Lt304888.ru

Туристические услуги

Светочи христианства (Факелы Нерона)

18-10-2023

Генрих Семирадский
Светочи христианства (Факелы Нерона), 1876
Холст, масло. 385×704 см
Национальный музей, Краков

«Светочи христианства» или «Факелы Нерона» — гигантская по размерам картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843—1902), завершённая в 1876 году. Картина является частью собрания Национального музея в Кракове (Польша). Размер картины — 385 × 704 см[1][2].

Содержание

Сюжет

В основу сюжета картины легли исторические события 64 года нашей эры, происходившие во времена правления императора Нерона. В ночь с 18 на 19 июля 64 года в Риме начался крупный пожар, бушевавший почти целую неделю и уничтоживший значительную часть города. В пожаре были обвинены христиане, что привело к волне погромов и казней.

Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит писал[3]:

И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. <...> Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады...

Картина «Светочи христианства» была задумана Семирадским в конце 1873 года. Описывая свой замысел, он писал конференц-секретарю Академии художеств П. Ф. Исееву[4][5]:

Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне; в великолепном саду «Золотого дворца» Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках; факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа. Поэтому картину мою я и думаю озаглавить «Христианские светочи» или «Светочи христианства».

Описание

Нерон в паланкине (деталь картины)

На картине изображён сад перед Золотым дворцом Нерона в преддверии чудовищной театрализованной оргии. Слева, около дворца и на его ступенях, расположились многочисленные зрители. Всего на картине изображено около ста человек, но ни одна из фигур не является центральной — даже сам Нерон, сидящий в отдалении в паланкине с золотой крышей, поддерживаемом темнокожими рабами. Вместе с Нероном в паланкине сидит его жена Поппея Сабина. А в красочной толпе — сенаторы и полководцы, философы и музыканты, игроки в кости, танцовщицы и гетеры. На их лицах можно увидеть полный диапазон чувств и эмоций — злорадство и протест, любопытство и равнодушие[4][6].

Очень тщательно выписаны детали убранства императорского дворца — в особенности, барельеф с человеческими фигурами и лошадью в самой левой части картины, а также другие мраморные поверхности — лестницы, стены и колонны[4].

В правой части картины изображены последние приготовления к казни. Христиане привязаны к шестам и обмотаны коконами из соломы со смолой (tunica molesta)[7]. Рабы запаляют огненные факелы, и один из них уже поднимается по лестнице, готовый поджечь одного из несчастных — старика с белой бородой, который не отводит глаз и смотрит прямо на праздную толпу, собравшуюся для леденящего душу зрелища. На следующем за стариком шесте — молодая женщина, которая отвернулась и смотрит в сторону от толпы[4][6].

На раме картины было написано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его»[6].

История

Картина «Светочи христианства» была закончена в 1876 году. Первый публичный показ картины состоялся в начале мая 1876 года в помещении Академии Святого Луки в Риме. Она была восторженно встречена зрителями, а ученики Академии преподнесли Семирадскому лавровый венок. Тем самым, картина была удостоена в Риме тех же почестей, что и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. В том же 1876 году картина также экспонировалась в Мюнхене и Вене[5].

В марте 1877 года картина была доставлена в Санкт-Петербург, и за неё Академия художеств присвоила Семирадскому звание профессора[4]. Писатель Всеволод Гаршин написал подробную статью об его впечатлениях о картине[8][6], в целом положительную, но с указанием некоторых недостатков:

О технике Семирадского, где она касается человеческих фигур, тканей, украшений, мрамора, сосудов и других аксессуаров, вряд ли можно сказать что-нибудь, кроме того, что она безукоризненна. Золото некоторых сосудов блестит точно так же, как и позолоченная рама картины. Блестящее перламутровое сиденье в паланкине императора как будто вырезано из настоящего перламутра и налеплено на картину. Роскошные ткани только что не скатываются с женских плеч. Мраморы представляют совершеннейшую иллюзию; особенно хорош мраморный барельеф, с группою людей, колесницею и конями, на стене дворца.

Важные недостатки картины - ошибочность и нецельность освещения, уже указанное отсутствие воздушной перспективы в левом углу картины, и весьма слабо написана правая часть, где помещены сами мученики.

Другую статью, с отрицательной оценкой картины, опубликовал в журнале «Пчела» археолог и историк искусства Адриан Прахов. В частности, он пытался объяснить огромный успех картины недоразвитостью вкусов публики, а также, имея в виду успех картины в западноевропейских странах, преклонением перед заграничной славой[4].

Эскиз картины «Светочи христианства» («Факелы Нерона»)

В 1878 году картина «Светочи христианства» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и получила там высшую награду — Гран-при («первая золотая медаль»[9]), а французское правительство наградило Семирадского орденом Почётного легиона[4][10].

По поводу возможной покупки этой картины велись переговоры с российским императорским двором, но картина куплена не была[4] — вероятно, из-за слишком высокой цены, которую просил за неё художник. Как сообщал Павел Чистяков в письме к Павлу Третьякову, Семирадский просил за картину «Светочи христианства» 40 тысяч рублей[11]. Кроме этого, художники Крамской и Боголюбов не советовали покупать эту картину, считая, что в случае покупки «русские деньги отдаются поляку за это космополитичное по духу полотно»[12].

В 1879 году, в связи с празднованием 50-летия литературной деятельности польского писателя Юзефа Крашевского, Семирадский подарил эту картину создаваемому Национальному музею в Кракове[4] (в то время этот польский город принадлежал Австро-Венгрии), тем самым фактически основав коллекцию живописи этого музея — картине принадлежит первый номер в этой коллекции[1].

Правда, это стало причиной того, что Павел Третьяков перестал считать Семирадского русским художником и не покупал его картины для своей коллекции. По воспоминаниям Николая Мудрогеля[13],

... мало было художников, с которыми Третьяков не дружил. И если он не ладил с художником, то по серьезным поводам. Не признавал он, например, Семирадского. В то время этот художник пользовался в России очень большим успехом, а Третьяков не хотел купить ни одной его картины.

— Почему же у вас нет Семирадского? — спрашивали часто Третьякова.

И он отвечал:

— Семирадский свою лучшую картину подарил городу Кракову. Значит, он считает себя у нас иностранцем. Как же я буду держать его в русской галерее?

Другие версии

В 1882 году Семирадский также написал уменьшенную версию этой картины (94 см × 174,5 см) с тем же названием, которая находится в частной коллекции[14][15]. В 2004 году она была продана на аукционе Bonhams[en] в Лондоне за 292 650 фунтов[16].

Кроме этого, эскиз к картине «Факелы Нерона» хранится в Национальном музее в Варшаве[7].

Примечания

  1. ↑ Henryk Siemiradzki (1843–1902) — Pochodnie Nerona, 1876  (польск.) (HTML). Muzeum Narodowe w Krakowie, www.imnk.pl. Проверено 13 сентября 2012.
  2. Семирадский Генрих Ипполитович — Светочи христианства (Факелы Нерона), 1876-1877 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 13 сентября 2012.
  3. Анналы, книга XV, 44 (HTML). Античная литература — ancientrome.ru. Проверено 13 сентября 2012.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Д.Н. Лебедева Генрих Семирадский. — Москва: Арт-Родник, 2006. — ISBN 5-9561-0175-Х
  5. ↑ Семирадский Генрих Ипполитович (1843—1902) (HTML). sc.tverobr.ru. Проверено 16 сентября 2012.
  6. ↑ Новая картина Семирадского "Светочи христианства" (HTML). az.lib.ru. Проверено 16 сентября 2012.
  7. ↑ Генрих Ипполитович Семирадский (HTML). www.ippo.ru. Проверено 13 сентября 2012.
  8. В.М. Гаршин Рассказы. Очерки. Статьи. Письма / В.И. Порудоминский. — Москва: Советская Россия, 1984. — 432 с.
  9. Семирадский, Генрих Ипполитович (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 25 сентября 2012.
  10. Генрих Семирадский (HTML). jivopis.org. Проверено 13 сентября 2012.
  11. Пленники красоты (HTML). chandra.jimdo.com. Проверено 16 сентября 2012.
  12. Собрание Третьяковки: Генрих Семирадский — "Танец среди мечей" (HTML). Радио «Эхо Москвы» — echo.msk.ru. Проверено 26 сентября 2012.
  13. «Русская программа» П.М. Третьякова (HTML). Журнал "Москва" — www.moskvam.ru. Проверено 16 сентября 2012.
  14. Семирадский Генрих Ипполитович — Светочи христианства (Факелы Нерона), 1882 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 13 сентября 2012.
  15. Генрих Ипполитович Семирадский — Светочи христианства (Факелы Нерона) (1882) (HTML). www.rodon.org. Проверено 13 сентября 2012.
  16. 44: Henryk Siemiradzki (Polish 1843-1902) Nero's torches (HTML). www.bonhams.com. Проверено 17 сентября 2012.


Светочи христианства (Факелы Нерона).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01