21-10-2023
Свята́я правосла́вная це́рковь Се́верной Аме́рики (англ. Holy Orthodox Church in North America, сокращённо HOCNA, неофициально известна как Пантелеимони́ты, англ. Panteleimonites или Бо́стонский Сино́д) — неканоническая старостильная юрисдикция, приходы которой расположены преимущественно в США.
Отправной точкой в истории данной юрисдикции стал Спасо-Преображенский монастырь в Бостоне, основанный в 1961 году монахом Пантелеимоном (Метропулосом) и принятый в 1965 году в РПЦЗ. Сам Архимандрит Пантелеймон развил миссионерскую деятельность, собрал вокруг себя последователей и имел немалое влияние на секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ епископа Григория (Граббе) и Первоиерарха РПЦЗ Филарета (Вознесенского). Непримиримые и крайне изоляционистские воззрения архимандрита Пантелеимона повлияли на позицию всей РПЦЗ.
В 1986 году, после того как Первоиерархом РПЦЗ стал митрополит Виталий (Устинов), потерявший былое влияние архимандрит Пантелеимон не признал своего отстранения от должности настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в связи с обвинениями в гомосексуализме и, не дожидаясь окончания церковного разбирательства, покинул РПЦЗ, перейдя в Синод Авксентия под предлогом того, что Синод РПЦЗ «необратимо уклонился в экуменизм». За ним последовали 25 священников и 8 диаконов. Кроме того, из юрисдикции РПЦЗ вслед за архимандритом Пантелеимоном вышла «Французская Миссия» («Православная Церковь Франции») во главе с архимандритом Амвросием (Фонтрие), объединявшая вокруг себя несколько приходов. Вскоре из среды пантелеимоновцев были рукоположены епископы.
В 1996 году после смерти «архиепископа Афинского» Авксентия (Пастраса), у американских иерархов возник конфликт с новым «архиепископом Афинским» Максимом (Валлианатосом), после чего американские епископы обратились к митрополиту Ларисскому Афанасию (Посталасу) с предложением возглавить Синод. Однако осенью 1996 года они уже самостоятельно рукоположили двух епископов и Афанасий прервал с ними общение. Американские епископы объявили свою церковь автокефальной и назвали её «Святая православная церковь Северной Америки». Вместе с тем они рассматривали себя как Синод Церкви ИПХ Греции, при том, что на территории самой Греции им подчинялся лишь один монастырь.
В 1997 году двое правящих епископов — Ефрем и Макарий были возведены в сан митрополитов. Вскоре епископ Лионский Фотий (Терещенко) сложил с себя пастырские обязанности, ушёл на покой, оставив епархию на управление викарного епископа Филарета (Мота), который, формально оставался членом Синода, но на заседания в Америку не ездил и признавал за американскими епископами лишь местное (для Америки) значение и проводил самостоятельную церковную политику. В июле 1999 года Филарет окончательно разрывает отношения с СПЦСА и присоединяется к синоду Каллиника.
В 1997 году в «Бостонский Синод» перешла небольшая группа верующих в Грузии, состоящая из двух мужских и одного женского монастырей, а также одного мирского прихода в Тбилиси. Вскоре был создан приход в Кутаиси, который окормлял Давид Георгадзе. Однако затем значительное число верующих вернулось в лоно Грузинского патриархата.
В 1997—1998 годы в данной юрисдикции состоял скандально известный священник Олег Урюпин.
В 1998 году Митрополит Торонтский Макарий сохранял титул местоблюстителя Афинского престола.
В России в «Бостонский синод» перешло несколько небольших общин в Поволжье, Сибири, Москве и Кавказе, составлявших часть паствы покойного катакомбного священника Гурия (Павлова), рукоположенного авксентьевцами во епископа в 1991 году.
В 2002 году, после того, как Ефрем отказался рукоположить Иоанна (Шеклашвили) в сан епископа, тот вместе с ещё одним священником и несколькими десятками верующих вернулся в Грузинский патриархат. В итоге в Грузии у Бостонского Синода осталось два прихода со скитом.
В 2008 году между «Бостонским» и «Хризостомовским» Синодами начались переговоры об установлении евхаристического общения и объединении[1]. В ходе переговоров Бостоснкий Синод отказался от местоблюстительства Афинского престола и передал тамошний монастырь в юрисдикцию своих Хризостомовцев. 4 октября 2010 года, Бостонский Синод в одностороннем порядке признал Синод Архиепископа Каллиника Церковью Греции[2].
9 апреля 2011 года митрополит Моисей (Махани) и епископ Сергий (Блэк) подают прошение о принятии в Синод Каллиника, и 20 апреля 2011 официально в него принимаются, при этом с Бостонским Синодом были в одностороннем порядке прекращены[1]. 30 апреля того же к каллиноковцам уходят пять канадских приходов, фактически оставив Торонтскую митрополию без приходов.
В июле 2012 года монастырь и три прихода в России и Украине перешли в юрисдикцию Украинской Автономной Истинно-Православной Церкви.
В сентябре 2012 года викарный епископ Димитрий (Кириаку), 13 монахов и двое послушников Спасо-Преображенского монастыря (то есть 16 из 36 насельников) обвинили руководство СПЦСА в попустительстве ереси имяславия, и 15 сентября 2012 года вместе с собором Святого Марка (Рослинской епархии) а объявили об уходе из юрисдикции СПЦСА и подаче заявления о приёме в Каллиниковский Синод.
18 апреля 2013 года, после длительного раскола, было восстановлено евхаристическое общение с Синодом митрополита Макария, что было подтверждено 12 мая 2013 года сослужением митрополита Макария и епископов СПЦСА.
Святая православная церковь Северной Америки.