21-06-2023
Дхарма · Артха · Кама |
Веды · Упанишады |
Родственные темы
Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша |
Саттва (санскр. सत्त्व, sattva IAST — «чистота», «чистый»; в буквальном переводе «существование, реальность») — гуна благости, одна из трёх гун (качеств) материальной природы в философии индуизма, в частности в философии санкхьи — одной из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Среди трёх гун — саттвы, раджаса и тамаса — саттва считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы. Термин также употребляется в философии буддизма.
Содержание |
В «Бхагавад-гите», Кришна описывает саттва-гуну как один из уровней материальной привязанности, или обусловленности:
Саттва-гуна, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.[1] |
Согласно воздействию трёх гун материальной природы, живые существа можно подразделить на три категории: счастливых, деятельных и беспомощных. Эти три психологических состояния определяют положение обусловленного живого существа в царстве материальной природы. Саттва наделяет человека мудростью, отличающей его от тех, кто обусловлен иначе. Человек в саттва-гуне гораздо меньше подвержен материальным желаниям, и ему свойственна привязанность к материальным знаниям. Примером таких людей являются брахманы, про которых говорят, что они находятся под влиянием саттва-гуны. Говорится, что саттва-гуна, в отличие от других гун, приносит людям глубокие познания и делает их счастливыми. На уровне саттва-гуны индивид испытывает счастье по причине осознания частичной свободы от бремени кармических реакций.
Находясь в саттва-гуне, человек сознаёт своё преимущество в знании, чувствует своё превосходство над другими и этим обусловливается. Примером тому могут служить философы и учёные. Все они гордятся своими познаниями, и, поскольку большинство из них живёт в достатке, они до определённой степени испытывают материальное счастье. Это ощущение счастья в рамках обусловленной жизни привязывает их к саттва-гуне. Поэтому они очень привязываются к деятельности в саттва-гуне, и, пока эта привязанность существует, они будут вынуждены менять тела в цикле самсары, оставаясь во власти гун материальной природы. Это лишает их возможности достичь мокши. Снова и снова рождаясь учёным, философом или поэтом, такой человек обрекает себя на череду страданий, которые всегда приносят рождение и смерть. Но, под влиянием майи, он, несмотря ни на что, считает себя счастливым.
Считается, что только чистые и не осквернённые элементы и пищевые продукты обладают качеством саттвы. Еда должна быть здоровой и полезной для здоровья. Саттвические элементы не должны выводить ум из равновесия. Следовательно, различные одурманивающие субстанции, такие как наркотики и алкоголь, не относятся к категории саттвических. К саттвическим также не относятся любые объекты или пища, для производства которых была причинена боль другим живым существам, так как в этом случае объект был получен с помощью насилия. Следовательно, к категории саттвы относится только вегетарианская пища, при условии, что она не является несвежей. Некоторые элементы, которые рассматриваются как саттвические:
Считается, что индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, можно узнать по его поведению и образу жизни. Действия индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, направлены на благо мира. Он постоянно занят благоприятной деятельностью, и живёт просто и целомудренно. Он мало ест, он решителен и правдив. Он никогда не использует нецензурную лексику и никого не оскорбляет. Он не чувствует зависти или ревности и свободен от алчности и эгоизма. Он никого не обманывает и не сбивает с толку. Он не допускает никакой скверны даже в своих мыслях. Он обладает хорошей памятью и способностью сосредотачиваться. Его основной интерес заключается в увеличении своих духовных знаний, он проводит большую часть своего времени в медитации и поклонении Богу. В особых случаях он совершает различные аскезы и длительную медитацию. Саттвического индивида можно также узнать по тому, что его деятельность на умственном уровне, на физическом уровне и его речь не противоречат друг другу и находятся в гармонии. На санскрите используются три слова для описания этого состояния — манаса, вача, кармана. В индуизме, саттвическими считаются святые, ведические мудрецы и девы.
В буддизме — понятие, характеризующие существа, объекты или явления, обладающие чистотой, не распространяющие зло. Кроме того, понятие саттва характеризует существ, обладающих сознанием и, следовательно, способностью испытывать страдания, вследствие чего им присуща природа будды и они обладают возможностью достичь просветления.
Саттва.