12-10-2023
Р-40 | |
---|---|
по кодификации НАТО — AA-6 Acrid | |
Р-40ТД-1 под крылом МиГ-31, МАКС-1999. | |
Тип | УРВВ средней дальности |
Статус | эксплуатируется |
Разработчик | / ГосМКБ «Вымпел» |
Главный конструктор | М. Р. Бисноват |
Годы разработки | с 1962 |
Начало испытаний | август 1968 - февраль 1970 |
Принятие на вооружение | 12 февраля 1971 |
Производитель | Завод им. Артема (Киев) |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР ВВС России |
Модификации | Р-40Р (ПРЛГСН) Р-40Т (ИКГСН) Р-40РД Р-40ТД Р-40РД-1 Р-40ТД-1 ↓подробнее |
Основные технические характеристики: * дальность пуска: до 36 км (для Р-40Т) * скорость полёта: > 5 М * боевая часть: осколочно-фугасная, 38 кг |
|
↓Все технические характеристики | |
Изображения на Викискладе |
Р-40 (К-40, «изделие 46», по классификации МО США и НАТО — AA-6 Acrid, рус. едкий) — советская (российская) ракета класса «воздух—воздух» средней дальности.
Содержание |
В 1962 году в ОКБ-4 под руководством Матуса Рувимовича Бисновата было начато проектирование ракеты Р-40. Ракета создавалась специально для вооружения истребителя-перехватчика МиГ-25П и предназначена для поражения высотных скоростных и низколетящих воздушных целей — самолетов и крылатых ракет в широком диапазоне применения при наличии огневого и помехового противодействия.
Ракета Р-40 имела высокие энергобаллистические характеристики, обеспечивала скорости полета с числом Маха > 5, что привело к необходимости впервые использовать титан в качестве материала планера ракеты и решить ряд технических проблем по охлаждению агрегатов и созданию стойкого к кинетическому нагреву обтекателя. В качестве материала обтекателя РГС впервые применён жаростойкий ситалл.
Ракета разрабатывалась с двумя головками самонаведения:
Соответственно ракеты получили индексы Р-40Р и Р-40Т (тепловая).
Дальность стрельбы ракетой Р-40Р была первоначально 50 км
.Ракета Р-40 создана по аэродинамической схеме «утка». Большая высотность в Р-40 достигалась за счет развитого крыла, ослабляющего влияние синхронных ошибок головки самонаведения, увеличение: запаса топлива и разнесенной по длине ракеты боевой части, которая находилась как в середине корпуса, так и в хвосте.
Двигатель ракеты марки П1Д-134 твердотопливный. Вес топлива 118 кг
. Осколочно-фугасная боевая часть весом 35 кг была разработана в ГСКБ-47 . Боевая часть оснащена 2-канальным активным радиолокационным помехозащищенным взрывателем. Радиус эффективного поражения 7 м. Возможно, был вариант со специальной БЧ.Советские и российские управляемые авиационные ракеты | |
---|---|
Ракеты класса «воздух-воздух» | |
Малой дальности | РС-1У · Р-3 (Р-13) · Р-38 · Р-60 · Р-73 · Игла-В · РВВ-МД |
Средней дальности | Р-8 · Р-4 · Р-40 · Р-23 · Р-27 · Р-77 (РВВ-АЕ) · РВВ-СД |
Большой и сверхбольшой дальности | Р-33 · Р-37 · КС-172 · РВВ-БД |
Ракеты класса «воздух-поверхность» | |
Малой дальности | С-25ЛД · Х-24 · Х-23 (Х-66) · Х-25 · Х-29 · Х-38 |
Средней дальности | КС-1 «Комета» · Х-28 · Х-58 · Х-59 · Х-15 · Х-31 · Х-45 · Х-41 · Х-35 · Х-61 («Оникс-А») · БраМос |
Большой дальности | К-10С · КСР-11 · Х-20 · Х-22 · КСР-2 · КСР-5 · Х-55 / Х-555 · Х-101 / Х-102 · Х-90 |
Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы). |
Р-40.