344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2
Сайт
rgups.ru (рус.) (англ.)
Награды
Медиафайлы на Викискладе
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), ранее Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ) — российскоевысшее учебное заведение в городе Ростове-на-Дону. Подведомственен Министерству транспорта РФ в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта и его Южного управления.
30 мая1929 — создание нового ВТУЗа под названием «Механический институт транспорта» для подготовки инженеров путей сообщения по механической специальности.
12 июля1929 — ВТУЗ переименован в Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС) после выхода постановления Совнаркома СССР «О мероприятиях по обеспечению народного хозяйства кадрами инженеров».
1 октября1929 — из 1000 подавших заявления студента 292 поступили и начали учиться на трёх факультетах: железнодорожном, водном, автодорожном.
29 декабря1934 — институт преобразован в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ)
1941 — эвакуация РИИЖТа в Тбилиси, где продолжали вестись исследования и подготовка специалистов
август 1944 — возвращение из эвакуации в Ростов: полностью разрушены главный корпус, корпус паровозного факультета (сейчас — электромеханический факультет), общежитие № 1, учебно-производственные мастерские, оборудование силовой подстанции; повреждены все остальные здания.
21 июня1993 — переименован в Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС).
октябрь 2004 — официальное наименование университета сменилось: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»; используется та же аббревиатура (РГУПС).
2011 — официальное наименование университета сменилось: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС).
2015 — официальное наименование университета сменилось: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС).
Факультеты
Автоматика, телемеханика и связь на ж.-д.транспорте (на данный момент Информационные технологии управления), организован в 1982, 5 кафедр
Гуманитарный факультет РГУПС, основан в 1993, 7 кафедр
Дорожно-строительные машины, основан в 1954, 4 кафедры и научно-исследовательский центр
Управление процессами перевозок, создан в 1950 году как факультет «Эксплуатация железных дорог», переименован в 1982, 4 кафедры. На факультете реализуются две специальности: эксплуатация железных дорог и менеджмент. Деканом факультета является кандидат технических наук, доцент Колобов Игорь Анатольевич. Выпускники факультета — инженеры по организации и управлению работают не только на предприятиях ОАО «РЖД», но и в других отраслях, связанных с организацией и управлением перевозочным процессом, грузовой и коммерческой деятельностью, управлением пассажирскими перевозками, организацией сервиса на станциях, вокзалах и поездах.
Электромеханический, действовал с первых дней как железнодорожный факультет, в 1931 реорганизован в механический, в 1934 породил паровозный и вагонный факультеты, влившиеся обратно в 1942, нынешнее имя получил в 1988, 7 кафедр
Энергетический факультет, действовал с первых дней как основная часть ВУЗа, но в 1937—45 гг инженеров-энергетиков не выпускал, 5 кафедр
Международный институт предпринимательства и права, основан в 1994 году, в 2013 году переименован в факультет «Экономики, управления и права», 7 кафедр
Вечерний был организован одновременно с дневными в 1929 году
Здание главного корпуса Ростовского государственного университета путей сообщения, расположенное на пересечении улиц Ленина, Шеболдаева и Ларина, является памятником советского конструктивизма. Оно было построено в 1929—1934 годах по проекту архитектора В. Н. Наумычева и остаётся наиболее интересным в художественном отношении строением среди комплекса зданий РГУПС. Его полезный объём составляет 220 тысяч кубометров. Корпус представляет собой гигантское двухкрылое Г-образное здание. В качестве визуального акцента выступает цилиндр с башней, в котором размещаются вестибюль, библиотека и читальный зал. Центральные и боковые ризалиты венчают треугольные фронтоны, дополненные декоративными башенками (пинаклями). Второй и третий этажи разделены рельефным поясом, который трактуется как опора для пилястрдорического ордера. Три пары окон третьего этажа на фасаде, обращённом на улицу Шеболдаева, украшены прямыми сандриками. В южном углу здания с круглой башней соседствует шестиэтажная башня, в архитектуре которой прослеживаются черты, присущие стилю ар-деко.
Во время оккупации города войсками Вермахта главный корпус РИИЖТа сильно пострадал. При восстановлении полуразрушенного здания в послевоенный период черты конструктивизма были снивелированы: фасад обработан торкретированием, парапет получил украшение пинаклями, появились полуколонны и пилястры. Здание вдвое увеличилось благодаря О-образной застройке всего квартала, образовались два внутренних двора. Однако общая геометрия памятника сохранилась[3].
Примечания
Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1986 г. «О награждении Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта орденом Трудового Красного Знамени»
оригинала 16 февраля 2016 года.
Советский конструктивизм(рус.). Rostov-Region. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 13 сентября 2018 года.