.

В 1933 г., по окончанию Великой депрессии, было объявлено о проведении первой пятилетки по образцу СССР (до 1937 г. соответственно). Этот план был разработан, для того чтобы стимулировать компании, обосноваться в Анатолии и увеличивать добычу турецкого сырья. Первыми крупным турецкими компаниями стали заводы по производству сахара и цемента. В 1928 году правительство начало строить мощные электростанции, чтобы обеспечить новые производства электроэнергией. По всей стране стали строиться литейные, сталелитейные, керамические и химические заводы, налаживается производство бумаги.

В 30-е годы Турция занимала третье место в мире по темпам промышленного развития.

Финансы

Учреждение современной банковской системы

В 1924 г. был учреждён первый в истории Турции банк İş Bankası. Основание банковской системы Турцией в 1924 г. было уже жесткой необходимостью для возможности справляться с вызовами времени. Необходим был банковский сектор для активного кредитования экономики, аккумуляции денежных средств и спонсирования идущей в Турции промышленной революции.

В 1931 г. на основе старого Османского банка был создан Центральный банк Турции. Главной целью создания центробанка было установление жёсткого контроля над курсом турецкой лиры к другим валютам.

Для увеличения государственного контроля иностранцы были лишены права работать в банках и занимать должности в центробанке.

Внешний долг

В 1881 г. была учреждена Администрация Османского долга, контролировавшаяся европейцами, имевшая собственный штат из 5000 сотрудников и сама собиравшая налоги в стране и направляя их напрямую в Европу в счёт погашения долгов. [15]

В 1925 г. в ходе Парижской конференции была достигнута договорённость об урегулировании долга Турецкой республики. Единоразово было уплачено 62% долга империи, накопленного до 1912 г. и 77% долга, накопленного после. В 1933 г. Турции удалось добиться от европейских стран уступок и оставшаяся сумма была снижена со 161.3 млн. турецких лир, до 84.6 млн. лир. Однако и эта, уменьшенная вдвое задолженность погашалась постепенно и окончательно была выплачена лишь в 1954 г.

Изменение налоговой системы

В рамках реформ Ататюрка была отменена система ашара, согласно которой собиралась в качестве налога десятая часть приплода домашних животных.

Переход к европейским нормам труда и исчисления

В рамках реформ Ататюрка в 1925 г. был совершён переход от исламского летосчисления на Григорианский календарь, введена метрическая система мер, а также установлена 5-дневная рабочая неделя.

Социальные реформы

Общественность

Социальные реформы Кемаля уравняли в правах женщин и мужчин. Впервые в истории Турции женщины получили право голоса. Одной из главных целей реформ было изменение социальной структуры общества, установление равноправия, а также лишение отдельных групп (в том числе религиозных) какого бы то ни было влияния и власти.

Кофейня в Османской империи Улема. После закона о головных уборах они больше не могли носить тюрбаны. Мустафа Кемаль в Измире. Акцент сделан на «революции шляп» и отказе от традиционных головных уборов Ататюрк на праздновании дня независимости страны. 1929 г. Анкара.

Вехи

Название реформы Информация о реформе
Тип реформы Дата введения либо начала реформы
Упразднение султаната Политическая 1 ноября 1922 г.
Провозглашение Турецкой республики Политическая 29 октября 1923
Перенос столицы из Стамбула в Анкару Политическая 13 октября 1923 года[8].
Упразднение халифата Политическая 3 марта 1924
Пересмотр условий Мудросского перемирия. Лозаннская конференция. Экономическая 24 июля 1923
Установление 5-дневной рабочей недели Экономическая 1924
Переход на Григорианский календарь и европейскую систему летосчисления и исчисления времени, взамен исламской. Экономическая 1925
Создание образцово-показательных ферм для внедрения новых технологий Экономическая 1925
Учреждение Турецких железных дорог Экономическая 31 мая 1927
Объявление о начале Первой пятилетки (внедрение элементов плановой экономики) Экономическая 1 декабря 1933
Введение в действие нового уголовного кодекса по образцу итальянского Законодательная 1 марта 1926 г.
Введение в действие нового гражданского кодекса по образцу швейцарского Законодательная 4 октября 1926 г.
Введение обязательственных прав в Турции (регулирование учреждения юридических лиц) Законодательная 1926
Введение торгового права Законодательная 1926
Окончательное закрепление принципов лаицизма в конституции Законодательная 5 февраля 1937
Реформа одежды и головных уборов Социальная 25 ноября 1925
Закрытие монастырей и дервишских обителей Социальная 30 ноября 1925
Переход к метрической системе мер Социальная 1933
Обязательное введение фамилий и изменение уже существующих на турецкий манер Социальная 31 мая 1933
Отмена всех титулов, а также отмена двойных и тройных имен Социальная 26 ноября 1934
Наделение всех турецких женщин правом голосовать и быть избранными Социальная 5 декабря 1934
Унификация государственного образования Просветительская 3 марта 1924
Создание Ассоциации турецкого образования Просветительская 1 января 1928
Введение нового турецкого алфавита на основе латиницы Просветительская 1 ноября 1928
Учреждение Турецкого исторического общества для объективного исследования истории Турции Просветительская 1931
Учреждение Ассоциации турецкого языка, переход к современному турецкому языку, отказ от османского языка Просветительская 12 июля 1932
Реформа университетского образования в Турции Просветительская 31 мая 1933

См. также

Примечания

  1. S. N. Eisenstadt, "The Kemalist Regime and Modernization: Some Comparative and Analytical Remarks, " in J. Landau, ed., Atatürk and the Modernization of Turkey, Boulder, Colorado: Westview Press, 1984, 3-16.
  2. Jacob M. Landau «Atatürk and the Modernization of Turkey» page 57.
  3. Cleveland, William L & Martin Bunton, A History of the Modern Middle East: 4th Edition, Westview Press: 2009, p. 82.
  4. http://www.firstworldwar.com/bio/mehmedvi.htm
  5. The secular principle
  6. Church and state in contemporary Europe: the chimera of neutrality, p. , 2003 Routledge
  7. Mango, Atatürk, 391—392
  8. ↑ Republic of Turkey Ministry of Culture and Tourism — City Guide: Ankara — History
  9. 1 2 TIMUR, Hıfzı. 1956. "The Place of Islamic Law in Turkish Law Reform", Annales de la Faculté de Droit d'Istanbul. Istanbul: Fakülteler Matbaası.
  10. Dr. Ayfer Altay "Difficulties Encountered in the Translation of Legal Texts: The Case of Turkey", Translation Journal volume 6, No. 4.
  11. Mango, Atatürk, 470
  12. Regine ERICHSEN, «Scientific Research and Science Policy in Turkey», in Cemoti, n° 25 - Les Ouïgours au vingtième siècle, [En ligne], mis en ligne le 5 décembre 2003.
  13. Shaw, History of the Ottoman Empire and Modern Turkey, 232–233.
  14. Tütün, İçki ve Tekel (Turkish), BİA Haber Merkezi (29 January 2003). Проверено 10 октября 2007.
  15. Donald Quataert, "The Ottoman Empire, 1700-1922" (published in 2000.)

Литература

  • Bein, Amit. Ottoman Ulema, Turkish Republic: Agents of Change and Guardians of Tradition (2011) Amazon.com
  • Ergin, Murat. "Cultural encounters in the social sciences and humanities: western émigré scholars in Turkey, " History of the Human Sciences, Feb 2009, Vol. 22 Issue 1, pp 105—130
  • Hansen, Craig C. "Are We Doing Theory Ethnocentrically? A Comparison of Modernization Theory and Kemalism, " Journal of Developing Societies (0169796X), 1989, Vol. 5 Issue 2, pp 175—187
  • Hanioglu, M. Sukru. Ataturk: An intellectual biography (2011) Amazon.com
  • Kazancigil, Ali and Ergun Özbudun. Ataturk: Founder of a Modern State (1982) 243pp
  • Ward, Robert, and Dankwart Rustow, eds. Political Modernization in Japan and Turkey (1964).
  • Yavuz, M. Hakan. Islamic political Identity in Turkey (2003) Amazon.com
  • Zurcher, Erik. Turkey: A Modern History (2004) Amazon.com

Ссылки

  • Ministry of National Education and Culture, Turkish Republic of Northern Cyprus  (тур.)

Реформы Ататюрка.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01