15-06-2023
«Русалка», соч. 114, B. 203 (чеш. Rusalka) — опера А. Дворжака на либретто чешского писателя Я. Квапила. Девятая по счету, «Русалка» является самой известной оперой Дворжака и единственной, часто ставящейся за пределами Чехии. Самая известная ария из неё — «Měsíčku na nebi hlubokém…» («Месяц мой, в дальнем поднебесье…») Русалки.
В Советском Союзе она шла под названием «Большая любовь» или «Любовь русалки».
Содержание |
Я. Квапил написал либретто, основанное на волшебных сказках К. Я. Эрбена и Б. Немцовой, ещё до знакомства с Дворжаком. История, идущая от традиционных славянских мифов, перекликается со сказкой «Русалочка» Г. Х. Андерсена и «Ундиной» Ф. де ла Мот Фуке. Окончив работу в 1899 году, Квапил стал искать композитора. Его знакомые отказали, занятые другими сочинениями, но сообщили, что Дворжаку как раз требуется что-нибудь подходящее. Тот согласился писать оперу и сделал это довольно быстро: первые наброски относятся к 22 апреля 1900 года, а к концу ноября она была окончена. Премьера состоялась 31 марта 1901 года на сцене Национального театра в Праге.
Партия | Голос | Исполнитель на премьере, 31 марта 1901 (дирижёр К. Коваржовиц) |
---|---|---|
Русалка | сопрано | Ружена Матурова (Růžena Maturová) |
Принц | тенор | Богумил Птак (Bohumil Pták) |
Водяной | бас | Вацлав Климент (Václav Kliment) |
Иноземная княжна | сопрано или меццо-сопрано | Мария Кубатова (Marie Kubátová) |
Ежибаба (Колдунья) | контральто | Ружена Выкоукалова-Брадачова (Růžena Vykoukalová-Bradáčová) |
Княжна | контральто | Марта Красова-Йирак (Marta Krásová-Jirák) |
Первая нимфа | сопрано | Амалия Бобкова (Amalie Bobková) |
Вторая нимфа | сопрано | Элла Тврдкова (Ella Tvrdková) |
Третья нимфа | меццо-сопрано | Елена Товарницка (Helena Towarnická) |
Лесник | баритон | Адольф Крёссиг (Adolf Krössing) |
Поварёнок | сопрано | Вилемина Гайкова (Vilemína Hájková) |
Охотник | баритон | Франтишек Шир (František Šír) |
Русалка, дочь Водяного, влюбляется в Принца. Колдунья — Баба-Яга помогает ей. Русалка получает человеческую душу, но становится немой. Принц полюбил её и забирает в замок. Спустя некоторое время он уже думает о Княжне и собирается на ней жениться. Русалка возвращается в болото и становится блуждающим болотным огоньком. Когда Принц, понявший, что он потерял настоящую любовь, ищет Русалку на берегу, она говорит ему, что её прикосновение отныне для него — смерть. Но он не хочет без неё жить, целует её и умирает.
«Русалка» предназначена для обыкновенного для позднего романтизма оркестра.
|
Русалка (опера Дворжака).