23-10-2023
«Святой Пётр» | |
---|---|
Служба: | Россия |
Класс и тип судна | гукор |
Организация | Сибирская флотилия |
Изготовитель | Охотская верфь |
Корабельный мастер | С. Стародубцев |
Строительство начато | 1742 год |
Спущен на воду | август 1742 года |
Выведен из состава флота | 1755 год |
Основные характеристики | |
Длина между перпендикулярами | 10,7 м |
Ширина по мидельшпангоуту | 3,7 м |
Осадка | 1,6 м |
Движитель | паруса |
«Святой Пётр» — парусный гукор Сибирской флотилии Российской империи, участник Второй камчатской экспедиции.
«Святой Пётр» представлял собой парусный деревянный гукор. Длина судна составляла 10,7 метра, ширина по сведениям из различных источников от 3,65 до 3,7 метра, а осадка от 1,6 до 1,7 метра[1][2][3].
Пакетбот «Святой Пётр» был построен участниками Второй камчатской экспедиции на Острове Беринга из разбившегося одноимённого пакетбота. Строительством руководил Савва Стародубцев. Судно было спущено в начале августе 1742 года и с 14 по 27 августа пережившие зимовку участники экспедиции перешли на нём в Петропавловский порт[4].
Летом 1743 года гукор был переведён в Охотск и использовался в качестве транспортного судна для доставки грузов в порты Охотского моря[1].
В октябре 1753 года по пути из Охотска на Камчатку находился в составе отряда лейтенанта В. А. Хметевского. 12 октября шквалом ветра судно было выброшено на берег между устьями рек Воровская и Компаковская. Во время кораблекрушения погибло 12 членов экипажа. Впоследствии гукор был снят с берега, отремонтировал, введён в строй и продолжил использоваться в качестве грузового судна Сибирской флотилии[5][6].
В 1755 году по пути из Ямска в Охотск, сильным противным ветром «Святой Пётр» был отнесен к берегам Камчатки, после чего выброшен на берег и разбит в районе устья реки Воровская[2][5][7].
Командирами гукора «Святой Пётр» в разное время служили[1]:
Святой Пётр (гукор).