25-04-2023
Реформы Ататюрка (тур. Atatürk Devrimleri) — серия политических, законодательных, культурных, экономических и социальных изменений превративших Турецкую республику в современное светское национальное государство. Реформы были проведены во время правления Ататюрка в соответствии с идеологией Кемализма. Основная суть реформ заключалась в насаждении целого ряда западных ценностей и достижений в турецком обществе.[1] Политические реформы привели к столь серьёзным изменениям в обществе, что начало исчезать множество традиций османского общества, а в итоге была пересмотрена и изменена вся система общества бывшей Османской Империи.[2]
Реформы Ататюрка положили начало конституционным изменениям, так, в 1924 г. была принята новая Турецкая конституция которая заменила уже устаревшую, промежуточную конституцию 1921, и была написана в соответствии с европейскими нормами того времени. В продолжение принятия конституции было проведены реформы управления и образования, а также окончательно создано светское общество в Турецкой республике.
С турецкого языка Atatürk Devrimleri переводится буквально как "Революции Ататюрка". Эта серия реформ была настолько радикальна, что встречала часто непонимание и сопротивление общества, а воплощалась в основном благодаря однопартийной власти кемалистов, а также благодаря хорошему военному контролю в стране.
Главным историческим предшественником реформ Ататюрка была эпоха Танзимата, то есть буквально «реорганизации», которая началась в 1839 г. и завершилась эрой первой конституции в 1876 г.[3] Следующая волна экономических, политических и социальных реформ была проведена после официального начала процесса евроинтеграции Турции 14 апреля 1987 (т.н. Реформы Тургута Озала)
Содержание |
До того как официально была провозглашена Турецкая республика, Османская империя формально продолжала существовать с её культурным наследием, религиозностью и султанатом. Официально султанат был упразднён правительством Анкары, но традиции и культурное наследие все ещё жило среди людей. Лишь горстка реформаторов активно отказывалась от старых традиций ради построения нового государства и общества. Турецкая республика (тур. Türkiye Cumhuriyeti) была официально провозглашена 29 октября 1923 Великим турецким национальным собранием.
Реформы политической системы Турции шли по частям. Последний этап реформ прошёл в 1935 г., когда церковь была отделена от государства, государство стало светским и демократическим, окончательно провозглашалась республика, а также суверенитет Турции над всеми территориями, которые страна контролирует и по сей день. Ислам перестал быть государственной религией Турции. Учреждался однопалатный парламент (меджлис). Конституция провозглашала принципы национализма, утверждая напрямую, что национализм «материально и духовно присутствует в республике». Базовыми принципами конституции стали Лаицизм, социальное равенство, равенство всех граждан перед законом и неделимость Турецкой республики и турецкого народа. Турецкая республика объявлялась унитарным национальным государством, базирующимся на принципах светской демократии. Власть впервые официально была разделена на законодательную, исполнительную и судебную в рамках Турции. При этом разделение власти между исполнительной и судебной властью было очень жёстким, а между исполнительной и законодательной нечётким.
Тем не менее, несмотря на декларацию приверженности правам человека, принципам республики и плюрализма, по сути в стране сформировалась достаточно устойчивая диктатура Мустафы Кемаля, а после его смерти - его преемников Исмета Инёню и Сараджоглу. Впрочем, диктатура Ататюрка активно использовалась для насаждения реформ в консервативном турецком обществе, а не для обогащения самого диктатора. Только благодаря долгой однопартийной системе и прочной власти кемалистов Турция совершила быстрый рывок и преодолела целый ряд проблем, которые были её османским наследием.
Члены меджлиса, 1921 | Отъезд Мехмета VI, последнего Султана Османской Империи, 1922 | Кемаль выступает с речью в Бурсе. 1924 г. | Ататюрк возле парламента в Анкаре. Слева на фотографии премьер-министр Исмет Инёню. Начало 1930-х. |
1 ноября 1922 года Ататюрк официально упразднил Османский султанат, а все члены султанской семьи вместе с султаном Мехметом VI были насильно депортированы. Именно упразднение султаната позволило турецкому национализму открыто говорить о единстве турецкого народа и законности своей власти
Мехмет VI вынужден был просить политического убежища[4] у моряков военного корабля британского флота 17 ноября того же года. Его кузен Абдул-Меджид формально оставался халифом до 1924 г., когда халифат также был упразднён.
В Османской империи люди принадлежавшие к тому и иному миллету обладали ограниченной самостоятельностью, выбирали своего предводителя, сами собирали налоги и жили в соответствии с собственными устоями и традициями. Мустафа Кемаль отменил данную систему, миллеты в обществе перестали признаваться и подчинялись единой законодательной базе.
Упразднение халифата сопровождалась устранением множества религиозных коммун. Большинство из них просто не смогло приспособиться к новым экономическим реалиям и эмигрировало, часть — разорилась. Религиозные общества были лишены всяческой поддержки со стороны спонсировавших их организаций — школ, больниц и др.
Двухпалатная система Османской империи состоявшая из двух палат собрания, верхней палаты визирей и нижней палаты представителей полностью упразднялась. Впрочем, существовала на тот момент она только на бумаге и не действовала с момента захвата Стамбула силами Антанты. Учреждались официально должности президента и премьер-министра, а также однопалатный парламент. Первые выборы парламенты прошли по пропорциональной системе.
Республиканская народная партия, тем не менее, оставалась единственной партией в парламенте до 1945 года, поэтому система была лишь формально многопартийной. Лишь в 1950-м году Демократическая партия стала лидером парламента, по сути изменив политическую систему. В течение 1930-го года некоторое время существовало несколько небольших партий, однако все они были распущены либо запрещены.
Попытка установления всеобщего равноправия в стране натолкнулось на препятствия в виде старых османских традиций. Изменения в законодательстве были радикальными, так как Ататюрк взял за основу французскую модель светского общества. Суть европейской модели заключалась в:
"Овца из Анкары смеётся последней" Политический шарж Седата Симави опубликованная в октябре 1922. На заднем плане Анкара, на переднем Стамбул. Шарж посвящён переносу столицы. | Последний номинальный халиф Абдул-Меджид II, 1924 | Али Фетхи Окуяр , лидер Либерально-республиканской партии Турции | Казим Карабекир, глава Прогрессивной республиканской партии Турции, первой оппозиционной партии в стране |
Приверженность антицерковным реформам тем не менее не сопровождалась исламофобией, а сам Кемаль продолжал поддерживать ислам, отделяя его при этом от государственной власти. Для разграничения прав и полномочий он создал Ведомство по религиозным делам (тур. Diyanet İşleri Başkanlığı).
Ведомство было создано, для того чтобы «исполнять всю работу, касающуюся веры, поклонения и этики ислама, просвещая народные массы относительно положений ислама, а также его концепций. А также для распоряжения святыми местами» Здесь прослеживается связь реформ Кемаля с советским режимом в СССР, который также передал все священные места в управление конкретным священникам.
Данное ведомство работало также с иными религиями. И хотя формально учреждалось религиозное равноправие, а вероисповедание объявлено личным делом каждого, на деле росло число атеистов, а население страны активно переставало быть религиозным.
13 октября 1923 года столица Турции была перенесена из Стамбула в Анкару, для начала эффективной борьбы с коррупцией, которая была большой проблемой Османской империи. Ещё во время борьбы за независимость Ататюрк выбрал этот город для своей штаб-квартиры, так как он был связан железной дорогой со Стамбулом и в то же время не был досягаем для вражеских армий. В Анкаре состоялась первая сессия национального собрания, и Кемаль провозгласил город столицей. Не меньшую роль играла и цель дистанцироваться от космополитического Стамбула, символизировавшего существовавшую ещё вчера Османскую империю. В этом городе многое напоминало об унижениях прошлого и слишком много людей было связано со старым режимом.[7][8]
Газета «Таймc» в 1923 году в декабре писала с издёвкой: «Даже самые шовинистически настроенные турки признают неудобства жизни в столице, где полдюжины мерцающих электрических лампочек представляют собой общественное освещение, где в домах почти нет воды, текущей из крана, где осел или лошадь привязаны к решётке маленького домика, который служит министерством иностранных дел. Городе, где открытые сточные канавы бегут посреди улицы, где современные изящные искусства ограничены потреблением плохого ракы - анисовой водки и игрой духового оркестра, где парламент заседает в доме, не большем, чем помещение для игры в крикет».
В то же время в 1923 году Анкара уже представляла собой небольшой торговый центр с населением около 30 тысяч человек. Её позиции как центра страны укрепились впоследствии благодаря строительству железных дорог в радиальных направлениях, а после этого она стала полноценной современной столицей, избавив Стамбул от множества ненужных функций.
Законодательные реформы Мустафы Кемаля были в каком то смысле последним шагом по устранению всего, что напоминало об Османской империи. Существовавшие в империи миллеты имели немалую законодательную автономию. Каждый миллет (шариатский, католический или иудейский) навязывал свои правила в обществе, кроме того все они устанавливали по сути религиозное законодательство. Достаточно слабые реформы 1839 г. лишь формально уравняли всех людей в глазах законов. На деле Османская империя продолжала оставаться религиозной страной, а религиозные правила оставались более сильными, нежели обычные законы.
В 1920 г., как и сегодня исламское право не могло регулировать все гражданские и политические взаимоотношения в стране. Множество необходимых уже в начале 20-ых годов законодательных принципов в исламском праве просто отсутствовали. Не было разумного регулирования деловых отношений, также как и криминального права. Уже к началу 19-го столетия почти все уголовное законодательство в Османской империи было парализовано из-за огромной коррупции, устаревших норм и средневековой системы.[9] [9] После того как в Европе прошла эпоха просвещения христианское и мусульманское законодательство стали очень сильно отличаться. Реформы Ататюрка провозгласили официальную отмену меджелле, исламских законов. [10]
Одним из важнейших шагов стал официальный запрет многожёнства и разрешение гражданских браков. В то же время влияние ислама было очень сильным, а многие реформы по сути не были продуманы. Так, в уголовном кодексе отсутствовало наказание за убийство женщины, которая вышла замуж не девственницей.
Другим важным шагом была полная отмена шариатских судов в стране, а также принятие гражданского кодекса на основе швейцарского и уголовного кодекса по образцу итальянского.
5 декабря 1934 г. в Турции было официально установлено равноправие полов. Женщины получили право выбирать и быть избранными.
Помимо общих законодательных реформ был также принят закон об авторских правах. При Ататюрке впервые в прессе началось обсуждение незаконного копирования тех или иных научных, информационных и образовательных материалов.
Ататюрк и Исмет Инёню считали оправданным и достаточно важным установление государственного контроля в экономике. Главной их целью было всестороннее объединение Турции, устранение иностранного влияния в экономике и улучшение внутренних связей в стране. В частности было принято достаточно сомнительное решение об отказе от полной эксплуатации Стамбульского торгового порта, в котором царили иностранные компании. Основные торговые потоки были перенаправлены в другие, куда менее развитые порты и, соответственно, иные города. В конечном счёте это привело к уменьшению централизации экономики и сбалансированному развитию городов.[11] В то же время в стране поощрялась частная инициатива.
В то же время реформы кемалистов распространялись в основном на города. Лишь немного они касались деревни, где до сих пор живёт почти половина населения Турции, а во время правления Ататюрка жило подавляющее большинство.
Ага, крупные османские военачальники, а впоследствии просто офицеры османской армии издревле были крупными землевладельцами, а также владели поместьями и роскошными усадьбами. Крестьяне по сути до конца существования Османской империи были бесправными и не обладали полноценным правом владения даже небольшими отрубами земли.
Так называемый «экономический конгресс», созванный кемалистами в Измире в феврале 1923 года поставил задачу перехода от мануфактур и кустарного производства к крупным фабрикам и заводам, учреждения целых отраслей промышленности, сырьё для которых было в стране. В двадцатые годы правительство активно поощряло использование сельскохозяйственных машин. С этой целью был принят ряд законов, которые предусматривали поощрительные меры для крестьян, использующих сельскохозяйственную технику. Если в 1925 г. во всей Турции насчитывалось 20 тракторов, то уже в 1953-м их было 34 000. Для улучшения орошения земель было построено около 15 тысяч оросительных сооружений. Правительство также максимально помогало кооперативам, снижало железнодорожные тарифы на перевозку фруктов, инжира, зерна и т.д.
В 1924 году было учреждено Министерство пищи, земледелия и скотоводства. Министерство занялось организацией образцовых ферм, которые должны были показать туркам как можно и необходимо вести хозяйство. Одна из таких ферм даже смогла стать впоследствии рекреационной зоной.
Земельная реформа оказалась одной из самых растянутых и шла даже после его смерти. Начатая в середине 30-х, лишь к 1945-му году она была подкреплена соответствующей законодательной базой. Однако и эти законы натолкнулись на неточные формулировки и сложности их исполнения. Согласно закону No 4753, фермеры получали право владения землёй, но закон на практике исполнялся далеко не всегда. Зачастую граждане страны просто не понимали суть реформы, а чиновники неверно интерпретировали тот или иной её пункт. Наделение крестьян землёй сильно затянулось, хотя главная цель, полное уничтожение феодального наследия, была достигнута и достаточно быстро.
Карикатура на однопартийную систему Кемаля, отсеивавшую как неугодных режиму, так и иностранцев. | Логотип первого турецкого банка İş Bankası | 20 тысяч лир, выпущенные турецким центробанком в 1926 г. | 1935 г. Кемаль вместе с правительством изучает план субсидирования текстильной промышленности |
Развитие промышленности в эпоху реформ Ататюрка стимулировалось активной политикой импортозамещения. Создавалось множество государственных компаний и банков.[12] По всей стране массово строились государственные фабрики сельскохозяйственной, текстильной и машиностроительной промышленности.
Множество этих предприятий далее успешно росли и развивались, а затем были выгодно приватизированы в конце XX века.
Был введён в действие «Закон о поощрении промышленности», стимулировавший открытие целого ряда производств на территории Турции.
В декабре 1925 года была принята норма стимулирования текстильной промышленности. Государственных служащих обязали носить одежду, изготовленную из тканей исключительно отечественного производства, даже если эти ткани стоили дороже, чем импортные. Разница в цене покрывалась бюджетами государственных учреждений и муниципалитетов.
Изначально Ататюрк и его команда кемалистов активно поддерживали частную инициативу в стране. Однако установление равноправия и капиталистических норм мало что изменили в обществе, которое ещё вчера жило по законам шариата. Большая часть торговцев получив полную свободу начали вкладывать деньги в развитие торгового бизнеса или даже в примитивную спекуляцию, совершенно не стимулируя экономическое развитие. Режим офицеров и чиновников, сохранивших определённое презрение к торговцам, все с большим неудовольствием наблюдал за тем, как частные предприниматели игнорировали призывы правительства вкладывать деньги в создание промышленности.
Турецкий табак, одна из главных сельскохозяйственных культур региона после оккупации частей Османской империи выращивался исключительно французскими компаниями. Даже торговля табаком и сигаретами контролировалась всего двумя французскими монополиями - "Regie Company" и "Narquileh tobacco"[13] Сложившаяся в Османской империи государственная табачная монополия развалилась в силу огромных долгов империи. В итоге контроль изначально получила Regie, впоследствии получившая контроль над всем циклом производства и торговли, включая экспорт табака и даже неограниченный контроль цен. В итоге в зависимость от Франции попало большинство турецких крестьян.[14] В связи с этим в 1925 г. компания была национализирована и переименована в "Tekel".
Важным шагом была национализация всех, построенных в стране железных дорог. Еще с времен появления первых жд путей в Османской империи контролировали их Европейцы, турецкий контроль распространялся лишь на некоторые вокзалы в стране. 31 мая 1927 г. были основаны Турецкие железные дороги, ‘’’ Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları’’’, сокращенно ‘’’TCDD’’’. Уже 1 июня того же года началась реструктуризация Анатолийской и Транскавказской жд магистралей, при помощи которых было организовано первое международное сообщение, контролировавшееся Турецкой республикой. Под патронажем государства начала быстро расти и сеть внутренних железных дорог. В том же самом 1927-м году активизировалось и дорожное строительство. К 1927-му году в стране насчитывалось 13,885 км. дорог без асфальтированного покрытия, и лишь 4.450 км. дорог с асфальтированным покрытием, а также 94 моста. В продолжение данной политики в 1935 было создано новое государственное дорожное объединение ‘’’Sose ve Kopruler Reisligi’’’, которое и сегодня ведёт по всей Турции дорожное строительство. К 1937 году общая протяженность всех дорог в стране была уже 22,000 км., но подавляющее большинство их были железными дорогами.
Мировой экономический кризис больно ударил по новой кемалистской экономике. Тогда Ататюрк ещё больше убедился в жизненной необходимости государственного регулирования экономики. Эта практика получила название этатизма. Правительство серьезно расширило государтсвенный сектор экономики на отрасли промышленности и транспорта, а, с другой стороны, открыло рынки для иностранных инвесторов.
В 1933 г., по окончанию Великой депрессии, было объявлено о проведении первой пятилетки по образцу СССР (до 1937 г. соответственно). Этот план был разработан, для того чтобы стимулировать компании, обосноваться в Анатолии и увеличивать добычу турецкого сырья. Первыми крупным турецкими компаниями стали заводы по производству сахара и цемента. В 1928 году правительство начало строить мощные электростанции, чтобы обеспечить новые производства электроэнергией. По всей стране стали строиться литейные, сталелитейные, керамические и химические заводы, налаживается производство бумаги.
В 30-е годы Турция занимала третье место в мире по темпам промышленного развития.
В 1924 г. был учреждён первый в истории Турции банк İş Bankası. Основание банковской системы Турцией в 1924 г. было уже жесткой необходимостью для возможности справляться с вызовами времени. Необходим был банковский сектор для активного кредитования экономики, аккумуляции денежных средств и спонсирования идущей в Турции промышленной революции.
В 1931 г. на основе старого Османского банка был создан Центральный банк Турции. Главной целью создания центробанка было установление жёсткого контроля над курсом турецкой лиры к другим валютам.
Для увеличения государственного контроля иностранцы были лишены права работать в банках и занимать должности в центробанке.
В 1881 г. была учреждена Администрация Османского долга, контролировавшаяся европейцами, имевшая собственный штат из 5000 сотрудников и сама собиравшая налоги в стране и направляя их напрямую в Европу в счёт погашения долгов. [15]
В 1925 г. в ходе Парижской конференции была достигнута договорённость об урегулировании долга Турецкой республики. Единоразово было уплачено 62% долга империи, накопленного до 1912 г. и 77% долга, накопленного после. В 1933 г. Турции удалось добиться от европейских стран уступок и оставшаяся сумма была снижена со 161.3 млн. турецких лир, до 84.6 млн. лир. Однако и эта, уменьшенная вдвое задолженность погашалась постепенно и окончательно была выплачена лишь в 1954 г.
В рамках реформ Ататюрка была отменена система ашара, согласно которой собиралась в качестве налога десятая часть приплода домашних животных.
В рамках реформ Ататюрка в 1925 г. был совершён переход от исламского летосчисления на Григорианский календарь, введена метрическая система мер, а также установлена 5-дневная рабочая неделя.
Социальные реформы Кемаля уравняли в правах женщин и мужчин. Впервые в истории Турции женщины получили право голоса. Одной из главных целей реформ было изменение социальной структуры общества, установление равноправия, а также лишение отдельных групп (в том числе религиозных) какого бы то ни было влияния и власти.
Кофейня в Османской империи | Улема. После закона о головных уборах они больше не могли носить тюрбаны. | Мустафа Кемаль в Измире. Акцент сделан на «революции шляп» и отказе от традиционных головных уборов | Ататюрк на праздновании дня независимости страны. 1929 г. Анкара. |
Название реформы | Информация о реформе | |
---|---|---|
Тип реформы | Дата введения либо начала реформы | |
Упразднение султаната | Политическая | 1 ноября 1922 г. |
Провозглашение Турецкой республики | Политическая | 29 октября 1923 |
Перенос столицы из Стамбула в Анкару | Политическая | 13 октября 1923 года[8]. |
Упразднение халифата | Политическая | 3 марта 1924 |
Пересмотр условий Мудросского перемирия. Лозаннская конференция. | Экономическая | 24 июля 1923 |
Установление 5-дневной рабочей недели | Экономическая | 1924 |
Переход на Григорианский календарь и европейскую систему летосчисления и исчисления времени, взамен исламской. | Экономическая | 1925 |
Создание образцово-показательных ферм для внедрения новых технологий | Экономическая | 1925 |
Учреждение Турецких железных дорог | Экономическая | 31 мая 1927 |
Объявление о начале Первой пятилетки (внедрение элементов плановой экономики) | Экономическая | 1 декабря 1933 |
Введение в действие нового уголовного кодекса по образцу итальянского | Законодательная | 1 марта 1926 г. |
Введение в действие нового гражданского кодекса по образцу швейцарского | Законодательная | 4 октября 1926 г. |
Введение обязательственных прав в Турции (регулирование учреждения юридических лиц) | Законодательная | 1926 |
Введение торгового права | Законодательная | 1926 |
Окончательное закрепление принципов лаицизма в конституции | Законодательная | 5 февраля 1937 |
Реформа одежды и головных уборов | Социальная | 25 ноября 1925 |
Закрытие монастырей и дервишских обителей | Социальная | 30 ноября 1925 |
Переход к метрической системе мер | Социальная | 1933 |
Обязательное введение фамилий и изменение уже существующих на турецкий манер | Социальная | 31 мая 1933 |
Отмена всех титулов, а также отмена двойных и тройных имен | Социальная | 26 ноября 1934 |
Наделение всех турецких женщин правом голосовать и быть избранными | Социальная | 5 декабря 1934 |
Унификация государственного образования | Просветительская | 3 марта 1924 |
Создание Ассоциации турецкого образования | Просветительская | 1 января 1928 |
Введение нового турецкого алфавита на основе латиницы | Просветительская | 1 ноября 1928 |
Учреждение Турецкого исторического общества для объективного исследования истории Турции | Просветительская | 1931 |
Учреждение Ассоциации турецкого языка, переход к современному турецкому языку, отказ от османского языка | Просветительская | 12 июля 1932 |
Реформа университетского образования в Турции | Просветительская | 31 мая 1933 |
Реформы Ататюрка.