14-10-2023
Ру́мпель (от нидерл. roerpen, от roer — весло, руль и pen — шпенёк) — специальный рычаг, закреплённый в головной части баллера руля, перпендикулярно его оси.[1] Составная часть рулевого устройства.
Румпель служит для поворота баллера, и тем самым для перекладывания, то есть поворота, пера руля. Передаёт на баллер усилие, вырабатываемое рулевым устройством или создаваемое рулевым вручную.[1]
Одноплечий румпель, имеющий одно колено, называется продольным, а двуплечий, который имеет и второе, шарнирно закреплённое к первому, колено, — поперечным; румпель же, имеющий форму сектора с тросовым (румпель-тали, румпель-штерты) или зубчатым приводом, — секторным[2].
Элементы тросового привода румпеля:
Продольный румпель применяется в основном на маломерных судах. Для крупных характерен секторный румпель с зубчатой передачей.
Это заготовка статьи о морском транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Румпель.