08-06-2023
Ру́сская тро́ица, руська троица (укр. «Руська трійця») — галицкая литературная группа возникшая в 1834 году в Львовской духовной семинарии. В которую входили Маркиян Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилевич. Советская и пост-советская украинская историография причисляли группу к украинцам[1][2].
Содержание |
Русская троица начала в конце 1820-х годов в Галиции национально-культурное возрождение. Группа родилась в атмосфере романтизма, её деятельность носила выразительно славянофильский и будительско-демократический характер. Участники его выбрали для себя славянские псевдонимы (Шашкевич — Руслан, Вагилевич — Далибор, Головацкий — Ярослав, его брат Иван — Богдан, Илькевич — Мирослав и т. д.). Девизом группы были слова, которые Шашкевич вписал в общий альбом: «свети, звезда, на всё поле, пока месяц взойдёт».
Вокруг «Русской троицы» объединялась молодежь, которая стремилась работать на благо своего народа. Некоторые члены кружка, возникшего вокруг «Русской троицы» (Г.Илькевич, М. Кульчицкий и др.) были связаны с польским революционным подпольем. Собирая устное народное творчество, изучая историю народа, делая переводы произведений славянских будителей, члены кружка старались также писать собственные литературные и научные произведения. Участники группировки утверждали, что украинцы Галиции, Буковины и Закарпатья является частью украинского народа, который имеет свою историю, язык и культуру[3].
Деятельность «Русской троицы», вызванная как социально-национальным порабощением украинцев в Австрийской империи, так и пробуждением других славянских народов, перешла границы узкого культурничества. Особым почетом членов «Русской троицы» пользовалась «Энеида» И.Котляревского, фольклорные сборники М.Максимовича и И.Срезневского, грамматика А.Павловского, а также произведения харьковских романтиков.
Наивысшей исторической заслугой «Русской троицы» перед движением национально возрождения украинцев считается[4] издание альманаха «Русалка Днестровская» (1837), которая впервые в украинской литературе был использован народный язык, тем самым получен мощный толчок развитию украинской народной литературы в крае.
Идея славянской взаимности, которая пронизывала «Русалку Днестровскую», роднит её с поэмой Я.Коллара «Slavy dcera» (1824). Влияние на образование «Русской троицы» имел также другой чешский славист Ян Ковбек. «Русалку Дністрову» австрийская власть запретила[5]. Только 250 из 1000 книг успели продать или подарить друзьям, остальное было конфискованно[5].
Русская Троица перестала существовать в 1843 году после смерти М. Шашкевича.
Русская троица.