20-10-2023
Ручные гармоники — язычковые клавишно-пневматические[1] музыкальные инструменты, класс гармоник. Звук в таких инструментах извлекается путём воздействия на их свободно проскакивающие в проёмах планок язычки (голоса) струёй воздуха, нагнетаемого вручную при помощи меха.
У большинства ручных гармоник имеется правая и левая клавиатуры, располагающиеся на двух полукорпусах инструмента, между которыми находится мех. Играют на ручных гармониках двумя руками сидя или стоя.
Содержание |
В начале 1970-х годов в СССР существовало около 25 предприятий по выпуску гармоней, баянов и аккордеонов, на которых в 1971 году было изготовлено около 240 000 гармоней и 560 000 баянов и аккордеонов (данные Госплана СССР)[1].
Таблица. Производство ручных гармоник в СССР в период 1953—68 годы[2].
Наименование инструментов | 1953 г. | 1955 г. | 1957 г. | 1959 г. | 1961 г. | 1963 г. | 1966 г. | 1968 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Баяны Гармони |
597 307 | 807 365 | 921 674 | 776 750 | 639 829 | 684 500 | 673 410 | 729 000 |
Аккордеоны | 7 124 | 11 070 | 28 036 | 53 634 | 120 313 | 102 000 | 46 380 | 60 000 |
Основной элемент в конструкции гармоник — это голосовая планка. Она состоит из самой планки (рамки) и язычков. Язычок, колеблясь в проёме планки, издаёт звук определённого тона. Язычок издаёт звук при воздействии на него струи воздуха только в одном направлении — с той стороны, где язычок крепится к планке заклёпкой. В ручных гармониках направление воздуха при сжиме-разжиме мехов меняется, поэтому для одного звука необходимо два язычка одного тона: один язычок издаёт звук при разжиме меха, другой — при сжиме. Проёмы с противоположной, от той стороны, где язычок закреплён заклёпкой, прикрывается проёмным клапаном (залогом), чтобы воздух не подходил к язычку с обратной, недействующей стороны, то есть, чтобы небыло потери воздуха.
Голосовые планки присоединяются к резонатору, который закрепляется на деке ручной гармоники.
Планка, язычок и заклёпка — составные части голосовой планки
Кусковая голосовая планка с проёмным клапаном
Цельная голосовая планка
Схема колебания язычка в проёме планки. Воздух подаётся сверху
Резонаторы
Голосовые планки с резонаторами, установленными на деку
Схема клавишного механизма правой клавиатуры аккордеона и других ручных гармоник
Картонная заготовка меха
У баяна, аккордеона и гармони могут иметься регистры, переключение которых позволяет изменять тембр и громкость звучания. Некоторые из этих тембров могут быть похожи на тембры других музыкальных инструментов — например, фагота, гобоя, кларнета, флейты-пикколо, органа. На концертных версиях этих видов ручных гармоник могут быть регистры, расположенные наверху правого полукорпуса — т. н. «подбородочные» регистры, которые переключаются подбородком исполнителя прямо во время игры.
Баян — инструмент, дальнейшее развитие гармони, изобретённый и получивший широкое распространение в России.
Аккордеон — ручная гармоника, изобретённая и получившая широкое распространение в Европе. В русской традиции аккордеоном принято называть инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа, однако также существуют и кнопочные аккордеоны с клавиатурой как у баяна.
Гармоники | |||
---|---|---|---|
Ручные |
Аккордеон • Баян • Бандонеон • Концертина
|
||
Ножные | |||
Губные |
Диатоническая (Блюзовая • Тремоло • Октавная) • Хроматическая • Оркестровые (Мелодическая • Басовая • Аккордовая) |
||
Другие виды | |||
См. также |
Ручные гармоники.