04-08-2023
Район Нью-Йорка | |
Саут-Стрит-Сипорт англ. South Street Seaport |
|
(O) (O) (Я) | |
Боро | Манхэттен |
Площадь | 0,31 км² |
Население (2009 год) | 1755 чел. |
Плотность населения | 5661,29 чел./км² |
Почтовые индексы | 10038 |
Сайт | southstreetseaport.com |
Саут-Стрит-Сипорт на Викискладе |
Са́ут-Стрит-Си́по́рт (англ. South Street Seaport; дословно — «морской порт на Саут-стрит») — порт и исторический район на юге нижнего Ист-Сайда в боро Манхэттен, один из самых старинных в Нью-Йорке.[1] Саут-Стрит-Сипорт ограничивается улицами Джон- и Пёрл-стрит, Бруклинским мостом и проливом Ист-Ривер.[1] Район находится под юрисдикцией 1-го общественного совета Манхэттена.[2]
Первые пристани на территории нынешнего района появились ещё в 1625 году, когда Голландская Вест-Индская компания основала в этом месте факторию.[3] С притоком первопоселенцев до пристаней были проведены улицы. Одной из первых и самых оживлённых стала проложенная в 1633 году Куин-стрит (англ. Queen Street), ныне Пёрл-стрит (англ. Pearl street; дословно — «перламутровая улица», по множеству прибрежных ракушек).[1] На момент прокладки улица выходила непосредственно на пролив Ист-Ривер. Благодаря своему расположению Куин-стрит быстро снискала популярность у торговцев. Из-за интенсивного сброса отходов в Ист-Ривер[4][5][6] пролив со временем сужался. Ко второй половине XVII столетия крайней улицей была уже Уотер-стрит, потом Фронт-стрит, а к началу XIX столетия — Саут-стрит.[3]
Порт пользовался доброй славой у капитанов: он был защищён от западных ветров и ото льда реки Гудзон.[1]
В 1728 году семейство Шермерхорнов (англ. Schermerhorns) наладило торговое сообщение с Чарлстоном. Оттуда в порт начали поступать рис и индиго.[7] В то время порт также был ключевым местом доставки грузов из Англии. В 1776 году, во время Войны за независимость, британцы заняли порт. Длившаяся 8 лет оккупация серьёзным образом сказалась на портовой торговле. В 1783 году, после окончания оккупации, многие торговцы вернулись в Англию, а большинство основанных ими портовых предприятий потерпело крах.[3]
22 февраля 1784 года из порта Саут-стрит в Кантон (ныне Гуанчжоу) отправился парусник Empress of China[en] («Императрица Китая»). 15 мая 1785 года он вернулся в Филадельфию,[8] привезя груз зелёного и чёрного чая, фарфор и прочие товары. Выручка от их продажи составила свыше 30 %.[9] Эта операция положила начало торговым отношениям новообразованных США и Империи Цин.[10] Порт быстро вышел из послевоенного кризиса, и в 1797 году Нью-Йорк обошёл Бостон и Филадельфию по объёму морской торговли, удерживая лидерство до середины XIX столетия.[3] С 1815 по 1860 порт даже носил название «Порт Нью-Йорка» (англ. Port of New York).[6]
5 января 1818 года из порта в Ливерпуль отправился 424-тонный пакетбот James Monroe, открыв первый регулярный трансатлантический маршрут, «Black Ball Line[en]».[11] Рейсы по этому маршруту осуществлялись вплоть до 1878 года.[12] Коммерческая успешность трансатлантических перевозок привела к созданию множества компаний-конкурентов, среди которых одной из первых в 1822 году стала Red Star Line.[13][14] Перевозки значительно поспособствовали становлению Нью-Йорка одним из центров мировой торговли.[3]
В ноябре 1825 года для прохода судов был открыт канал Эри.[15] По нему с запада США в порт шла сельскохозяйственная, а обратно — бытовая продукция.[16] Эти грузоперевозки также оказали значительное влияние на экономическое развитие города.[17][18] Вместе с тем, по этой причине, вкупе с началом эры пароходов, назрела необходимость удлинения пирсов и углубления порта.[19]
В ночь с 16 на 17 декабря 1835 года в городе произошёл крупный пожар, уничтоживший 17 кварталов.[20] Множество зданий выгорело и в самом порту. Тем не менее, к 1840-м годам порт восстановился, а к 1850-м годам и вовсе достиг пика своего расцвета[3]:
|
Порт жил бурной жизнью: в нём было множество торговых предприятий, заведений шипчандлеров[uk], мастерских парусных мастеров и резчиков гальюнных фигур, пансионов, салунов и борделей. Вульгарные нравы района по мере своих сил пытались обуздать евангелики. Однако уже к 1880-м годам ресурсы порта начали исчерпываться: места для для развития портовых предприятий оставалось всё меньше, а глубины порта уже не хватало для пароходов того времени. В 1930-х годах большая часть пирсов уже не функционировала, и грузовые корабли заходили в основном в порты Вест-Сайда и Хобокена.[1]
В 1966 году инициативная группа граждан собрала в порту исторические корабли и добилась присвоения зданиям района статусов исторических достопримечательностей. В 1967 году был открыт музей Саут-Стрит-Сипорт.[1] В декабре 1978 года район был внесён в Национальный реестр исторических мест США.[22] В 1980-х годах порт был преобразован в туристическую достопримечательность. В рамках обновления были отреставрированы исторические здания и построены современные торговые центры. К 1990-м годам коллекция флота исторических кораблей в порту Саут-стрит стала одной из крупнейших в мире.[1]
Порт подвергся серьёзным разрушениям в ходе урагана Сэнди.[23] Осенью 2013 года торговый комплекс на 17-м пирсе будет снесён. Вместо него в 2015 году будет возведён новый комплекс.[24]
К порту приписано 6 кораблей, половина из которых имеет статус национальной исторической достопримечательности.
Название | Год спуска на воду | Описание | Изображение | Примечания |
---|---|---|---|---|
Ambrose[en] | 1908 | Плавучий маяк | [25][26][27][28] | |
Lettie G. Howard[en] | 1893 | Шхуна | [29] | |
Peking[en] | 1911 | Четырёхмачтовый барк | [26][28][30] | |
Pioneer[en] | 1885 | Шхуна | [31][32] | |
W. O. Decker[en] | 1930 | Буксир | [33][34] | |
Wavertree[en] | 1885 | Грузовое судно | [35][36] |
По состоянию на январь 2013 года район обслуживался автобусным маршрутом M15 и паромом NY Waterway[en].[37] Ближайшей к Саут-Стрит-Сипорт станцией Нью-Йоркского метрополитена является Фултон-стрит.[38]
Районы Манхэттена | ||
---|---|---|
Аптаун | ||
Мидтаун | ||
Даунтаун |
Алфабет-сити • Бауэри • Бэттери-Парк-сити • Вест-Виллидж • Всемирный финансовый центр • Гринвич-Виллидж • Ист-Виллидж • Маленькая Италия • Муниципальный центр • Нижний Ист-Сайд • Нолита • Нохо • Саут-Стрит-Сипорт • Сохо • Стайвесант-таун — Питер-Купер-Виллидж • Трайбека • Ту-Бриджес • Финансовый квартал • Чайна-таун • Маленькая Сирия‡ |
|
см. также Генеральный план Манхэттена |
Саут-Стрит-Сипорт.