07-09-2023
Сексуальная объективация — это восприятие другого человека или отношение к нему исключительно как к инструменту (объекту) для собственного сексуального удовлетворения. Сексуальный объект — человек, которого воспринимают как объект для достижения сексуального удовольствия. Объективация вообще — это восприятие человека как товара или объекта для какого-либо использования, без учёта его личности или способности испытывать чувства[1][2]. Обычно объективацию исследуют на уровне общества, но она может также проявляться на индивидуальном уровне.
Понятие сексуальной объективации и особенно объективации женщин — важная составляющая феминистской теории и психологических теорий, опирающихся на феминизм[3][4]. Многие феминистки осуждают объективацию и считают, что она играет важную роль в поддержании гендерного неравенства[1]. Понятие сексуальной объективации также является важной темой в дискуссиях о сексуальной этике и философии секса[5].
В феминистских исследованиях объективация женщин определяется как игнорирование личных и интеллектуальных возможностей и способностей женщины и сведение ценности и роли женщины в обществе к инструменту для сексуального удовлетворения, которое она может вызывать у других[2][3]. Многие феминистки отмечают такие примеры объективации, как сексуализированные изображения женщин в рекламе и СМИ, образы слабых и покорных женщин в порнографии, а также в рекламе и изобразительном искусстве, стриптиз и проституция, ситуации, когда мужчины открыто оценивают или судят женщин с сексуальной или эстетической точки зрения в публичном пространстве, и утверждения о необходимости пластической хирургии, особенно увеличения груди и лабиопластики.
На протяжении истории, несмотря на некоторые известные исключения, женщин оценивали в основном по их внешности. Многие феминистки и психологи считают, что такая объективация может приводить к негативным психологическим последствиям, в том числе отчаянию, депрессии и снижению самооценки женщин в результате убеждения, что их знания и умения не признаются и никогда не будут признаваться в обществе. Среди исследователей нет единого мнения о точной степени влияния объективации на женщин и общество в целом. Некоторые авторы отмечают, что понимание девочками важной роли внешности в обществе может способствовать чувствам страха, стыда и отвращения, которые часть из них испытывает в период полового созревания, так как они ощущают, что становятся более видимыми в обществе как сексуальные объекты[6]. Часть исследователей считает, что молодые женщины особенно подвержены объективации, поскольку им часто внушается мысль, что власть, уважение и богатство могут зависеть от внешности человека[7]. Некоторые культурологи-профеминисты обвиняют масс-медиа и рекламный бизнес в том, что они поддерживают объективацию женщин для продвижения товаров и услуг[8][9][10].
Некоторые феминистские авторы утверждают, что эксплуатация западными женщинами собственной сексуальности, например ношение откровенной одежды и вызывающее поведение, является формой женской самообъективации. Хотя некоторые женщины считают, что такое поведение помогает им становиться сильнее и добиваться своего, критики настаивают, что это чрезмерно усиливает роль физических критериев в формировании самоуважения женщин, что Ариэль Леви называет «культурой непристойности» (raunch culture)[11].
Леви описывает это явление в книге «Подлые шовинистки: женщины и рождение культуры непристойности» (Female Chauvinist Pigs: Women and the Rise of Raunch Culture). Она анализирует высказывания членов съёмочной группы, работавшей над телепередачей «Бешеные девчонки» (Girls Gone Wild), и утверждает, что современная сексуализированная культура в США не только объективирует женщин, но и подталкивает их к самообъективации[12]. Как пишет Леви, сегодня образ женщины, участвующей в конкурсе мокрых футболок или готовой спокойно смотреть откровенную порнографию, стал символом феминистской смелости. Она отмечает, что была удивлена тому, сколько мужчин и женщин, работающих в таких телепередачах, как Girls Gone Wild, говорили ей, что новая «непристойная» культура знаменует собой не «поражение» феминизма, а его «триумф», потому что она доказала, что женщины в США стали достаточно смелыми, чтобы публично выражать свою сексуальность.
Сексуальная объективация.