01-09-2023
Севастопольский вальс | |
Константин Листов |
|
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
|
Количество действий |
3 |
Год создания |
1961 |
Первая постановка |
1961 |
Место первой постановки |
«Севастопольский вальс» — героико-романтическая оперетта, которую написал в 1961 году композитор Константин Листов, авторы либретто: Елена Гальперина и Юлий Анненков. Лейтмотивом оперетты является мелодия появившегося в 1955 году «Севастопольского вальса».
Композитор Константин Листов вспоминал: «Я написал много песен о море и моряках, и когда мои соавторы предложили написать музыкальную комедию о севастопольцах, я радостно согласился, потому что в этой, близко знакомой мне теме сочетаются героика и лирика, романтика и юмор». Оперетта была закончена весной 1961 года. Либреттист Елена Гальперина высоко оценила широту и эмоциональность музыкального материала и правдивость характеров, воссозданных в музыке[1].
Первыми оперетту поставили Воронежский музыкальный театр и Московский театр оперетты в 1961 году. Пьеса имела огромный успех у зрителей и быстро разошлась по многим городам и театрам СССР, в том числе Москвы, Ленинграда, Севастополя, Сталинграда, Киева, Одессы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Саратова, Минска, Новоуральска, Куйбышева, Омска, Свердловска, Кирова, Новосибирска. Театры Азербайджана, Коми АССР, Литвы, Татарии, Таджикистана, Удмуртии — всего она шла на сотне сцен. Оперетта была переведена на польский, болгарский и чешский языки, была также поставлена одним из любительских театров Франции[1].
В 2010 году, в канун 65-летия Победы, спектакль поставили в Петербурге[2], где он прошёл 400 раз, в Воронеже и других городах России.
Персонаж | Голос |
---|---|
Дмитрий Аверин | баритон |
Любаша Толмачева | сопрано |
Нина Бирюзова | сопрано |
Генка Бессмертный | тенор |
Рахмет | тенор |
Тётя Дина | сопрано |
Первое действие. 1942 год. Рота морских пехотинцев обороняет Инкерманские высоты вблизи Севастополя. Командир роты, лейтенант Дмитрий Аверин, вспоминает любимую жену Нину, от которой три месяца не было писем. К матросам прорывается транспортный корабль, привозит почту и с ней долгожданное письмо Аверину от жены. Нина сообщает, что решила связать свою судьбу с другим человеком. Чтобы не расстраивать друзей перед боем, Аверин говорит им, что всё в порядке, жена любит и ждёт. Начинается бой за Инкерман, последний рубеж обороны Севастополя. Медсестра Любаша, тайно влюблённая в Аверина, отказывается уходить с передовой, но Аверин отсылает её в тыл.
Второе действие. Первые послевоенные годы, весна на Приморском бульваре Севастополя. Появляется Любаша, окружённая группой молодых лейтенантов, которые наперебой ухаживают за девушкой, приглашая ее на бал в Дом офицеров флота. Любаша шутливо отделывается от кавалеров, а затем и от бывшего однополчанина Генки Бессмертного. По бульвару проходит Нина, молодая певица из Ленинграда, бывшая жена Аверина. Теперь она очень жалеет, что совершила роковую ошибку и рассталась с Авериным.
Любаша знает, что Аверин сейчас служит на Балтике, но неожиданно он появляется перед ней — оказывается, его перевели снова в Черноморский флот. Дмитрий напоминает Любаше данное им когда-то в шутку обещание пригласить девушку на мирный севастопольский вальс. Любаша убегает счастливая. Взволнованный Аверин выражает свои чувства в арии, которая заканчивается «Севастопольским вальсом». Снова появляется Нина, Дмитрий делает вид, что они незнакомы.
Праздничный вечер в Доме офицеров флота. Вновь звучит музыка «Севастопольского вальса». Нина подходит к Аверину, и ему приходится пригласить на танец её, а не Любашу. Огорчённую Любашу успокаивает однополчанин Рахмет. На попытки Нины восстановить прежние отношения Аверин отвечает, то не простит предательства. Когда Бессмертный провозглашает тост за любовь, раздражённый Аверин делает горькое замечание о женщинах, которые все, как одна, ищут спокойной жизни и прячутся от опасностей и тревог. Эти жестокие и несправедливые слова вызывают резкую отповедь у слышавшей их Любаши. Она поёт о девушках-бойцах, которые умели воевать и любить.
Третье действие. Рахмет решает помочь Любаше и Дмитрию и устраивает их встречу. Аверин просит прощения за свои грубые и злые слова о женщинах. Разговор прерывает Бессмертный, прибывший к командиру с поручением от «ленинградской певицы». Аверин уходит, объясняется с Ниной и прощается навсегда. После этого Дмитрий возвращается к Любаше, и также навсегда.
В 1969 году появился фильм-спектакль «Севастопольский вальс» режиссёров Александра Закса и Анны Гедройц, снятый на основе постановки Московского театра оперетты[3].
В 1975 году был создан радиомонтаж оперетты, в котором участвовали артисты Московского театра оперетты:
Эта запись была выпущена фирмой «Мелодия» в альбоме из двух пластинок, СТЕРЕО 33 С 60-05715-18.
Севастопольский вальс (оперетта).