30-04-2023
Сайид Амир Кулаль | |
Род деятельности: | |
---|---|
Дата рождения: |
неизвестно |
Место рождения: |
Ривегери |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Сайид Амир Кулаль (дата рождения неизвестна — умер 1370) — ученый ханафитского мазхаба, духовный наставник — муршид, является 15-ым духовным звеном в золотой цепи преемственности шейхов тариката Накшбандийя. Духовный учитель Мухаммада Бахауддина Накшбанда.
Родился он в селении Сухар, что примерно в одиннадцати километрах от Бухары. Там он родился, жил и умер. Датой его смерти называют 29 Ноября 1370 года. Его семья занимались гончарным ремеслом, из-за чего их и прозвали «Кулалами». Известно, что его родственником был зять Османского султана Йылдырыма Баязида, любимец жителей Бурсы, Амир Султан.
В молодости он занимался борьбой, имел могучее телосложение. Многие из мутасаввифов, для того чтобы вести за собой людей к Исламу, а также для того чтобы быть к ним поближе, нередко овладевали различными ремеслами и навыками, которые были популярны или востребованы среди людей или в обществе, используя их как средство для призыва. Именно для этого в Османском халифате открывались текке для силачей и отдельные текке для лучников, чтобы физически крепкие молодые люди могли развиваться там как физически, так и духовно.
Содержание |
Он был высокого роста, широк в плечах. Из-под нахмуренных бровей смотрели проницательные глаза. Его кожа была смуглой. Лицо обрамляла с проседью борода. Он был очень скромным и мягким в обхождении. Он был далек от возражений и упрямства. В молодости он увлекался борьбой, поэтому был физически развитым и имел крупное телосложение. Что касается его духовности, то он был известен всем как праведник, вобравший в себя все, что несет в себе шариат, тарикат и марифат.
Знакомство Амира Кулала, с его шейхом Ходжой Мухаммадом Баба Саммаси произошло на борцовском майдане. Узнав о том, что среди борцов есть некто по имени Амир Кулал, который отличается своей благородностью и духовными возможностями, Саммаси отправляется непосредственно на майдан, где рассчитывает найти его. С ним идут и несколько его мюридов. Некоторые из них, не зная, что именно задумал шейх, проявляют нежелание посетить такое не совсем пристойное для их шейха место, но не могут перечить ему. Только Саммаси, заметив их недоумение, сказал: «На этом майдане есть мужчина, благодаря взору которого многие люди обретут истинный путь».
Амир Кулал: «Наша богатырская сила нужна для того, чтобы вытаскивать из трясины тех, кто в неё упал» |
Во время состязания пронзительный взгляд шейха, который наблюдал за поединком, встретился со взглядом Амира Кулала. Когда они встретились глазами, произошла тайная беседа взглядов и объяснение двух сердец, после чего шейх со своими мюридами удалился от майдана.
Амир Кулал, завороженный этим взглядом, устремился за шейхом и постучался в его дверь. Во время их тайной встречи Саммаси дал ему первое наставление, и там же включил в круг своих духовных учеников. Так Амир Кулал, который становится последователем духовного пути (сейр-у сулюк), в доме своего шейха нашел то, что искал. После этого он прослужил своему шейху целых двадцать лет. Чтобы не упустить и не утерять ничего, два раза в неделю преодолевает двадцатипятикилометровый путь пешком между Саммасом и Сухаром, сопровождая своего шейха. И в сердце его уже не остается прежней привязанности к борьбе, ибо он переродился и начал жить в ином мире. Шах Накшибанд Мухаммад Бахауддин Бухари, который стал в тарикате основоположником отдельной ветви, названной его именем, был учеником Амира Кулала. По завершению своего духовного наставничества и во время его назначения Амир Кулал говорил ему: «Сын мой Бахауддин, все, что было в моей груди, я передал тебе. Твои возможности высоки, поэтому ступай и ищи великих людей!..»
У Амира Кулала было четыре сына, образование и воспитание которых, как об этом говорится в источниках, он возложил на воспитанных им четырех преемников. Его сыновьями были Бурхануддин, Хамза, Амиршах и Омар. Образование и воспитание Бурхануддина он поручил Шаху Накшибанду, воспитание Хамзы — своему преемнику Арифу Диккерани, образование Амиршаха — Мавляне Ядигару, а образование Омара — Джамаледдину Дехистани.[1]
У старейшин тариката был такой обычай: все, что является достоинством, они видели в других, а не в себе и все, что является недостатком, видели у себя. А в наше время все наоборот» |
О друзья! Завещаю вам, чтобы вы ни на шаг не отступали от поисков знания и от следования Шариату Избранника (мир ему и благословение), ведь в этом вы найдете счастье. «Поиск знаний (наук) — обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». То есть стремиться к знаниям, к изучению наук обязаны все мужчины и женщины.
Много поминайте Всевышнего Аллаха и во время зикра отвергайте все, кроме Аллаха, словами «Ля иляха илля Ллаху», что означает: нет никого, кроме Всевышнего Аллаха, достойного поклонения и служения. И когда вы это познаете, станете поминающими Аллаха. А значение этих слов состоит в следующем: «Я принял мусульманскую веру и то, что в ней есть, и испытываю отвращение к отрицанию Аллаха и того, что в этом отрицании». А некоторые говорят: «Я верую в то, во что верит Мухаммад (да благословит его Аллах и приветстсвует) — Посланник Аллаха, и испытываю отвращение к тому, к чему испытывает отвращение Мухаммад (да благословит его Аллах и приветсвует) — Посланник Аллаха». И еще у этих благородных слов есть много значений, которых не счесть. А некоторые говорят так, что значение этих слов есть принятие всех велений, отвергание всего суетного. И когда вы постигнете значение этих слов и будете действовать [в соответствии с ними], тогда будете вы поминающими Аллаха, и вас можно будет назвать суфиями. И знайте, что одежду очищает вода, а недостатки в восхвалении Господа и вашу веру очищает постоянное совершение намаза, а ваше имущество очищает закат, а путь ваш очищает удовлетворение врагов, а тело ваше от всего предосудительного очищает воздержание.[2]
Сайид Амир Кулаль.