14-04-2023
|
Картина шведского художника Юхана Тирена (1853—1911) |
Саамы Швеции — часть саамского народа, одно из национальных меньшинств этой страны. Численность шведских саамов составляет, по приблизительным данным, от 17 тысяч[1] до 20 тысяч[2] человек (при общей оценке численности саамов в Норвегии, России, Финляндии и Швеции в 70 тысяч человек[2]). В Швеции саамы проживают большей частью в северной части страны, на территории ленов Норрботтен и Вестерботтен. Число шведских саамов, для которых родным является один из саамских языков, существенно меньше — приблизительно 6 тысяч человек[2].
Содержание |
Археологические находки показывают, что на территории Лапландии саамы живут уже в течение, по крайней мере, трёх тысяч лет (в Лапландии люди стали жить намного раньше, около 8—9 тысяч лет назад, однако нет достоверной информации об этническом происхождении этого древнего населения и его связях с саамами).
Историю «шведской саамской политики» — политики Швеции по отношению к саамскому государству — принято делить на три этапа. Во время раннего этапа (1548—1846) эта политика по существу представляла собой локальное приложение к саамам общенациональной политики[3]. В XVIII веке на севере Швеции наблюдалось существенное увеличение численности финских и шведских переселенцев, что приводило ко всё большему социальному давлению на традиционный хозяйственный уклад саамов; в таких условиях происходило дальнейшее обнищание саамского населения, которое и раньше никогда не отличалось достатком. Ещё одной проблемой саамов было пьянство, которое имело существенно более серьёзное отрицательное влияние на их жизнь по сравнению с аналогичной проблемой у других народов Северной Европы, поскольку алкоголь никогда не был продуктом, использовавшимся саамами, ведшими традиционный образ жизни[4].
На втором этапе (1846—1971) в Швеции были приняты специальные законодательные акты, касающиеся саамов, в целом политику на этом этапе можно назвать этнически дискриминационной[3]. Саамский язык в повседнем общении постепенно вытеснялся шведским (в некоторых районах — финским); а с некоторого времени и официальная политика в области образования взяла курс на полную гегемонию шведского языка (шведизацию). Политика шведизации продолжалась по существу до середины XX века.
Современный период, начавшийся в 1971 году, характеризуется активной деятельностью саамских организаций и постепенным переходом политики Швеции от этнической дискриминации к этнической терпимости. При этом, если на государственном уровне рецидивов антисаамских проявлений практически нет, на бытовом уровне наследие антисаамской политики по-прежнему продолжают оставаться достаточно сильными, особенно в северной части государства[3]. Несаамское население этой страны относится к саамам в значительной степени предвзято, а знание большинства шведов о них сводится к тому, что саамы — кочевники, пасущие северных оленей. Одной из причин такого стереотипного представления о культуре саамов связано с изъянами в школьных программах, не дающих учащимся достаточного объёма сведений о коренных народах вообще и о саамах (как и о других национальных меньшинствах Швеции) в частности[5].
В Швеции распространены пять саамских языков (рассматриваемые некоторыми исследователями как диалекты единого саамского языка), все они относятся к западносаамской группе. Примерное число носителей языков составляет (2009):
В современной Швеции саамский язык[~ 1] является одним из шести официальных языков меньшинств[12]. Сначала саамский язык получил официальный статус в четырёх муниципалитетах (коммунах) лена Норрботтен (Арьеплуг, Елливаре, Йокмокк и Кируна), а после принятия нового закона в 2009 году саамский язык получил с 1 мая 2010 года официальный статус ещё в 14 муниципалитетах[13].
Саамский парламент Швеции (с.-саамск. Sámediggi, луле-саамск. Sámedigge, южносаамск. Saemiedigkie, швед. Sametinget) — выборный представительный орган культурного самоуправления саамов Швеции; сфера его деятельности в значительной степени ограничена вопросами, связанными с саамской культурой (включая проблемы поддержания и развития саамских языков), а также вопросами оленеводства. Секретариат парламента находится в Кируне. Начал работать 1 января 1993 года.
Регулярно проходят конгрессы и конференции саамского населения страны. 18—19 июня 2012 года Национальный конгресс шведских саамов прошёл в Йокмокке[14].
То, что «саамы, безусловно, были первыми обитателями Шведской Лапландии», были признано ещё в XIX веке, в процессе обсуждения первого в Швеции закона о выпасе оленей; к тому же периоду относится и признание того факта, что саамы существуют, будучи вытесненными за пределы культурного общества[15]. Вопрос о том, что саамы являются коренным народом, активно обсуждался и в процессе дискуссии, связанной с ратификацией Конвенции Международной организации труда «О коренных и племенных народах в независимых государствах» № 169 от 1989 года: «Саамы являются коренным народом в Швеции… Саамское население проживало на территории, которая сейчас является севером Швеции, ещё до того, как эта страна установила свои государственные границы»[~ 2][15].
Одним из наиболее важных с юридической точки зрения событий последних лет для шведских саамов стало признание за ними в 2011 году Верховным судом Швеции традиционного право на определенную территорию[2].
Финно-угорские племена и народы | |
---|---|
Волжские | |
Пермские |
Народы: коми-зыряне (в т.ч.: ижемцы, язьвинцы2, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вымичи, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы) • коми-пермяки (в т.ч. зюздинцы, язьвинцы2) • удмурты • бесермяне |
Прибалтийские |
Народы: вепсы • водь • ижора • карелы (в т.ч.: ливвики, людики, тверские карелы, финские карелы) • ливы • сету • финны (в т.ч. ингерманландские финны (в т.ч. савакоты, эвремейсы), квены) • эстонцы (в т.ч.: выру) Племена: чудь • чудь заволочская • сумь • емь • корела • весь • нарова (предположительно) |
Саамы | |
Угры | |
1Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной. 2 Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками. |
Саамы Швеции.