01-10-2023
Рэп-баттл (варианты: баттл-рэп, рэп-батл) — состязание двух исполнителей в жанре рэп, суть которого состоит в унижении оппонента при помощи специального рифмосложения. В классическом понимании рэп-баттл подразумевает словесный поединок между двумя рэп-исполнителями под музыкальный бит. В более широком понимании поединок может происходить между разным количеством оппонентов, участники необязательно должны иметь отношение к рэп-культуре и баттл необязательно должен проходить под бит[1].
Первые рэп-баттлы начали проводиться в начале 1980-х. Один из самых ранних баттлов состоялся в декабре 1982 года в Нью-Йорке между американскими рэперами Kool Moe Dee и Busy Bee Starski[2]. В 1980-х рэпер Big Daddy Kane в книге «How to Rap» сказал: «…будучи MC из 80-х, ты мыслишь в формате рэп-баттла… ты сосредотачиваешься на поиске убойной рифмы, когда тебе нужно кого-то забаттлить… уже не думая о рифме для песни»[3].
Также рэп-баттл ассоциируется с олдскулом в хип-хопе[4]. Расцвет баттлов на открытых площадках пришёлся в период 1980—1990-х годов в США. Наиболее известные баттлы были включены в книгу «Book of Rap Lists»: Roxanne Wars (1984—1985), Juice Crew против Boogie Down Productions (1986—1988), Kool Moe Dee против LL Cool J (1987—1991), MC Serch против. MC Hammer (1989—1994), Dr. Dre и Snoop Dogg против Luke (1992—1993), Common против Айс Кьюба (1994—1996), MC Pervis и Brand New Habits и LL Cool J против Canibus[5].
В 1990-х в США популярность обрели фристайл-баттлы. Данный вид баттлов состоит из трёх раундов и позволяет выявить наиболее харизматичных и артистичных рэп-исполнителей. Фристайл-баттл происходит из афро-американского обычая устной игры «дюжины» (англ. dozens)[6][7]. Исконный принцип фристайл-баттла заключался в полной импровизации во время выступления, однако в настоящее время в основном текст для баттлов пишется и заучивается заранее[1][8].
С начала 2000-х рэп-баттлы появились на американском телевидении. Состязания проводились в различных телешоу на таких телеканалах как HBO, BET и MTV. Фристайл-баттлам был посвящён фильм «8 миля» с Эминемом[9].
Первый турнир, посвящённый рэп-баттлам, был организован в 2006 году в Лондоне под названием Jump Off TV’s World Rap Championships, в котором состязались рэп-исполнители из Великобритании и США[10]. В настоящее время наиболее известными турнирами по рэп-баттлам являются King of the Dot (Канада), Don’t Flop (Великобритания), Smack and Ultimate Rap League (США), GrindTimeNow (США), FlipTop (Филиппины), Versus Battle (Россия).
Фристайл-баттл — соревновательный вид баттла, при котором два или более рэпера в отведённые три раунда зачитывают импровизированный или заранее выученный текст поочерёдно, пытаясь унизить друг друга и победить в баттле. На турнирах победителей баттлов определяют судьи. Фристайл-баттлы практикуются на улицах, в школе, на концертах и в Интернете[11].
Лайв-баттл — баттл с оппонентом перед живой аудиторией. Суть состоит не только в том, чтобы унизить оппонента, но и в том, чтобы убедить аудиторию в своей состоятельности как рэпер или MC, взаимодействуя с ней во время баттла. В отличие от фристайл-баттлов, победителей определяют зрители.
Онлайн-баттл — баттл в Интернете. Суть состоит в том, чтобы унизить оппонента перед участниками специальной тематической группы в социальной сети или пользователями специализированного сайта, выкладывая заранее написанный текст или записанное видео.
Рэп-баттл иногда используется при записи музыкальных альбомов и клипов. Часто практикуется на концертах рэп-исполнителей при коллаборации, обычно демонстрируется в виде показательного выступления[3].
Первый рэп-баттл в России состоялся в 1994 году между рэперами Sir-J и MC Hassan после фестиваля Rap Music. Самый известный рэп-баттл в 1990-х состоялся между Лигалайзом и Мастером Шеffом.
Массовые рэп-баттлы в России появились в начале 2000-х. В отличие от США, где баттлы пришли с улиц, — в России первые баттлы проходили в Интернете. В декабре 2001 года на форуме Hip-Hop.ru организовали «Первый MC батл», в котором участвовал 21 исполнитель. Популярность этого турнира продержалась до 2011 года. Многие нынешние российские рэперы стали популярны благодаря онлайн-батлам, — такие как Drago, St1m, Noize MC, Дуня, A-Sid, babangida, Витя СД, RE-pac, Рем Дигга, Johnyboy. В 2009 году портал InDaRNB.ru организовал турнир InDaBattle. Призовой фонд составлял 1 млн рублей. Третьим крупнейшим онлайн-турниром стал Rap Olympics от портала MyRapGame.
Первые фристайл-баттлы с живой аудиторией проходили с 2003 года на таких площадках как «Snickers Урбания». В 2010 году начал проводиться ежегодный хип-хоп-фестиваль «Битва столиц», в котором участвовали исполнители из крупных городов России. С 2008 года стали проводиться уличные турниры, такие как Shotgun, из которых вышли такие рэперы как Ресторатор, Galat, Jubilee, Дима Гамбит, Alphavite, Хохол, Heavy и другие.
В 2008—2009 годах организаторы InDaBattle совместно с Муз-ТВ провели два сезона телевизионного проекта «Битва за респект: Начни сегодня». В судьях были такие рэперы как Баста, Гуф, Влади, Децл, Лигалайз. Победителя второго сезона Рому Жигана наградил премьер-министр России Владимир Путин. В проекте принимали участие известные сегодня рэперы Джиган, L’One, ST и другие.
В октябре 2012 года в Краснодаре появилась площадка для офлайн-баттлов Slovo, у которой стали появляться филиалы в разных городах страны. В 2014 году один из филиалов — SlovoSPB из Санкт-Петербурга — захотел отделиться и стал именоваться #SLOVOSPB. Slovo из Краснодара был переименован в SLOVOproject. 1 сентября 2013 года появилась баттл-площадка Versus Battle. У площадок разный подход: Versus приглашает известных рэперов и МС, а SLOVOproject и #SLOVOSPB дают возможность выступить молодым исполнителям. В 2014 году Versus организовал турнир Versus: Fresh Blood, позволяющий малоизвестным и неизвестным исполнителям проявить себя. В 2016 году был открыт Versus BPM для баттлов под музыкальный бит. С 2015 года Versus Battle является самой просматриваемой баттл-площадкой в YouTube. В апреле 2015 года баттл Oxxxymiron против Johnyboy набрал один миллион просмотров и вошёл в историю мирового хип-хопа как самый просматриваемый баттл за сутки. В марте 2016 года рекорд по просмотрам побил баттл видеоблогеров Юрия Хованского и Дмитрия Ларина. За сутки он набрал более двух с половиной миллионов просмотров. Сейчас на канале более 2 млн подписчиков и более 250 млн просмотров. Самый популярный ролик с баттлом Oxxxymiron против Johnyboy набрал более 30 млн просмотров. Баттл видеоблогеров Юрия Хованского против Дмитрия Ларина набрал более 20 млн просмотров[12].
В рэп-баттлах используется множество приёмов из рэпа и поэзии. Помимо простых рифм широко используются двойные (даблрайм)[1], тройные (триплрайм) рифмы, панторифмы и так далее. В отличие от поэзии правила рифмовки в рэп-баттлах более упрощённые[13].
Пример чистой панторифмы, где созвучны все гласные и большинство согласных звуков:
Водопад в головах. Паковал толпу,
(Lawanda)
Подавал катафалк по домам. Тайфун
Матов атаковал балаган. Дам бунт,
Пока вам продавал караван кайф. Бууу!
Пример полнострочной панторифмы, где созвучно большинство гласных и меньшее количество согласных звуков:
Не признак шизика наклонности мизантропа и гомофоба,
(Oxxxymiron)
И в жизни психика надломится из-за тролля и домового.
Существует несколько приёмов рифмовки: разбиения (квадратные, обычные, сложные) и дублирование. Разбиение — это приём рифмовки, при котором рифмуются слоги одного более длинного слова со слогами нескольких более коротких. Пример квадратных разбиений: сосна = со сна, доводы = до воды, пистолет = спи сто лет. Обычные разбиения основаны на созвучии отдельных словосочетаний. Пример: с долгами канитель = Парламент на бите. Сложные разбиения основаны на созвучии нескольких словосочетаний в строке[14]. Пример:
Ты не с улицы, парень, ты просто суицидален,
Оттого, что вы мне двадцать первый целуете палец.
(Oxxxymiron)
Дублирование подразумевает использование омоформ в рифмовке. Пример:
Я вам ударом снёс пол-оскала.
(Oxxxymiron)
По мне судят рэп, как оперу по Ла Скала.
Твоя мамаша себе точно горло полоскала
После того, как она меня поласкала.
Панч (выпад, колкость) — смысловая и драматическая кульминация трека, основанная на высмеивании оппонента и его личной жизни[16]. Панч обычно располагается в последней строке четверостишия и его следствием является восторженная реакция аудитории, которая и определяет успешность панча[17]. Панчи бывают личными и общими. Личные панчи основываются на высмеивании фактов из биографии или личной жизни оппонента[18]. Общие панчи строятся на высмеивании оппонента вне контекста его личной жизни[7].
Написание текста исполнителю другим автором. Также подразумевается и последующая передача прав на текст. На баттлах гострайтинг осуждается, но не запрещается[17].
Техника читки, активно практикуемая в рэпе и в культуре хип-хопа в целом. Флоу базируется на сочетании скорости читки и интонации. В рэп-баттлах флоу используется для демонстрации артикуляционной техники[19]. Фастфлоу — стиль подачи, построенный на перебежках и ускорениях[20].
Техника, основанная на полной импровизации и исключении заранее написанного и выученного текста. С фристайла зародились рэп-баттлы изначально, однако в последнее время от этой техники на современных турнирах отказываются. Наиболее известным российским фристайлером считается Noize MC[21].
Читка вдвое быстрее ритма музыки. Используется в баттлах под музыкальный бит.
В контексте рэп-баттлов грайм — это ритмичная читка под бит 140 ударов в минуту. Изначально грайм относится к музыкальному жанру и исходит от гэриджа. В грайм-баттлах читка производится под дабстеп-композицию или классический бит[22]. В России популяризатором грайма считается Oxxxymiron[23].
Ответка после раунда оппонента. В России самым известными рэперами, удачно использующими флип, считаются Oxxxymiron, Витя СД, Rickey F[24].
Рэп-баттл.