Lt304888.ru

Туристические услуги

Садистские стишки

02-10-2023

Садистские стишки — жанр современного русского юмористического фольклора. Стишки представляют собой четверостишия с попарно рифмующимися строчками (реже двустишия), чаще всего в дактиле, в которых рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем, причём обычно в результате некоего техногенного воздействия.

По своей форме и своему содержанию эти стишки (жанр, близкий к прозаическим «страшилкам»), появившиеся в 80-х годах XX века[1], принципиально отличаются от обычных анекдотов. Как и частушки, они имеют стихотворную форму и целиком укладываются в четыре, а реже, в две строки. Необычной, парадоксальной концовки, как правило, не имеют. Кончаются трагическим событием, представленным в нарочито легкой форме, что создает впечатление абсурда. Главными героями в большинстве садистских стишков выступают «маленький мальчик» или «девочка».[2] Популярны садистские анекдоты в детской среде.

Содержание

История

Пьяный портной ножницами отрезает пальцы рук мальчику, привыкшему грызть ногти. Иллюстрация к книжке «Стёпка-Растрёпка» (1845).

Возникновение жанра садистских стишков в русской культуре исследователи связывают с переводами «Степки-Растрепки» и назидательными стихами Вильгельма Буша, которые были очень популярны в дореволюционной России[3]. Определённое влияние на становление жанра оказало и творчество поэтов-обэриутов. Последним важным фактором в оформлении жанра стало активное муссирование темы войны и ужасов фашизма в 1960-е годы. Ещё одним источником материала для стишков стал школьный пародийный фольклор (переделки классических литературных произведений, популярных песен и т. д.).[4]

По одной версии, в современном виде жанр создал Игорь Мальский, который с несколькими товарищами по ЛГУ организовал в Старой Деревне «Коммуну имени Жёлтой Подводной Лодки» — один из самых известных впоследствии очагов контркультуры хиппи. Именно там в 1977 г. родился этот новый жанр протестной литературы. Первые четыре написал именно сам Мальский.[5] По другой версии, автором первой стихотворной страшилки был Олег Григорьев («Я спросил электрика Петрова…»).[2]

Садистские стишки отличаются большой вариативностью сюжетов, а также вариантов одного и того же сюжета и даже одного и того же четверостишия. Немалая часть садистских стишков представляет собой пародии на правила техники безопасности и иллюстрацию трагических последствий вопиющего нарушения этих правил. Имеется тенденция к «модернизации» данных стишков, обусловленная техническим прогрессом.

Примечания

  1. В. Бахтин. Детский фольклор. // Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 1998. — 672 с.:ил. — ISBN 5-89501-011-3
  2. 1 2 Л. Петрановская. Стихотворные страшилки. // Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 1998. — 672 с.:ил. — ISBN 5-89501-011-3
  3. Эстетика «чёрного юмора» в российской традиции
  4. Пародийная поэзия школьников
  5. Белоусов А. Ф. Воспоминания Игоря Мальского. «Кривое зеркало действительности»: к вопросу о происхождении «садистских стишков» // Лотмановский сборник-1, М., 1995, с. 681—691.

См. также

Литература

  • Белянин В. П., Бутенко И. А. Антология чёрного юмора. — Москва: ПАИМС, 1996.
  • Лурье Михаил Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое // Антропологический форум. 2006. № 6.
  • Борисов С. Б. Эстетика «чёрного юмора» в российской традиции
  • Лурье М. Л. Пародийная поэзия школьников
  • Лысков А. О систематизации «садистских стишков»
  • Белоусов А. Ф. Воспоминания Игоря Мальского. «Кривое зеркало действительности»: к вопросу о происхождении «садистских стишков» // Лотмановский сборник-1, М., 1995, с. 681—691.

Садистские стишки.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01