Lt304888.ru

Туристические услуги

Сальсильо, Франциско

24-07-2023

Франциско Сальсильо
исп. Francisco Salzillo

Портрет Франциско Сальсильо, Хуан Альбасете (XIX)
Имя при рождении:

Франсиско Сальсильо-и-Алькарас

Дата рождения:

12 мая 1707(1707-05-12)

Место рождения:

Мурсия, Испания

Дата смерти:

2 марта 1783(1783-03-02) (75 лет)

Место смерти:

Мурсия, Испания

Гражданство:

Испания

Жанр:

скульптура

Стиль:

барокко

Работы на Викискладе

Франциско Сальсильо-и-Альварес (исп. Francisco Salzillo y Alcaraz) (12.05.1707, Мурсия, Испания — 2.3.1783, там же) — выдающийся испанский скульптор XVIII века, творивший в стиле барокко. Его произведения посвящены исключительно религиозной тематике. Стиль скульптора демонстрирует переходный период от барокко к рококо и неоклассицизму.[1], который он унаследовал вместе с мастерской от отца, тоже скульптора, Николаса Сальсильо (исп.)русск..

В родном городе Франциско Сальсильо есть музей (исп.)русск. его имени, в котором хранятся работы скульптора. Одной из известных его работ является скульптура, выносящаяся на процессию в Страстную Пятницу, поэтому сама процессия была прозвана местными жителями «Процессией Сальсильо» (исп. Procesión de los Salzillos).

Содержание

Биография

Памятник Франциско Сальсильо (Площадь Святой Евлалии, Мурсия)

Франциско Сальсильо родился 12 мая 1707 года в Мурсии. Его отец, Николас Сальсильо был скульптором, переехавшим из Санта-Мария-Капуя-Ветере в Италии в Мурсию, в Испании. После обучения у иезуитов, Франциско поступил послушником к доминиканцам. Однако из-за смерти отца в 1727 году он вернулся домой и принял на себя попечение о матери и младших братьях и сестрах.[2] Франциско был вторым из семи детей в семье. Двое из его братьев, Хосе Антонио и Патрисио, родившиеся в 1710 и 1722 годах соответственно, работали с ним в семейной мастерской.

В 1746 году Франциско женился на Хуане Вальехо-и-Тайбилья. В этом браке у скульптора родилось двое детей: сын Николас, родившийся в 1750 году и умерший в младенчестве, и дочь Мария Фульгенсия.

Вся жизнь Франциско Сальсильо прошла в Мурсии. Только однажды, в 1755 году, он покинул город, чтобы доставить в Картахену скульптуры четырех святых. Он отклонил приглашение графа Флорида-Бланка переехать в Мадрид, который предложил ему место при королевском дворе.

Его работы приобрели известность, и скульптору стали поступать заказы от церквей и монастырей Мурсии и из близлежащих провинций: Аликанте, Альбасете и Альмерии.

В 1755 году Франциско Сальсильо был назначен Официальным Скульптором Совета Мурсии и инспектором живописи и скульптуры.

После смерти жены в 1763 году его встречи с другими художниками и интеллектуалами Мурсии стали более частыми. В 1777 году он основал Реал Сосьедад де Экономика Амигос дель Паис в Мурсия, трудами которого в 1779 году была основана школа скульптуры и живописи, первым директором которой стал сам Франциско Сальсильо.

Он умер в Мурсии 2 марта 1783 года и был похоронен в монастыре капуцинок в Мурсии, где в подвизалась его сестра, монахиня Франциска де Паула.

Работы

По мнению искусствоведа Хуана Агустина Сеан-Бермудес, создавшего Словарь профессионального изобразительного искусства в Испании (1800), Франциско Сальсильо является автором 1792-ух произведений.[3] Однако, по мнению первого биографа скульптора, Луиса Сантьяго Бадо, число его произведений доходит до 896-ти, если считать по числу композиций, а не каждую скульптуру в отдельности.

К сожалению, во время гражданской войны в Испании (1936-1939) многие его творения были безвозвратно утеряны. Из тех, что дошли до наших дней, большинство произведений находится в регионе Мурсия и некоторых соседних провинциях.

Наиболее выдающимися скульптурными композициями раннего периода творчества Франциско Сальсильо были Скорбящая для прихода Святой Екатерины, Святой Иосиф для монастыря Святой Клары, Святое Семейство для прихода Святого Михаила и Непорочное Зачатие для еще одного монастыря — все находятся в Мурсии.

С 1740 года у скульптора в работах стал все больше проявляться личный стиль. Именно в этом году, когда он создал Пьету для братства сервитов при приходе Святого Варфоломея в Мурсии, которую повторил для церквей в Лорке, Долорес де Аликанте и Йекле. Это был его первый опыт в изображении страстей.

Другими значительными произведениями, которые последовали за этим были Святой Антоний в капелле Святого Антония (1746), Святой Августин для монастыря августинцев и Богоматерь Млекопитательница для собора в Мурсии.

Итальянское влияние проявляется в таких работах этого периода, как образы Святого Франциска и Святой Клары в монастыре капуцинов. Пластика этих скульптур стало эталоном для религиозных произведений в стиле барокко.

С 1765 года, работая в мастерской вместе со своим лучшим учеником Роке Лопесом, Франциско Сальсильо создал Деву Скорбящую в Йекле, Деву Зари в Аледо, композицию Христос, омывающий ноги апостолу Петру в Ориуэле и Святое Семейство для церкви Святого Иакова также в Ориуэле. Для монастыря клариссок в этом же городе в 1774 году им были созданы работы Добрая смерть и Лежащий Христос, единственные его работы на тему погребения Христа.

С 1776 года в произведениях скульптора наблюдается сдвиг в сторону неоклассицизма. Характерной работой этого периода является образ Христа в претории Пилата (1777) для братстве Ecce Homo в Ориуэле и Христос, привязанный к колонне (1777 – 1778) для братства Иисуса в Мурсии.

Франциско Сальсильо создавал работы исключительно на религиозные сюжеты, и большей частью это были полихромные деревянные скульптуры. В работах он не углублялся в драматические аспекты сцены, делая акцент на идеализированной природной красоте. В поздних работах скульптора прослеживается тенденция перехода от барокко к рококо и неоклассицизму.

Примечания

  1. Salzillo sigue dando la 'talla'. El escultor de los pasos y los ángeles XL Semanal, Número: 966. Del 30 de abril al 6 de mayo de 2006
  2. Francisco Salzillo Región de Murcia Digital (Ver Biografía)
  3. Cronología elaborada por Mª Teresa Marín Torres y Cristóbal Belda Navarro (pág.6)

Галерея

Литература

  • Chico de Guzman, Ramón. Salzillo. (Su arte y su obra en la prensa diaria). Consejo Superior de Investigaciones Científicas, 1977
  • Pardo Canalis, Enrique. Francisco Salzillo. Consejo Superior de Investigaciones Científicas, 1982
  • Molina Serrano, Francisco. Salzillo. Real Ilustre Cofradía de Nuestro Padre Jesús Nazareno (Murcia), 1991
  • Garcia Fernandez, Carlos Moisés. Belda Navarro, Cristóbal. La pasión según Salzillo. Dàrànà, 1995
  • Francisco Salzillo: imágenes de culto. Fundación Santander Central Hispano, 1998
  • Marin Torres, María Teresa. El museo Salzillo de Murcia. Academia Alfonso X el Sabio, 1998
  • Hernandez Albaladejo, Elías. Belda Navarro, Cristóbal. Arte en la Región de Murcia. De la Reconquista a la Ilustración. Murcia: Editora Regional de Murcia, 2006
  • Belda Navarro, Cristóbal. Francisco Salzillo: la plenitud de la escultura. Aljucer (Murcia): Darana, 2006
  • Gimenez Caballero, Ernesto. El Belén de Salzillo en Murcia. Murcia:Editum: Ediciones de la Universidad de Murcia, 2007
  • Ramallo Asensio, Germán. Francisco Salzillo. Madrid: Arcolibros, S. L., 2007

Ссылки

  • Salzillo 2007, III Centenario  (исп.)
  • Salzillo.es  (исп.)
  • Музей Сальсильо  (исп.)
  • Semana Santa según Salzillo  (исп.)
  • Франсиско Сальсильо: местный гений мирового исскуства  (исп.)

Сальсильо, Франциско.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01