Lt304888.ru

Туристические услуги

Саид Нурси

18-10-2023

Бадиуззаман Саид Нурси
Bediüzzaman Said Nursî
в мечети Фатих
в мечети Фатих
Имя при рождении:

Said Nursî

Род деятельности:

Исламский мыслитель, философ

Дата рождения:

1878 год(1878)

Место рождения:

деревня Нурс, провинция Битлис, Османская империя

Национальность:

курд

Основные интересы:

восстановление веры, доказательство существование Бога

Дата смерти:

23 марта 1960(1960-03-23)

Место смерти:

Урфа, Турция

Значительные работы:

Собрание произведений «Рисале-и Нур»

Последователи:

ученики Нур

Бадиуззаман Саид Нурси (тур. Bediüzzaman Said Nursî[1]; 1876[2] — 23 марта 1960)[3] — турецкий исламский богослов и учёный курдского происхождения[4][5][6][7][8][9] , толкователь (муфассир) Корана. Период молодости Нурси совпал с Первой мировой войной, распадом Османской империи и созданием Турецкой республики. Обладая феноменальной памятью[4] , а также будучи в раннем возрасте Саид Нурси получил[10][11][12][13][14] приставку к имени Бадиуззаман (диво своего времени). Прозвище «Бадиуззаман» получали лишь наиболее отличившиеся исламские ученные.[15]

Саид Нурси оказал значительное влияние на развитие ислама в современной Турции, а также по всему миру. Вся жизнь Нурси сопровождалась необычными и опасными событиями. Он воевал на фронте, побывал в русском плену, был депутатом, много путешествовал. Постоянно находился в центре внимания крупных политических деятелей Османской империи, Турции и других государств. В течении 28 лет неоднократно подвергался арестам, гонениям, покушениям и прочему политическому давлению, однако каждый суд его оправдывал. Является одним из наиболее изученных и почитаемых исламских деятелей в Турции и в тюркском мире, а также в ряде арабских стран и странах Африки, однако мало известен на Западе. Одним из известных последователей Нурси является Фетхуллах Гюлен.

Полагая, что современная наука и логика ведут в будущее, он выступал за преподавание религиозных наук в светских школах и современных наук в религиозных школах. Нурси посвятил значительную часть своей деятельности толкованию Корана, проблемам мусульманского общества, однако также уделял внимание проблемам политической и светской жизни. Всё это помогло ему написать главный труд его жизни «Рисале-и Нур» — комментарий к Корану, значительно отличающийся от классических исламских трудов. Сборник произведений «Рисале-и Нур» переведен на более, чем на 50 языков мира, признан многими[кем?] религиозными деятелями, как мусульманскими[источник не указан 470 дней], так и деятелями мировых конфессий [источник не указан 470 дней]. В основном ведя отшельнический образ жизни, Нурси собрал вокруг себя большое количество учеников, с помощью которых переписывались множества копий «Рисале-и Нур». Несмотря на то, что со дня смерти Нурси прошло уже несколько десятилетий, его идеи актуальны и в современном исламском мире, а его ученики продолжают распространять «Рисале-и Нур».

Жизни Нурси посвящено множество книг — в основном на турецком языке. По просьбе учеников, Нурси ещё при жизни написал автобиографию, разделив свою жизнь «Старого Саида» и «Нового Саида».

Содержание

Старый Саид

Ранние годы

Саид Нурси родился в горном селении Нурс, в Восточной Турции. Регион, где он родился и провел юность, в османский период назывался Курдистаном. Его отца звали Мирза, а мать Нурие (Нура). Отца семейства также называли суфий Мирза за его принадлежность к суфийскому ордену. Саид был четвёртым из семерых детей. Двое старших детей в семье были девочками, Дюррие и Ханым. Ханым стала знатоком в области религии. После инцидента в Битлисе в 1913 году оба отправились в добровольное изгнание в Дамаск. Ханым скончалась в Мекке в 1945 году, когда обходила аль-Каабу. Следующим ребенком был Абдуллах, который тоже стал ходжой и был первым учителем молодого Саида. Он умер в Нурсе в 1914 году. Вслед за Саидом родился Мехмед, который преподавал в медресе в деревне Арвас, расположенной недалеко от Нурса. Далее появился Абдулмеджид, который учился долгие годы у своего старшего брата Саида. Он приобрел известность благодаря своим переводом на турецкий язык двух работ Нурси, написанных на арабском языке. Абдулмеджид скончался в Конье в 1967 году. Нет сведений о младшем ребенке, девочке по имени Мерджан. Старшая сестра Дюррие была матерью Убейда, тоже ученика Саида. Она утонула в деревенской реке, когда её сын был в малолетнем возрасте.

Отец семейства — Мирза умер в 1920-х годах и похоронен на кладбище Нурса. Покинув родной дом для продолжения образования, Саид никогда больше не виделся с матерью. Она скончалась во время Первой мировой войны и была так же похоронена в Нурсе. Позднее Саид скажет:

У своей матери я научился состраданию, а у отца — аккуратности и порядку.[16]

Отрочество Саида прошло в Нурсе вместе с семьей. Он рос чрезвычайно смышленым, любил постоянно исследовать, спрашивать и находить ответы на интересующие его вопросы. Много лет спустя, объясняя, как научные метафоры могут выродиться и превратиться в суеверие, «если попадут в руки невежды», он привел в качестве примера случай, иллюстрирующий этот факт.

Однажды ночью, услышав грохот металлических бидонов и выстрел винтовки, все выбежали из дома и увидели лунное затмение. Саид спросил у матери:

«Почему луна исчезла?» Она ответила: «Змея её прогло-тила». Тут Саид снова спросил: «Тогда почему её все-таки видно?» «Змеи в небе похожи на стекло. Они показывают все, что у них внутри» .

Саид узнал правильный ответ лишь несколько лет спустя, когда стал изучать астрономию.[4]

Новый Саид

Учение

Саид Нурси проповедовал короткий путь в постижении истины. Смысл религии видел в служении принципам Корана. Идеалом терпеливого человека для него был Айюб (Иов). Одной из тем в его тафсирах является предостережение о Даджале (Антихристе). Считал, что исламская цивилизация в будущем будет господствовать. Он говорил: «В будущем, в котором будет править разум, наука и технология, несомненно, будет править Коран, который опирается на рациональные доказательства и который все свои предписания обосновывает разумом». Написанный им тафсир носит название «Рисале-и Нур», переведен на 40 языков, печатается во многих странах мира. Эти книги отвергают все формы вражды и насилия, призывая людей Писания объединиться с мусульманами в борьбе против безбожия и разврата современного мира. В 1950-х гг. Нурси нанес визит в Константинопольскую православную патриархию с предложением сотрудничества против безбожия и материализма, в то время, когда межрелигиозный диалог был неслыханным явлением. Идеи С. Нурси повлияли[источник не указан 470 дней] и на II Ватиканский собор, в признании ислама Ватиканом[источник не указан 683 дня], что явилось важным этапом в развитии мусульманско-христианского диалога. Оценивая современное мировое общество с точки зрения развития науки и техники, Саид Нурси утверждает[где?][источник не указан 470 дней], что мировая религия ислам будет вести духовную борьбу с безбожием, доказывая истинность Корана на основе научных открытий в физике, математике и др. точных дисциплинах. Он указывает[источник не указан 470 дней] в своих трудах, что все мировые религии имеют один источник, призывает[источник не указан 470 дней] с уважением и любовью относиться ко всему человечеству.

Ученики

Российское МВД и ФСБ называет читателей книг «Рисале-и Нур» «Нурджулар», официальные духовные управления России не выделяют читателей книг «Рисале-и Нур» отдельным названием или организацией, сами мусульмане — читатели книг «Рисале-и Нур» также не называют себя определенным названием. По мнению некоторых специалистов Института Ближнего Востока (Президент — Сатановский Е. Я.; А. Г. Гаджиев[17], М. Н. Давыдов[18], Е. В. Загорнова[19], З. С. Арухов[20]), учение Саида Нурси лежит в основе идеологии «Нурджулар», действующей в Турции и ряде стран мира, в том числе в государствах СНГ. Данные исследователи отмечают, что в регионах России и странах СНГ с компактным проживанием мусульман сторонники «Нурджулар» занимаются распространением идей пантюркизма и панисламизма, способных спровоцировать конфликты между представителями различных национальностей и конфессий, хотя нигде в трудах С. Нурси нет ни единого упоминания ни про пантюркизм, ни про панисламизм. Известно, что Нурси был противником всякого национализма и расизма. На запрос Республиканской Прокуратуры в Министерство иностранных дел Турции относительно литературы Саида Нурси был дан ответ о том, что книги Саида Нурси не пропагандируют экстремизм и не запрещены на территории их страны. Также МИД Турции официально подтвердил отсутствие такой организации, как «Нурджулар». Кроме того, премьер-министр Турции и Председатель Партии Справедливости и Развития Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на 3-ем очередном съезде ПСР, сказал: «Без Ахмада Хани, без Саида Нурси духовность Турции потерпит урон».[источник не указан 470 дней] В обзоре ежегодного доклада Комиссии США по свободе вероисповедания в странах мира за 2010 год Правительству РФ рекомендуется пересмотреть недавние судебные дела, признавшие публикации cвидетелей Иеговы и турецкого теолога Саида Нурси экстремистскими.[21]. В ежегодном докладе Госдепартамента США о свободе вероисповедования за 2010 г. говорится: «Конституция России обеспечивает свободу религии, и, в целом, правительство уважает это право и на практике. Однако религиозные меньшинства, в особенности, мусульмане-последователи турецкого теолога Саида Нурси, свидетели Иеговы и саентологи столкнулись с запретами на свою религиозную литературу и с трудностями при регистрации своих организаций. И хотя конституция предполагает равенство перед законом всех религиозных групп и отделение церкви от государства, правительство не всегда уважало эти предписания».[22]

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2008, Международная религиозная организация «Нурджулар»[23] признана экстремистской и запрещена на территории России. Вместе с тем, вклад Нурси и его современных идейных последователей в распространение идей толерантности отмечены Ватиканом и рядом западных[24] и отечественных ученых[источник не указан 470 дней]. В этой связи Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин[25] направлял обращение в Коптевский районный суд г. Москвы, в котором отнес книги Саида Нурси к «религиозно-назидательной литературе», и указал мнение своего рабочего аппарата, согласно которому «в книгах и брошюрах нет какого-либо противопоставления граждан по признаку их мировоззренческого выбора (религиозного или нерелигиозного) и уж тем более — призывов к религиозной вражде и нетерпимости». Всем сегодня понятно, что с запретом С. Нурси и репрессиями читателей его книг явно вышла промашка. В этом ключе высказывались сотрудники Администрации Президента и Правительства РФ: Советник Администрации Президента РФ Алексей Гришин[26] считает необходимым создать специальный экспертный совет, который бы определял критерии для внесения некоторых исламских книг в федеральный список экстремистской литературы. Общественная палата рассматривала этот же вопрос[27]. Андрей Себенцов, ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, считает, что «при активной некоординируемой работе судов и уровне их подготовки довольно быстро почти все вероучительные и богословские книги как Ислама, так и Христианства могут пополнить список экстремистских материалов», в том числе и Библия.[источник не указан 470 дней] Эксперты Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова в апреле 2010 г. провели экспертизу по книге С. Нурси «Десятое Слово. О воскресении из мертвых» из собрания сочинений «Рисале-и Hyp» и дали положительную оценку этой книге.[28]

Оценки и память

Культурное влияние

Признание

Критика

21 мая 2007 Коптевский суд Москвы признал некоторые русские переводы этих книг экстремистскими. Согласно постановлению суда, в данных произведениях «установлено наличие признаков экстремизма, в частности: возбуждение религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии». Суд принял решение на основании проведённой экспертизы, при этом эксперты не имели религиозного образования.[источник не указан 209 дней] Положительные заключения по книгам «Рисале-и Нур» дали Организация Исламская конференция, МВД, Генпрокуратура и совет по делам религии при совмине Турции, университет Аль-Азхар, Ватикан.[29]

Труды

  • Собрание произведений «Рисале-и Нур» («Трактаты Света»), представляют собой тафсир — комментарий, толкование Корана — священной книги ислама, через призму современного понимания. В особенности, эти книги разумно, логично, с помощью многочисленных доводов и доказательств обосновывают такие столпы веры, как вера в существование Творца, жизни после смерти, Рая, Ада, ангелов, смысл жизни и смерти, счастье и несчастье в этом и в Ином мирах. Эти книги служат познанию откровения Всевышнего Творца, опираясь на современные научные достижения. Они далеки от религиозного экстремизма и фанатизма, призывают к вере и любви в Единого Бога, Его созданиям — всем людям, независимо от нации, расы или вероисповедания.

Произведения «Рисале-и Нур» состоят из 14 томов:

  • Слова (Sözler) — 765 стр.
  • Сияния (Lem’alar) — 455 стр.
  • Письма (Mektubat) — 505 стр.
  • Лучи (Şu’alar) — 655 стр.
  • Чудотворные Знамения Корана (İşarat-ül İ'caz) — 202 стр.
  • Месневи-и Нурия (Mesnevi-i Nuriye) — 234 стр.
  • Посох Мусы (Asa-yı Musa) — 236 стр.
  • История жизни (биография Саида Нурси) (Tarihçe-i Hayat) — 671 стр.
  • Сравнение веры и неверия (İman ve küfür Muvazeneleri) — 250 стр.
  • Барлинское приложение (Barla Lahikası) — 348 стр.
  • Кастомонское приложение (Kastamonu Lahikası) — 218 стр.
  • Эмирдагское приложение (Emirdağ Lahikası) — 486 стр.
  • Рассуждения (Muhakemat) — 161 стр.
  • Печать тайного подтверждения (Sikke-i Tasdik-ı Gaybi) — 229 стр.

См. также

Примечания

  1. İki Mekteb-i Musîbetin Şahâdetnâmesi Yahut Divan-i Harb-i Örfî ve risalesinde kendinden bahsederken kullandığı ifade
  2. An article about the birth date of Said Nursî in the magazine Köprü
  3. From Bediuzzaman Said Nursi’s Life: Birth and Early Childhood
  4. 1 2 3 Vahide Şükran Islam in modern Turkey: an intellectual biography of Bediuzzaman Said Nursi. — SUNY Press, 2005. — P. 3. — ISBN 978-0791465158
  5. Mektubat, Yirmi Dokuzuncu Mektup, s.407
  6. Mektubat, Yirmi Dokuzuncu Mektup, s.410
  7. Divan-ı Harb-i Örfî, s.20
  8. Divan-ı Harb-i Örfî, s.161
  9. Divan-ı Harb-i Örfî, s.169
  10. Vahide Şükran Islam in modern Turkey: an intellectual biography of Bediuzzaman Said Nursi. — SUNY Press, 2005. — P. 28. — ISBN 978-0791465158
    Из письма, написанного Нурси в 1946 г., когда он находился в ссылке в Эмирдаге (это точно установлено), известно, что за свои подвиги в учении он впервые получил от муллы Фетхуллаха-эфенди прозвище Бадиуззаман – Чудо эпохи. Нурси писал одному из своих учеников: «Мой любознательный брат Рефет-бей, ты просишь сведения о трудах Бадиуззамана Хамадани, созданных в 3-м веке [хиджры]. Я знаю о нем только то, что он был исключительно умен и имел необыкновенную силу памяти. Пятьдесят пять лет тому назад один из моих первых учителей, покойный мулла Фетхуллах из Сиирта, сравнил «старого» Саида с Хамадани и дал ему его имя Бадиуззаман».
  11. Tarihçe-i Hayat | Birinci Kısım : İlk Hayatı | 41
  12. Bediüzzaman Said Nursi, İçtimai Reçeteler, İstanbul 1990, C.1, s. 23
  13. Abdülkadir Badıllı, Bediüzzaman Said Nursi: Mufassal Tarihçe-i Hayatı, İstanbul 1990, C.1, s.76
  14. Emre Aköz, Bir rüya gördü hayatı değişti, Sabah
  15. RadyoMirac Forum • Ana sayfa
  16. Şahiner Bilinmeyen Taraflarıyla (Изд. 13-ое). — P. 280.
  17. О растущем влиянии нурсистов: взгляд из России//Официальный сайт Института Ближнего Востока,26.12.2009 г.
  18. Деятельность турецкой религиозной секты «Нурджулар»//Официальный сайт Института Ближнего Востока,03.11.2007 г.
  19. Исламский фактор в политике Турции//Официальный сайт Института Ближнего Востока,20.11.2004 г.
  20. Агрессивные замыслы сектантов «Нурджулар» //Парламентская газета, № 181 (2031)01 ноября 2006 года
  21. Обзор ежегодного доклада Комиссии США по свободе вероисповедания в странах мира за 2010 год//Кавказский узел, 20.06.2010 г.
  22. Религиозная свобода в РФ уважается, но не всегда, считает госдеп США//РИА Новости, 18.11.2010 г.
  23. «Нурджулар» признали экстремистской и запретили//Росбалт,10.04.2008 г.
  24. Said Nursi//Oxford Centre for Islamic Studies
  25. Уполномоченный по правам человека обращается к Федеральному судье//Официальный сайт Совета муфтиев России
  26. Представитель администрации президента РФ — за создание экспертного совета для проверки наличия экстремизма в религиозной литературе//Интерфакс-Религия, 28.06.2008 г.
  27. Общественная палата рассмотрит экстремистский список книг//Ислам News, 24.02.2009 г.
  28. Заключение комиссии специалистов по проведению исследования по гражданскому делу № 2-207.09
  29. Будут ли российские муфтии, Папа Римский и генсек ОИК объявлены экстремистами? Обращение В. Лукина по «делу Нурси»

Литература

Ссылки

  • http://www.nurru.com Официальный сайт «Саид Нурси и книги „Рисале-и Нур“» на русском языке
  • http://ru-nur.com
  • http://nursiru.com
  • Размышления о глобализации
  • Саид Нурси. Исламский мыслитель, для которого приоритетом был мир
  • Пришествие Антихриста уже близко? Ещё раз о запрете книг С. Нурси
  • ГДЕ СКРЫВАЕТСЯ ДАДЖАЛЬ (АНТИХРИСТ)?
  • В чем причина распространения «Рисале-и Нур»?
  • «Рисале-и Нур»: революция вероубеждения. Мнение западного ученого
  • А. Полосин: Запрет Нурси — тревожный звонок для всех верующих, даже для православных
  • А. Гаджиев: О растущем влиянии нурсистов: взгляд из России
  • М.Давыдов: Деятельность турецкой религиозной секты «Нурджулар»
  • Исламский фактор в политике Турции
  • В Дагестане пресечен сбор членов запрещенной религиозной организации «Нурджулар»
  • Обращение Исламского Университета Голландии к Президенту Узбекистана
  • Идеи С. Нурси вызвали большой интерес у участников Парламента мировых религий
  • Опыт взаимного сосуществования мировых культур в вере, взаимопонимании и мире: подход «Рисале-и Нур». Проблема борьбы c терроризмом и избавления от оружия массового уничтожения в свете «Рисале-и Нур».
  • Прокурор Татарстана возрождает государственный атеизм?
  • Саид Нурси: «Я благодарю судей и прокуроров»
  • Документ. Решение Коптевского суда
  • От Нурси к России…
  • Документ. Запрос Европейского суда к России о причинах запрета книг С. Нурси
  • Документ. Письмо от ректора Исламского Университета Голландии к Президенту России Д. Медведеву
  • Художественный фильм о Саиде Нурси «Свободный человек»

Саид Нурси.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01