17-04-2023
Ручьевская Екатерина Александровна | |
Дата рождения | |
---|---|
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна | |
Профессии |
музыковед, доктор искусствоведения (1979), профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова |
Награды |
Ручьевская Екатерина Александровна (22 августа 1922, г. Пушкин, пригород Ленинграда, СССР — 30.11.2009, Санкт-Петербург, РФ) — музыковед. Доктор искусствоведения (1979). Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Заслуженный деятель искусств России.
Содержание |
Окончила Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова в 1949 году (историко-теоретическое отделение теоретико-композиторского факультета, училась у С. Н. Богоявленского; также класс композиции Ю. В. Кочурова, ранее занималась у М. О. Штейнберга). В 1952 году здесь же окончила аспирантуру по теории музыки (рук. А. Н. Дмитриев).
С 1949 преподаватель Музыкального училища при Ленинградской консерватории, с 1953 преподаватель консерватории, с 1966 доцент, с 1981 профессор.
Автор фундаментальных работ по теории музыки (по проблемам формообразования и музыкального тематизма, специфики вокальной музыки, взаимодействия музыки и слова), монографий, посвященных творчеству русских композиторов XIX–XX веков. Исследователь опер В. Моцарта, А. Даргомыжского, М. Глинки, Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Прокофьева, сочинений Д. Шостаковича, Ю. Кочурова, Г. Свиридова, С. Слонимского, В. Гаврилина, Б. Тищенко, А. Петрова, Л. Пригожина, Ю. Фалика, Г. Банщикова.
Одним из направлений <…> деятельности становится у Е. А. Ручьевской исследование возможностей и границ собственно музыки как искусства (наряду с аналогичным испытанием и соответствующего аналитического «инструментария») — в условиях множественности стилей и техник XX столетия, бесчисленных творческих экспериментов, на фоне все более и более расширяющейся пропасти между «серьёзной» и «развлекательной» музыкой. В рамках этого исследования — ее работы, связанные с изучением логики взаимодействия элементов музыкальной ткани — той «системы соподчинений», которая позволяет музыке оставаться музыкой при сколь угодно широком раздвижении ее границ («Мелодия сквозь призму жанра», «Об анализе содержания музыкального произведения», «Цикл как жанр и форма»).— Предисловие к Ю. Васильев, Е. Ручьевская «Работы разных лет»[1]
Ручьевская, Екатерина Александровна.