13-10-2023
Русское придворное платье — особый регламентированный стиль одежды, которому должны были следовать аристократы и придворные при русском императорском дворе в XIX — XX веках. Собственный регламент одежды для придворных и приглашенных ко двору характерен для большинства европейских монархий, начиная с XVIII—XIX веков и до настоящего времени. В России придворный этикет и, соответственно, придворное платье прекратили существование в 1917 году в связи с революцией и падением монархии.
Первые попытки официальной регламентации дамского придворного платья относятся к концу XVIII века, то есть периоду правления Павла I. В «Объявлении экспедиции церемониальных дел», дамам во время коронационных торжеств предписывалось надевать робы (то есть пышные платья на фижмах доампирных фасонов, вышедшие из моды после Великой Французской революции) из черного бархата со шлейфом из того же материала.[1] Графиня Варвара Николаевна Головина, фрейлина двора, пишет, что во время коронации Павла I в 1797 году «все были в полном параде: в первый раз появились придворные платья».[2] К XVIII веку относятся и первые упоминания при дворе так называемого «русского платья», под которым, по всей видимости, понимался наряд, заимствовавший крой и некоторые черты от русского народного костюма и имевший вид сарафана. Русские платья подарил император Александр I прусским дамам, прибывшим в Санкт-Петербург на обручение великой княжны Екатерины Павловны с принцем Ольденбургским в 1809 году.
На коронации Николая I в 1826 году, по свидетельству французского писателя Жака-Франсуа Ансело:
«Женщинам полагалось явиться в национальном костюме, и лишь немногие ослушались этого предписания. Национальный наряд, кокетливо видоизмененный и роскошно украшенный, сообщал дамским костюмам пикантное своеобразие. Женские головные уборы, род диадемы из шелка, расшитый золотом и серебром, блистали брильянтами. Корсаж, украшенный сапфирами и изумрудами, заключал грудь в сверкающие латы, а из под короткой юбки видны были ножки в шелковых чулках и вышитых туфлях. На плечи девушек спадали длинные косы с большими бантами на концах».[3]
При Николае I русское платье окончательно приобретает статус официального при императорском дворе. В «Описании дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору» от 27 февраля 1834 года женское придворное платье было строжайше регламентировано по фасонам, цветам и отделке. Единый придворный наряд состоял из бархатного верхнего платья с длинными откидными рукавами и шлейфом, спереди, к низу от талии шел разрез, открывающий юбку из произвольной материи белого цвета, чаще всего это был атлас. По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитье полагалось «вокруг и на переде юбки». Кроме того, всем дамам полагалось носить «повойник или кокошник произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем».
Цвет верхнего платья зависел от статуса дамы. Статс-дамам и камер-фрейлинам полагалось зеленое платье; наставницам великих княжон — синее; фрейлинам Её Величества — пунцовое; фрейлинам великих княжон — светло-синее; гофмейстеринам при фрейлинах — малиновое. Фасон платья приглашенных ко двору дам также должен был соответствовать единому образцу, они могли быть «различных цветов, с различным шитьем, но нельзя было повторять узор, назначенный для придворных дам».[4]
Такой регламент женского придворного платья действовал весь период правления Николая I. Известно, что малейшие отклонения от образца вызывали у него гнев. Для несовершеннолетних великих княжон Николай считал взрослое официальное платье слишком нескромным; девочки не должны были носить шлейф, декольте и слишком много украшений.
С некоторыми изменениями общий фасон придворного платья сохранялся в России на протяжении восьмидесяти с лишком лет, вплоть до Революции 1917 года. Роскошь придворных нарядов поражала гостей и иностранцев, чему есть многочисленные свидетельства в мемуарах и письмах той эпохи. Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне:
«Великолепная белая Николаевская зала к половине второго часа наполнилась дамами. Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. Картинность собрания… просилась под кисть художника. Какие тут были роскошные кокошники… какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора — там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами».[5]
Придворные дамские наряды, альбом 1834 года. Фрейлины императрицы в красном «сарафане» с белой юбкой, золотым шитьем и резным золотым кокошником.
Мария Петровна Кикина-Волконская изображена в русском придворном платье фрейлины, 1839 г.
Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835, Эрмитаж.
Русское придворное платье от французского модельера Чарльза Уорта, 1888 год.
Парадное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская О. Бульбенковой, конец XIX—нач. ХХ вв, Эрмитаж.
Княжна Ольга Николаевна Репнина-Волконская, 1890-е гг.
Русское придворное платье.