17-10-2023
Алоиз Ригль (нем. Alois Riegl; 14 января 1858, Линц — 17 июня 1905, Вена) — австрийский историк, искусствовед, представитель, так называемой венской школы искусствознания (Wiener Schule дер Kunstgeschichtе), сторонник формализма в искусстве. Выступал против непризнания и недооценки достижений предыдущих эпох, а также за признание истории искусства академической наукой.
Для становления взглядов Ригля важное значение имела полемика с теорией Г. Земпера о материале как важнейшем элементе, определяющем законы формообразования.
С 1897 года — профессор Венского университета. Наряду с Р. Циммерманом, Э. Гансликом, Г. Т. Фехнером развил эстетические идеи И. Ф. Гербарта. Ригль преобразовал эстетику Гербарта в собственную философию стиля, под которым он понимает «отношения, в которых части находятся друг к другу и к целому».
Отвергая нормативный взгляд на историю искусств, как на эволюционную последовательность периодов «упадка» и «прогресса» на пути к общему идеалу, выдвинул понятие о внутренне присущей художественному творчеству художественной воле, предопределяющей своеобразие эпох искусства, в том числе периодов гаптической (осязательно-плоскостной) и оптической (пространственной) трактовки формы.
Несмотря на идеалистичность предпосылок, теория Ригля позволила разработать разнообразные приёмы анализа художественной формы.
Член Австрийской академии наук.
Сферой интересов Ригля было изучение древнеримского искусства, голландской живописи XVII века и методология сохранения исторического наследия.
|
Ригль, Алоиз.