26-04-2023
Ким Стенли Робинсон | |
Kim Stanley Robinson | |
Ким Стенли Робинсон на 63 Мировом конвенте фантастики (Worldcon) в Глазго, август 2005 |
|
Имя при рождении: |
Ким Стенли Робинсон |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: | |
Годы творчества: |
1976 — |
Жанр: | |
Язык произведений: | |
Премии: |
Премия Хьюго (1994, 1997), Премия Небьюла (1986, 1993) |
http://www.kimstanleyrobinson.info (неофициальный сайт) eng | |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Ким Стенли Робинсон (англ. Kim Stanley Robinson); (23 марта 1952, Уокиган, Иллинойс, США) — американский писатель-фантаст, возможно, наиболее известный своей Марсианской трилогией, удостоившейся нескольких премий, в том числе премий Хьюго и Небьюла. Признается многими как один из величайших ныне живущих писателей, работающих в жанре научной фантастики[1].
Содержание |
Ким Стэнли Робинсон родился в Уокиган, штат Иллинойс и вырос в Южной Калифорнии. В 1974 году получил степень Бакалавра по литературе в Калифорнийском университете Сан Диего, а в 1975 году степень Магистра по английскому языку и литературе в Бостонском университете. В 1982 году он защищает в Калифорнийском университете Сан-Диего кандидатскую диссертацию на тему «Романы Филипа Дика» (The Novels of Philip K. Dick), которая была затем опубликована в 1984 году.
В 1982 году писатель женился на Лизе Хоуланд Новелл (Lisa Howland Nowell), ученая-химик по проблемам окружающей среды. У них двое сыновей. К. С. Робинсон жил в Вашингтоне, в Калифорнии, и в течение 1980-х годов несколько лет в Швейцарии. На сегодняшний день проживает в городе Дэвис, Калифорния.
Писатель является страстным альпинистом, что не раз проявилось в его художественных произведениях, прежде всего в романах Антарктида, Сорок знамений дождя, Побег из Катманду и в Марсианской трилогии.
Стилистика К. С. Робинсона, в зависимости от рассматриваемых работ, называлась критиками то «литературная научная фантастика» (literary science fiction), то «твёрдая научная фантастика» (hard science fiction), то «историческая научная фантастика» (historical science fiction). Тем не менее сам автор характеризует себя просто как «романист»[2]. По затрагиваемым в его произведениях темам и проблемам, общую жанровую направленность К. С. Робинсона можно характеризовать как «эко-социальная научная фантастика».
Тематика работ К. С. Робинсона многогранна: экология и современная эко-политика (романы Антарктида, Сорок знамений дождя); колонизация и терраформирование Марса (Марсианская трилогия); альтернативная история и буддийская философия (роман Годы риса и соли); история научных открытий и роль этих открытий в будущем (роман Сон Галилея).
Тем не менее, несмотря на множество затрагиваемых К. С. Робинсоном тем, основная проблематика его произведений, начиная с принесшей ему первую известность Калифорнийской трилогии, формируется вокруг трех направлений: экология и устойчивое развитие, социальная роль ученого, формирование альтернативных социо-экономических и политических систем.
Экологические проблемы и проблемы устойчивого развития содержащиеся практически во всех его романах могут быть по праву признаны краеугольным камнем творчества К. С. Робинсона. В более узком смысле, основные размышления писателя формируются вокруг возможной экологической организации будущего общества. Так например Калифорнийская трилогия повествует о взаимодействии техники и природы и подчеркивает необходимость баланса между двумя возможными крайностями — сверхтехничность и полное отсутствие техники. В «Марсианской трилогии» поселенцы Марса делятся в большинстве своем на два противоборствующих лагеря — сторонников и противников терраформирования красной планеты — стоит ли придать Марсу облик и экосферу Земли или сохранить его естественную экосистему нетронутой; в то же время марсианский конфликт переплетается с необратимыми экологическими катастрофами на самой Земле. В серии «Столичная наука» проблема экологических катастроф и глобального потепления является основной тематикой романов.
Помимо экологических проблем творчеству К. С. Робинсона характерны размышления над ролью и функциями науки, и ученого в частности, в обществе; его гражданский, социальный и моральный долг и ответственности. В отличие от большинства произведений научной фантастики, где ученые представлены как героические путешественники и первооткрыватели, К. С. Робинсон рисует своего ученого-героя не только и не столько как первопроходца науки, но в первую очередь как общественного и политического деятеля. Наиболее ярко это проявляется в «Марсианской трилогии» где особый упор делается на ученых несущих, с одной стороны, ответственность за свои открытия и их возможные последствия, и с другой, на ученных не только способных, но и порой вынужденных принимать участие в политической и экономической жизни новой планеты. Автор склоняется, таким образом, к размышлениям об ученых как группе людей наиболее подходящих для управления обществом и для решения наиболее важных политических, экономических, социальных и экологических проблем.
Практически подавляющему большинству работ К. С. Робинсона характерны размышления о политических и социо-экономических формах которые будущее общество может принять. Изображая зачастую своих героев в атмосфере борьбы с экономической и политической гегемонией крупных корпораций, фантаст задумывается о возможных альтернативах современной демократии и экономической системе капитализма. Тем не менее, несмотря на частую критику духа индивидуализма и предпринимательства и нередкое использование идей анархизма и синдикализма, фантаст не столько критикует современную политическую систему, сколько пытается представить возможные альтернативы и решения, находящиеся порой на стыке множества из существующих на сегодняшний день политических и экономических концепций. В то же время, проводя подобные «социально-фантастические эксперименты», К. С. Робинсон старается избегать утрированной утопичности или антиутопичности повествования, оставаясь в рамках возможных социальных и политических сценариев; этому во многом способствует и использование им уже существующих научных экономических и социально-политических теорий и гипотез.
Особенно ярко тематика развития политической системы будущего проявилась в «Марсианской трилогии», где первооткрыватели красной планеты находятся в похожих, до некоторой степени, условиях что и пионеры Дикого Запада в период заселения Америки; с их любовью к свободе и отсутствию каких-либо границ, как то территориальных, так и политических и социальных. К. С. Робинсон продолжает в этом контексте свои размышления о создании жизнеспособной модели политической и экономической организации заселяемых новых миров. Сходные по духу мысли прослеживаются и в Калифорнийской трилогии, с её тремя возможными альтернативными развитиями округа Ориндж. В романе Годы риса и соли, на фоне противоборства между двумя крупными цивилизациями — азиатской и арабской, чьи социальные и политические формы во многом определены культурным и религиозным наследиями, писатель пытается изобразить возможные альтернативные социальные и политические модели государственности, представленные индийской Лигой Траванкора и индейской лигой Ходеносаунэ.
«Калифорнийская трилогия» (Californias Trilogy) также известна как Трилогия округа Ориндж (Orange County trilogy) или «Три Калифорнии» (Three Californias Trilogy). В трилогию входят романы Дикий берег (The Wild Shore, 1984), Золотое побережье (The Gold Coast, 1988) и У кромки океана (Pacific Edge, 1988). Не являясь трилогией в традиционном смысле слова, когда повествование связано общностью излагаемой истории, эти книги повествуют о трех возможных вариантах будущего Калифорнии.
«Дикий берег» изображает Калифорнию пережившую, как и вся Америка, ядерную войну и борющуюся за возвращение к цивилизации. «Золотое побережье» представляет нам будущую сверх-индустриализированную Калифорнию одержимую новыми технологиями и раздираемую на части войной между террористами и производителями оружия. «Рубеж тихого океана» рисует будущую Калифорнию где экологически чистое производство и забота об окружающей среде стали нормой и шрамы прошлого стали постепенно затягиваться.
Несмотря на кажущуюся несвязанность между собой повествований, все три книги пронизаны одной общей идеей. Если в первом романе человечество страдает от нехватки технологий, а во втором мы видим человечество страдающее от злоупотребления технологиями (сопровождающиеся экологическими катаклизмами), то третий роман описывает возможный компромисс между двумя крайностями. Хоть и являясь в определенной степени утопией, повествование третьей книги остается тем не менее трагическим и полным конфликтов. Всем трем книгам присущи общие герои, что позволяет проследить складывание их судеб в трех альтернативных сюжетных линиях.
«Марсианская трилогия» (Mars trilogy) является самой известной и самой обширной работой К. С. Робинсона, которая рассматривает проблему колонизации Марса. Патриарх мировой фантастики Артур Кларк характеризовал это произведение как «лучший когда либо написанный роман о колонизации Марса… обязательный для прочтения колонистам будущих веков»[3]. Сама трилогия является результатом научного увлечения и пятнадцатилетнего изучения Марса К. С. Робинсоном и его очарование этой планетой на протяжении всей жизни.
Название каждого из томов — «Красный Марс» (Red Mars, 1992), «Зеленый Марс» (Green Mars, 1993), «Голубой Марс» (Blue Mars, 1996) — характеризует изменения которые претерпевает планета в ходе человеческой колонизации. Трилогия начинается в 2027 году с создания первого поселения на Марсе группой ученых и инженеров отправленных с Земли и продолжается на протяжении следующих 200 лет заселения красной планеты. К концу повествования Марс становится густо населенной планетой подвергнувшейся терраформированию и переживший множество политических, социальных и экономических кризисов. Судьбы множества героев и нескольких поколений переселенцев переплетаются на протяжении всей трилогии.
Большое количество научных, социальных, политических, экологических и экономических проблем подробно раскрыты автором и получают новое развитие по ходу повествования. Очевидное очарование перед наукой и техникой не мешают писателю переплетать этот интерес с размышлениями о фундаментальных человеческих ценностях. Проблематика которой фантаст придает особое внимание варьируется таким образом от экологии и устойчивого развития до моральной и гражданской ответственности ученого и создания новой государственности и стабильной социо-политической системы на колонизируемой планете.
Созданный как дополнение к «Марсианской трилогии», сборник «Марсиане» (The Martians, 1999) представляет из себя собрание коротких историй, где среди главных героев мы находим многих персонажей трилогии. Каждый из рассказов происходит до, во время или после событий описанных в трилогии. В данный сборник также включены «Конституция Марса» и поэтические произведения, типичные для граждан Марса.
«Столичная наука» (Science in the Capital) не является трилогией как таковой, но серией из трех книг объединенных общей проблематикой экологических катастроф и глобального потепления планеты. Серия «Столичная наука» включает в себя три романа: Сорок знамений дождя (Forty Signs of Rain, 2004), Пятьдесят градусов ниже нуля (Fifty Degrees Below, 2005) и Шестьдесят дней и после (Sixty Days and Counting, 2007). В контексте поведения нескольких служащих Национального научного фонда и близких им людей в романах исследуются последствия глобального потепления на планете. Интерес писателя к буддийской философии проявляется в романах в сопоставление реакций и поведения представителей Кхембалунга, вымышленного буддийского островного микрогосударства в дельте Ганга находящегося под угрозой полного уничтожения поднимающимся уровнем моря, и представителей Вашингтона.
Роман «Антарктида» (Antarctica, 1997) очень близок по духу к «Марсианской трилогии». Как следует из названия, местом действия является Антарктида в недалеком будущем где, в контексте экологической, политической и научной проблематики, писатель продолжает свои размышления о хрупкости социо-экологического равновесия и роли и ответственности ученого в обществе. Многие из описываемых в романе событий были продиктованы настороженностью фантаста в контексте истекающего на тот момент Договора об Антарктиде и его озабоченностью угрозой разграбления природных ресурсов и разрушения окружающей среды «белого континента» ради экономических интересов крупных кампаний и государств.
Роман «Годы риса и соли» (The Years of Rice and Salt, 2002), являясь фактически написанным в стиле альтернативной истории, стилистически построен вокруг буддийской концепции реинкарнации переплетая, таким образом, — помимо уже свойственной автору тематике социальной и политической стабильности — философские размышления о детерминизме человеческого поведения.
Исходной точкой альтернативного повествования является 1405 год когда после пандемии чумы известной как Чёрная смерть в середине XIV века погибло не 30, а 99 процентов всего населения Европы. Обезлюдевшие европейские территории были уже несколько десятилетий спустя заселены арабами. На фоне альтернативной геополитической ситуации, К. С. Робинсон прослеживает, на протяжении почти шести веков (до 2002 года), складывание двух крупнейших цивилизаций, азиатской (с китайской гегемонией) и арабской; отсюда и название романа.
В то же время концептуальную необычность роману придает факт того, что само повествование изложено «от лица» нескольких душ принадлежащих к одному и тому же джати, реинкарнирующихся на протяжении более чем десяти поколений. Данное построение романа позволяет автору проследить ход альтернативной истории через века и разные континеты сохраняя при этом всего несколько главных героев. На фоне меняющихся эпох философское наполнение романа складывается из размышлений героев о смысле своего существования, о своем предназначение и о возможности борьбы с судьбой, законами мироздания и дхармой.
Помимо прочего, в романе ярко и подробно описаны различные культурные традиции, религиозные учения и философские направления: Буддизм; Ислам; китайская культура; индийская культура; возможная культура и социальный строй американских индейцев не завоеванных европейцами.
«Сон Галилея» (Galileo’s Dream, 2009) это последний опубликованный на сегодняшний день роман К. С. Робинсона вышедший в августе 2009 года в Англии;[4] и затем в декабре 2009 года в США.[5] В романе причудливым образом переплетается жизнь и открытия Галилео Галилея живущего в Италии первой половины 17 века и его ночные «путешествия» на Галилеевы спутники Юпитера какими они будут в 31 веке, со своими проблемами и конфликтами. В «Сне Галилея» писатель продолжает проблематику ставшей уже лейтмотивом большинства его произведений — роль и место ученого в обществе и его моральный долг.
Первые два рассказа К. С. Робинсона были опубликованы в Orbit-18 в 1976 году. Большинство рассказов фантаста изданны в сборниках Планета на столе (The Planet on the Table, 1986), Переделывая историю (Remaking History, 1991), Мечты о Вайнланде (Vinland the Dream, 2001) и уже упоминавшегося «Марсиане» (The Martians, 1999). Четыре юмористические повести рассказывающие о злоключениях американских беженцев в Непале были опубликованы в сборнике Побег из Катманду (Escape from Kathmandu, 1989). 1 августа 2010 года издательством Night Shade Books был издан сборник «Лучшие произведения Кима Стэнли Робинсона» (The Best of Kim Stanley Robinson)[6].
Помимо художественных произведений К. С. Робинсона стоит упоминуть и другие его работы, в том числе опубликованную в 1984 года в издательстве UMI Research Press диссертацию «Романы Филипа Дика» (The Novels of Philip K. Dick) и изданную под его руководством антологию Первобытное будущее: Новые Экотопии (Future Primitive: The New Ecotopias, 1994) к которой он также написал предисловие. Также К. С. Робинсон написал предисловие «Физический пейзаж» (The Psychic Landscape) к анталогии «Paragons: Twelve Master Science Fiction Writers Ply Their Craft» (1996)[7].
К. С. Робинсон также автор нескольких статей о климатических изменениях и научной фантастике для «The Washington Post»[8] и «New Scientist»[9].
Произведения К. С. Робинсона номинировались более 30 раз и были удостоены 19 крупных премий за работы в области научной фантастики[10]. В общей сложности, по данным сайта «Worlds without end», в статистике самых известных премий в области научной фантастики и фэнтэзи К. С. Робинсон занимает второе место по количеству номинаций и третье место по полученным премиями среди всех мировых фантастов.[11].
На сегодняшний день ни одно из произведений К. С. Робинсона не было экранизировано. Тем не менее, ввиду большого успеха «Марсианской трилогии» права на её экранизацию были приобретены Д.Камероном,[12], который планировал снять пятичасовой мини-сериал под руководством М.Кулидж,[13], но затем он отказался от этой идеи. Позднее Гэйл Хард также планировал производство подобного минисериала для канал Sci-Fi Channel, но этот проект так и остался нереализован[14]. По данным на октябрь 2008 года, Дж. Хэнслейг планирует создание телевизионного минисериала, основанного на романе «Красный Марс»[15].
Помимо Калифорнийской трилогии (опубликованна в 1997 году в серии «Миры Кима Стэнли Робинсона») принесшей автору первую известность и славу, на русский язык были переведены всего несколько рассказов и повестей, в том числе «Слепой геометр», «История ХХ века, с иллюстрациями», «Прогулка по хребту»; и рассказы «Крученый мяч на Марсе» и «Половой диморфизм» из сборника «Марсиане»[16].
Произведения Кима Стенли Робинсона | |
---|---|
Калифорнийская трилогия | Дикий берег (1984) • Золотое побережье (1988) • У кромки океана (1990) |
Марсианская трилогия | Красный Марс (1992) • Зеленый Марс (1993) • Голубой Марс (1996) |
Столичная наука | Сорок знамений дождя (2004) • Пятьдесят градусов ниже нуля (2005) • Шестьдесят дней и после (2007) |
Романы | Слепой геометр (1986) • Антарктида (1997) • Годы риса и соли (2002) • Сон Галилея (2010) |
Повести | Айсхэндж (1984) • Память белизны (1985) • Короткое и острое потрясение (1990) |
Сборники рассказов | Планета на столе (1986) • Побег из Катманду (1989) • Переделывая историю (1991) • Марсиане (1999) • Мечты о Вайнланде (2001) • Лучшие произведения Кима Стэнли Робинсона (2010) |
Робинсон, Ким Стенли.