17-04-2023
СОКО Ј-20 Крагуј | |
---|---|
СОКО J-20 Крагуj | |
Тип | истребитель-бомбардировщик |
Разработчик | Авиационный технический институт |
Производитель | СОКО |
Первый полёт | 21 ноября 1962 |
Начало эксплуатации | 1964 |
Конец эксплуатации | 1989 (как боевой) |
Статус | используется преимущественно в качестве учебного |
Основные эксплуатанты | Югославия / Сербия |
Годы производства | 1968-1977 |
Единиц произведено | 85 |
СОКО Ј-20 Крагуј (серб. СОКО J-20 Крагуй)— югославский и сербский лёгкий истребитель-бомбардировщик, спроектированный на Авиационном техническом институте в 1962 году и производившийся на заводах СОКО в Мостаре. Состоял на активной военной службе с 1964 по 1989 годы, ныне используется в качестве учебного и участвует в показательных полётах. Строился для борьбы с авиацией противника в условиях партизанской войны, проектировался также и для борьбы с вертолётами[1][2].
Содержание |
В годы Холодной войны в Югославии возникла потребность в создании специального самолёта, который мог бы себя эффективно проявлять в условиях партизанской войны. В случае потенциального военного конфликта и возможного уничтожения аэродромов ВВС Югославии подобный самолёт могл бы взлетать с крроткой импровизированной травяной ВПП.
Первый полёт самолёта J-20 состоялся в 1962 году, серийное производство началось в 1964 году. Производился в двух сериях на заводе в Мостаре: итого был собран 41 самолёт (14 в первой серии и 27 во второй). Обозначался в международной классификации COIN (англ. COIN - Counter insurgency, Контрразведывательный).
Вооружение самолёта, которое по качеству значительно уступает современному вооружению, тем не менее, полностью отвечало требованиям технического проекта и предназначению самого самолёта. J-20 был вооружён двумя пулемётами калибром 7,7 мм, на подвесках ставилось ракетно-бомбовое вооружение. В состав последнего могли входить две неуправляемые ракеты калибром 127 мм, 24 ракеты калибром 57 мм (две пусковые установки), две зажигательные бомбы массой 150 кг или многочисленные малые бомбы массами по 2, 4 или 16 кг.
В настоящее время оставшиеся на службе самолёты используются в качестве учебных или участвуют в показательных полётах. J-20 являлись неотъемлемой частью авиации Территориальной обороны Югославии. Эти же истребители-бомбардировщики были задействованы в съёмках фильма «Партизанская эскадрилья»[2][3].
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Самолёты военно-воздушных сил Югославии после 1945 года | ||
---|---|---|
Истребители | Икарус С-49 | |
Истребители-бомбардировщики | Ј-20 Крагуј • Ј-21 Јастреб • J-22 Орао | |
Учебно-тренировочные самолёты | Аеро-2 • Аеро-3 • Икарус/UTVA 212 • UTVA 213 • СОКО 522 • Г-2 Галеб • УТВА 75 • Utva Lasta | |
Учебно-боевые самолёты | Г-4 Супер Галеб | |
Транспортные самолёты | Икарус 214 • Икарус 215 | |
Спортивные самолёты | Троjка • Курир • UTVA 66 | |
Экспериментальные образцы | Први мај • Пионир 232 • Икарус 451 • 451М • S-451М Зоља • 452-2 • 451MM Стршљен • Т-451MM Матица | |
Нереализованные проекты | Б-12 • Пеликан • Нови авион |
СОКО Ј-20 Крагуј.