Lt304888.ru

Туристические услуги

Сексуальные меньшинства в Третьем рейхе

27-06-2023

Сексуальные меньшинства в Третьем рейхе — общественное и социальное положение сексуальных меньшинств во времена Третьего рейха.

Содержание

Период до прихода нацистов к власти

Берлин, Бар «Эльдорадо».

Мужеложство стало в Германии уголовным преступлением уже в 1871 году, согласно параграфу 175 Уголовного кодекса Германской империи, поэтому нацистская система преследования мужчин-гомосексуалов появилась не на пустом месте. И тем не менее, до прихода нацистов к власти, ситуация была гораздо более спокойной.

В 1919 году доктором Магнусом Хиршфельдом (1868—1935) в Берлине было основано учреждение под названием «Институт сексуальных наук». Учреждение способствовало продвижению исследований и проведению дискуссий по семейным проблемам, болезням, передаваемым половым путём, и проведению законов, касающихся сексуальных преступлений, абортов и гомосексуальных отношений. Автор многих работ, Хиршфельд, который сам был гомосексуалом, проводил на протяжении трёх десятилетий реформирование законов, предусматривающих уголовное преследование за гомосексуальные контакты. Результатом этой деятельности стало более либеральное отношение власти и общества к лицам с гомосексуальной ориентацией.[1] До прихода к власти Гитлера Берлин был одним из самых посещаемых геями и лесбиянками больших городов. В городе было множество специализированных баров и ночных клубов.

Нацистский период

Нацисты в своём уголовном праве не рассматривали женщин с гомосексуальной ориентацией. Поэтому массовому и систематическому преследованию подвергались только мужчины-гомосексуалы. В отличие от мужчин, лесбиянки обычно не воспринимались как общественная или политическая угроза.

Даже после прихода нацистов к власти в 1933 году большинство лесбиянок в Германии могли жить довольно тихой жизнью.[2] Поэтому данные по преследованию других сексуальных меньшинств отсутствуют.

Нацисты рассматривали гомосексуальность как болезнь или как преступный порок. В связи с тем, что у гомосексуалов не рождалось детей, созданное нацистами Центральное управление Рейха по борьбе с гомосексуализмом и абортами рассматривало эти вопросы вместе. Желание нацистского режима увязать гомосексуальность и аборты вместе являлось отражением ведения политики повышения рождаемости «арийского» населения.

1 сентября 1935 года, более жёсткий, исправленный вариант параграфа 175 Уголовного Кодекса, изначально сформулированного в 1871 году, вступил в силу. Раньше он гласил, что «противоестественное прелюбодеяние между лицами мужского пола или человека с животным наказывается тюремным заключением с возможным лишением гражданских прав». Теперь он охватывал широкий спектр «непристойных домогательств» и «непристойное» поведении мужчин.

К отягчающим обстоятельствам относились:

  • принуждение к гомосексуальному половому акту под угрозой лишения жизни или нанесения увечий (как в качестве активного, так и пассивного партнёра).
  • принуждение к гомосексуальному половому акту лица, находящегося в служебной зависимости от гомосексуального мужчины.
  • гомосексуальный половой акт с лицом, не достигшим 21 года.
  • гомосексуальная проституция.

Закон также предусматривал наказание за зоофилию и педофилию. Поправки в законе, приводящие к расширению границ применения закона, были выдвинуты ещё в 1925 году, до прихода нацистов к власти. Однако из-за сопротивления коммунистов, социал-демократов и леволиберальных политиков принятие закона было заблокировано в 1929 году. По данным исследователей из Американского мемориального музея Холокоста, в концлагерях содержалось от 5 до 15 тыс. осуждённых за гомосексуальную активность.[3]. В Дюссельдорфе были арестованы за «гомосексуальные действия» 400 человек. В 19371938 годах шли репрессии в отношении гомосексуалов и лесбиянок в разных уголках страны, проводились облавы в барах, кафе и других местах встреч. По новому немецкому закону тюремным заключением стали наказуемы не только взаимный онанизм, но даже и попытки заигрывания — прикосновения или взгляды.

Подавляющее большинство жертв были гомосексуалами мужского пола; лесбиянки не подвергались систематическим преследованиям, хотя лесбийские бары были закрыты, а некоторые женщины, как полагают, были арестованы. В параграфе 175 не упоминается женская гомосексуальность. Лесбиянство, по мнению многих нацистских чиновников, «является чуждым характеру арийской женщины». В некоторых случаях полиция арестовывала лесбиянок как «асоциальных» или «проституток»; в категорию асоциальных входили также бродяги, убийцы, и воры. Лица данной категории имели соответствующую отметку на одежде заключённого концлагеря (чёрный треугольник). Одна женщина, Хенни Шерманн, была арестована в 1940 году во Франкфурте-на-Майне и была помечена как «распущенная лесбиянка»; но она была также «еврейка без гражданства», что было достаточным основанием для депортации. Среди еврейских заключённых в концентрационном лагере Равенсбрюк она была отобрана для уничтожения в психиатрической клинике Бернбурга в так называемом центре «эвтаназии», в 1942 году.[1] Далее по тексту под гомосексуалами будут имется ввиду лица мужского пола, а не обоих полов, если не оговорено специально.

Нацистская Германия не пыталась убивать всех гомосексуалов. Тем не менее, нацисты активно преследовали и терроризировали гомосексуалов, заставляли их соответствовать сексуальным и общественным нормам. Это привело к тысячам погибших, у гораздо большего числа людей жизнь была разбита[4]

Гомосексуалы — узники концентрационных лагерей

Розовый треугольник — знак для опознавания геев в нацистских концлагерях

После принятия нового закона было арестовано более чем 10000 человек (гомосексуалов, мужчин занимающихся проституцией, лиц, занимавшихся сексом с животными) как недостойных представителей «арийской нации». Приблизительно 5000 были отправлены в тюрьмы, концентрационные и трудовые лагеря, где должны были быть «вылечены» и «исправиться» с помощью тяжёлого физического труда.

С 1940 года по приказу Гиммлера мужчины-гомосексуалы с рецидивом по 175 параграфу ссылались после вынесения им приговора в концентрационные лагеря на сроки до 10 лет. Такая же участь ждала и тех, кто отбыл тюремное заключение. После 1941 года гомосексуалов, отбывших срок в тюрьме, уже не освобождали, а посылали автоматически в концлагеря. Некоторые подлежали кастрации и другим медицинским экспериментам. До сих пор неизвестно количество гомосексуалов, посланных на принудительное лечение в психиатрические клиники. Некоторые из тех, кто преследовался за свою сексуальную ориентацию, даже не идентифицировали себя как гомосексуалы, а лишь «были похожи» на гомосексуалов или вызывали подозрения в гомосексуальности у властей либо у осведомителей.

Отношение к мужчинам-гомосексуалам в концентрационных лагерях было таким же жестоким, как и к евреям и коммунистам. Это являлось отражением гомофобных настроений в нацистской Германии. Заключённые концлагерей, в первую очередь политические заключённые[5], относились к гомосексуалам как к отвергнутым обществом. В лагерях гомосексуалы жили в отдельных бараках, где должны были спать, держа руки поверх одеяла, и подвергались изощрённым пыткам за малейшие провинности.

Мужчины-гомосексуалы не всегда носили розовый треугольник на одежде. В Дахау треугольник был зелёным (уголовники), а в Нойенгамме подобные специфические нашивки на одежде применялись только к немецким заключённым: так, 5500 заключённых из Нидерландов носили красные треугольники политических заключённых, вне зависимости от статьи, по которой они были осуждены. В качестве отличительной метки на одежде стваилось число 175 (по 175-му параграфу уголовного кодекса Германии) или же буква А (от нем. Arschficker)[6].

Многие из мужчин-гомосексуалов умирали после зверских побоев и истязаний эсэсовцев. Врачи в концентрационных лагерях проводили медицинские эксперименты над мужчинам-гомосексуалами для того, чтобы выяснить причины гомосексуальности, рассматривалась возможность у них гормональных нарушений. Одним из врачей, проводивших эксперименты над заключёнными, был датский врач-эсэсовец Карл Вернет (Carl Vaernet) (фотография). Он проводил медицинские эксперименты в концентрационном лагере Бухенвальд в 1944 году, имплантируя капсулу для выделения в организм мужского гормона тестостерона для преобразования в человека с гетеросексуальной ориентацией.[1] За всё время в Бухенвальде содержалось 650 гомосексуалов из общего числа в 238 380 человек[7]. То есть меньше 1 %.

В 1942 году СС разрешила начальникам лагерей кастрировать гомосексуалов для сохранения «арийского» генофонда. Эту унизительную операцию провели, например, над председателем Кассельского союза борьбы за гражданские права Эрнстом Нобисом. Так же поступили с монархистом Фридрихом-Паулем фон Гроссхаймом. В одном из интервью он так прокомментировал зверства фашистов: «Мои гомосексуальные чувства ничуть не изменились после этой бессмысленной операции».

Сколько гомосексуалов погибло в концентрационных лагерях, вероятно, никогда не будет известно. Исторические исследования на сегодня являются очень ограниченными. Согласно исследованию известного немецкого социолога Юргена Лаутманна (Burkhard Jellonnek (Hrsg.); Rüdiger Lautmann (Hrsg.): Nationalsozialistischer Terror gegen Homosexuelle : Verdrängt und ungesühnt), не все гомосексуалы подвергались уничтожению из тех, что попали в концентрационные лагеря, хотя доля выживших по сравнению с другими группами узников была меньше. Редигер Лаутманн, считает, что уровень смертности осужденных по 175-му параграфу в лагерях, возможно, доходила до шестидесяти процентов.[1] Для сравнения: 41 % политических заключённых и 35 % свидетелей Иеговы погибли в концлагерях.[источник не указан 590 дней]

После окончания войны большинство гомосексуалов—жертв нацизма не были реабилитированы и тем более не получили компенсаций. Более того, 10 мая 1957 г. Федеральный Конституционный Суд признаёт § 175 в формулировке 1935 года законно вступившим в силу. Этот параграф «не несёт оттенка введённого национал-социализмом права в особой мере» и, соответственно, «в свободно-демократическом государстве нет повода для его отмены». Судьи Конституционного Суда выносят решение: «Сексуальные действия между однополыми партнёрами однозначно противоречат закону нравов».[8]

Многие подобные случаи описаны в книге Андреаса Претцеля и Габриэль Росбах «В ожидании сурового наказания. Преследование гомосексуалов в Берлине 19331945 гг.» (Andreas Pretzel; Gabriele Roßbach; Kulturring in Berlin e. V. (Hrsg.): «Wegen der zu erwartenden hohen Strafe» : Homosexuellenverfolgung in Berlin 1933—1945. Berlin 2000). Параграф 175 был отменён лишь после объединения Германии, которое произошло в 1990 году. За 1945—1969 годы под следствием находилось около 10 тысяч человек и около 5 тысяч было осуждено по этому закону.

Свидетельства очевидцев

Пьер Зеель (Pierre Seel), один из очевидцев преследования гомосексуалов нацистами, описывает множество издевательств, которым подвергались гомосексуалы в те времена. Пьер Зеель жил в Мюльхаузене и не скрывал своей гомосексуальной ориентации. После того как нацисты пришли к власти, он и ещё некоторые гомосексуалы были обязаны явиться в полицейский участок. Там их избивали, а тем, кто сопротивлялся, вырывали ногти или засовывали сломанную линейку в анус, пока у тех не открывалось кровотечение. После ареста его отвезли в концентрационный лагерь недалеко от Ширмек. Там он стал свидетелем расправы над его сексуальным партнёром. На 18-летнего друга Зееля спустили голодных собак, которые его заживо разорвали[9].

Австриец Х. Хегер описывает, например, избиение на так называемом «коне» в лагере Флоссенбюрг. Нацисты применяли телесные наказания для всего контингента концлагерей, практиковали показательную порку и над евреями с коммунистами и над «асоциальными» элементами. В этом примере характерной особенностью является только место, к которому прикладывался кнут. Вот подробное описание: «конь» этот «представлял собой деревянную конструкцию наподобие скамейки, к которой заключённого привязывали таким образом, чтобы его голова и торс свисали вертикально вниз, ягодицы кверху, а ноги вниз с другой стороны. Ноги подтягивали вперёд и закрепляли». Одним из провинившихся был чешский заключённый-гомосексуал. «После звонка к ужину его привязали к „коню“, сооружённому у нашего блока, и мы, гомосексуалы, были построены рядами, чтобы наблюдать за исполнением наказания…». Когда чешского гомосексуала привязали к орудию пыток, эсэсовский сержант, который был хорошо известен как «мастер порки», появился с кнутом для лошадей. Чеха должны были отхлестать по голым ягодицам. При каждом ударе провинившийся должен был считать количество ударов, если же он сбивался в счёте из-за боли или считал недостаточно громко, то удар не засчитывался.

Гомосексуалы — охранники концентрационных лагерей

По словам Стефана Росса, основателя Музея Холокоста Новой Англии (New England Holocaust Museum), около 20 % охранников концлагерей, охранявших евреев, были гомосексуалами[10]. По свидетельству Рауля Хильберга, многие капо были гомосексуалами[11]. Надзиратели вербовались из числа гомосексуальных криминальных элементов[12]. Однако утверждения, что капо подвергали заключённых сексуальной эксплуатации, вызывают возражения других авторов, утверждающих, что заключённые были слишком истощены для каких-либо форм секса вообще[13], что не выдерживает критики, так как привилегированность положения капо подчёркивалась максимальной приближенностью условий их жизни и быта к нормальным: актив жил отдельно от простых заключённых в отапливаемой части барака, получал усиленное питание (особенно благодаря возможности распределять выделяемые для всех узников продукты в свою пользу), пользовался гражданской одеждой и хорошей обувью, имел возможность следить за своей чистотой и гигиеной.

Направление гомосексуалов на Восточный фронт

В конце войны около 13 % заключённых гомосексуалов были освобождены из концлагерей и направлены на Восточный фронт, что тоже рассматривается как форма репрессии[13]; впрочем, это говорит также о том, что людские резервы были исчерпаны[14][15],

Неполный список известных людей, уничтоженных нацистами

Среди гомосексуалов, замученных в концлагерях нацистской Германии числится младший брат писателя Владимира Набокова, Сергей Набоков. Семья Набоковых привлекла внимание нацистов из-за Набокова-старшего, юриста, выступающего против дискриминации гомосексуалов.

Гомосексуалы в нацистском движении

В первые годы нацистского движения к нему примкнуло большое количество гомосексуалов, так как к ним принадлежал главный лидер штурмовых отрядов Эрнст Рём. Как полагают современные исследователи, эти лица надеялись на создание «нового порядка», в котором они не будут подвергаться дискриминации. Вскоре после прихода НСДАП к власти, гомосексуалы были «вычищены» из неё в ходе Ночи длинных ножей, после чего было резко ужесточено антигомосексуальное законодательство (см. Параграф 175)[13].

Бывший узник концлагеря Маутхаузен Эжен Цукерман протестует против причисления гомосексуалов к жертвам нацистов. По его словам, первые несколько тысяч гомосексуалов, заключённых в концлагеря, были членами штурмовых отрядов — Sturm Abteilung и Nazi Storm Troopers[16]. Однако исследователи отмечают, что особые концлагеря для гомосексуалов (на торфяных разработках) были созданы уже в 1933 году, то есть до «Ночи длинных ножей»[13].

Гомосексуалы в движении Сопротивления

Ян Юнг, автор исследования об участии гомосексуалов в Сопротивлении, отмечает в частности, что некоторые из участников заговора против Гитлера были гомосексуальны.[17][18]

Отношение к мужской гомосексуальности в оккупированных странах

В отличие от немецкого параграфа 175, его австрийский эквивалент — параграф 129 — предусматривал уголовную ответственность за гомосексуальное поведение как мужчин, так и женщин. Сколько человек было осуждено по этому параграфу с марта 1938 (аншлюс) до 1945 — неизвестно, хотя есть указания на то, что параграф стал применяться чаще после аншлюса и что наказания стали строже. В Вене за этот период по параграфу 129 было осуждено более 1100 мужчин и 66 женщин[19]. Одной из гомосексуальных жертв нацизма в Эльзасе, находившемся под непосредственным управлением Германии, был Пьер Зеель.

Проблема гомосексуальности за пределами Германии, Австрии и других аннексированных территорий зависела от конкретного статуса территории и от расовой принадлежности её жителей.

Нидерланды

Нидерланды[20] имели несколько особый статус, так как речь шла о родственном германскому народе. Вероятно, в отдалённом будущем Нидерланды должны были войти в состав Третьего рейха, однако форсирование присоединения на манер аншлюса не было предпринято, среди прочего поскольку подобное присоединение позволило бы союзникам овладеть богатыми колониями Нидерландов, в первую очередь, — Нидерландской Индией (Индонезией). Поэтому присоединение должно было происходить постепенно с поэтапной униформизацией юридической системы. И именно в силу того, что голландцы — родственный немцам народ, его чистота должна была быть гарантирована так же, как и чистота немецкого народа.

Гомосексуальное поведение стало уголовно наказуемым в Нидерландах ещё в 1911 году с введением статьи 248 бис. В отличие от Германии, статья 248 бис распространялась как на мужчин, так и на женщин, старше 21 года вступающих в половую связь с несовершеннолетними своего пола в возрасте от 16 лет до 21 года.

В преследовании гомосексуалов в Нидерландах можно выделить пять фаз. Первая фаза преследования началась с капитуляцией Нидерландов: гомосексуальность исчезла из общественной жизни — организации гомосексуалов заявили о самороспуске, список подписчиков журнала Levensrecht был уничтожен издателями, библиотека конфискована. Вторая фаза началась с введением постановления 81/1940 (июль 1940 года), сделавшим сексуальные контакты между совершеннолетними мужчинами уголовным преступлением, каравшимся тюремным заключением до четырёх лет, проституткам и замеченным в контактах с несовершеннолетними грозило десять лет тюремного заключения. Тем самым, законодательство Нидерландов было максимально приближено к параграфу 175. Через девять месяцев после начала оккупации началась третья фаза, заключавшаяся в создании национальной картотеки мужчин, зарегистрированных в полиции в связи с гомосексуальностью. В Германии такая картотека существовала с 1934 года, в Нидерландах до этого регистры велись на местном уровне. В октябре 1943 года началась четвёртая фаза: создание аппарата преследования. Был создан комиссариат по преступлениям против нравственности. Все происходящее не только не вызвало каких-либо протестов со стороны нидерландского управленческого аппарата, но и на самом деле являлось продолжением инициатив, предложенных уже в 19371939. Пятая, и заключительная фаза, состоявшая в самом преследовании, осуждении и высылке гомосексуалов в Нидерландах была достаточно ограниченной. Как и в Германии, ответственность за реализацию была возложена на местные органы полиции, однако на тот момент местные органы полиции были не в состоянии организовывать облавы на гомосексуалов — им всё больше и больше приходилось заниматься неполицейскими обязанностями, такими как охрана стратегических объектов и облавы на евреев.

Начиная с тридцатых годов в Нидерландах также возникает идея TBR — психически больных лиц, совершивших уголовное преступление. Одним из способов лечения подобных индивидуумов была добровольная кастрация. Формально, каждая кастрация была добровольной и совершалась после длительного подготовительного процесса. Однако, уже в 1941 году директор психиатрической лечебницы в Авересте Палис был вынужден признать, что кастрация добровольной была далеко не всегда. С 1938 по 1946 в Авересте были кастрированы 85 человек, из них 39 гомосексуалов.

Франция

6 августа 1942 года были внесены изменения в статью 334 уголовного кодекса Франции[21]. Согласно измененной статье штрафом и тюремным заключением от шести месяцев до трёх лет наказывались лица, совершившие одно или несколько противоестественных действий с лицом того же пола, не достигшим двадцати одного года.

Другие страны

В 1942 году Герберт Клемм направил от имени Бормана ноту[20], в которой указывал на необходимость удаления в Польше гомосексуалов, подрывающих мораль и силу немецкого народа. Вместе с тем, он призвал немецкие суды к бдительности, дабы в борьбе с гомосексуалами в Польше не усилить «производительную силу» польского народа.

Правительство Муссолини в Италии снова ввело уголовную ответственность за гомосексуальные контакты. Преследования гомосексуалов также проводили правительства Словакии, Хорватии, коллаборационистские правительства Дании и Норвегии[13].

Послевоенный период и настоящее время

Часть гомосексуалов после прихода союзников была вновь помещена в места лишения свободы, так как закон о наказании гомосексуалов продолжал действовать.

В ГДР вернулись к донацистской версии в 1950 году, в 1968 году осталось только наказание за гомосексуальный половой акт с лицами до 18 лет, в 1988 году закон был отменён. В ФРГ закон сохранялся в нацистской редакции до 1969 года (и даже был подтверждён Конституционным судом ФРГ), окончательно отменён в 1994 году после объединения. За 19451969 годы находилось под следствием около 100 тысяч человек и около 50 тысяч было осуждено по этому закону (то есть порядок цифр сопоставим с нацистскими временами).

Мемориалы и памятники в память о погибших представителей секс-меньшинств

После войны во многих городах и странах были воздвигнуты памятники жертвам нацистского режима с гомосексуальной ориентацией. Такие памятники расположены во Франкфурте-на-Майне, Амстердаме (Гомомонумент), Сан-Франциско и т. д.. В 2002 году бундестаг официально извинился перед жертвами за преступления нацистов. В 2008 году в берлинском районе Тиргартен напротив памятника погибшим во время Холокоста евреям создан Мемориал гомосексуалам-жертвам нацизма.[22]

Год открытия Памятник Местонахождение Изображение Краткое описание
1984
Мемориальная доска «Розовый треугольник» Концлагерь Маутхаузен

 Австрия
Это первый подобного рода памятник в мире[23]. Розовый треугольник, выбранный в качестве формы, был отличительным знаком в нацистских концлагерях для узников-гомосексуалов, впоследствии стал символом памяти и скорби.

Надпись гласит: «Убитым и замолченным гомосексуальным жертвам национал-социализма. Гомосексуальные инициативы Австрии 1984»

1985
Мемориальный камень
«Розовый треугольник»
Концлагерь Нойенгамме,
Гамбург

 Германия
Надпись: «Гомосексуальным жертвам национал-социализма. 1985»
1985
Мемориальная доска «Розовый треугольник» Концлагерь Дахау

 Германия
Первоначально «Международный комитет Дахау» (организация бывших заключённых) отказал в установке мемориальной доски и она была временно размещена в Евангелической церкви на территории концлагеря. Только в 1995 году доска официально включена в экспозицию музея.

Надпись: «Убитым и замолченным гомосексуальным жертвам национал-социализма. Гомосексуальные инициативы Мюнхена 1985»

1987
Гомомонумент

Автор: Карин Даан
Площадь перед церковью Вестеркерк,
Амстердам

 Нидерланды
Монумент представляет собой три розовых треугольника из гранита, установленных на земле так, чтобы они в совокупности смотрелись как один большой треугольник. Первый треугольник покоиться на воде, второй — на земле и имеет 60 см в высоту, а третий треугольник находится на уровне улицы. Три измерения монумента символизируют память о прошлом, противостояние дискриминации и репрессиям в настоящем и напутствие на будущее.
1989
Мемориальная доска
«Розовый треугольник»
Площадь Ноллендорфплац,
Берлин

 Германия
Надпись: «Убитым и замолченным гомосексуальным жертвам национал-социализма

Розовый треугольник был знаком, которым гомосексуалы клеймились в концентрационных лагерях национал-социалистов.
Начиная с января 1933 почти все гомосексуальные бары вокруг Ноллендорфплац были закрыты нацистами или использовались ими для составления „розовых списков“ (списков гомосексуалов)»
1990
Мемориальный камень
«Розовый треугольник»
Парк виллы Цеззарини,
Болонья

 Италия
Надпись: «Гомосексуальным жертвам расистского нацифашизма. 25 апреля 1990. 45 годовщина освобождения»[24]
1992
Мемориальная доска Концлагерь Заксенхаузен,
Бранденбург

 Германия
Надпись: «Убитым и замолченным гомосексуальным жертвам национал-социализма»
1993
Гомомонумент

Автор: Тео тен Хаве
Koninginnegracht, Гаага,

 Нидерланды
Памятник, установленный в память о репрессиях гомосексуалов, представляет собой металлический завиток с переходящим градиентом цвета от синего внизу, до розового вверху. Символика: уверенная жизнь гомосексуала; зелёный газон — общество, синяя основа — осознание, узел — конфликт, розовый парус — освобождение[25].
1994
Франкфуртский ангел


Автор:
Розмари Троккель

Площадь Клауса Манна,
Франкфурт-на-Майне

 Германия
Памятник представляет собой фигуру ангела с отсечённой головой. Статуя помещена на восьмигранный бронзовый пьедестал, на котором высечена надпись: «Гомосексуальные мужчины и женщины преследовались и убивались в нацистской Германии. Позже эти преступления отрицали, об убитых умалчивали, оставшихся в живых презирали и осуждали. Мы напоминаем об этом для осознания того, что мужчины, которые любят мужчин, и женщины, которые любят женщин, снова могут подвергнуться преследованию. Франкфурт-на-Майне. Декабрь 1994»
1995
Мемориал гомосексуальным жертвам нацизма

Автор: Ахим Цинкан
Набережная Рейна, около моста Гогенцоллернов,
Кёльн

 Германия
Мемориал состоит из серого гранита в который врезан треугольник розового гранита, имеет высоту 120 см и длину 69 см. Надпись: «Убитым и замолченным гомосексуальным жертвам национал-социализма»
2001
Гей-Лесби Мемориал

Автор: Рассел Родриго и Дженнифер Гэмбл
Грин парк,
Сидней

 Австралия
Автор идеи памятника Китти Фишер будучи еврейкой вместе со своей сестрой пережила Освенцим благодаря помощи узника-гомосексуала. Мемориал представляет собой композицию из розового и чёрного треугольников и посвящён всем гомосексуалам, пострадавшим от преступлений ненависти.


Надпись: «Мы помним вас, пострадавших или умерших от чужих рук. Женщины, которые любили женщин, мужчины, которые любили мужчин, и всех те, кто отказался играть ожидаемую от него роль. Ничто не вытеснит вашу гибель из нашей памяти»[26]

2003
Мемориальный парк Розового треугольника

Авторы: Роберт Брюс и Сьюзен Мартин
Пересечение 17-й улицы и Кастро-Стрит, напротив площади Харви Милка,
Сан-Франциско

 США
В парке треугольной формы стоит 15 трёхгранных колон, увенчанных розовыми треугольниками, которые расположены так, что составляют на склоне равнобедренный треугольник. Колонны символизируют 15.000 гомосексуалов, погибших в концлагерях нацистской Германии. По парку идёт дорога, в середине имеющая площадку в виде розового треугольника.[27]
2005
Мемориальная доска «Розовый треугольник» Концлагерь Рисиера ди Сан Савва,
Триест

 Италия
Надпись: «Против всех форм дискриминации. Круг Радуги, геи, лесбиянки Триеста. В память гомосексуальных жертв нацистского фашизма, 27 января 2005»
2005
Площадь и памятник сексуального разнообразия Улица Старой Полиции,
Монтевидео

 Уругвай
Памятник представляет собой трёхгранную призму высотой приблизительно один метр, косо усечённую сверху. Призму венчает плита из розового гранита с чёрными прожилками, имеющая форму равностороннего треугольника. Надпись на плите: «Чествование разнообразие есть чествование жизни. Монтевидео в знак уважения всех видов сексуальной идентичности и ориентации. 2005 год»
2006
Мемориальный камень
«Розовый треугольник»
Концлагерь Бухенвальд

 Германия
Надпись: «В память о гомосексуальных мужчинах, которые пострадали здесь.
Примерно 650 заключённых с розовыми треугольниками находились в Бухенвальде между 1937 и 1945. Многие из них погибли»
2008
Мемориал гомосексуалам-жертвам нацизма

Авторы: Михаель Эльмгрин и Ингар Драгсет
Парк Большой Тиргартен,
Берлин

 Германия
Памятник представляет собой бетонный прямоугольный параллелепипед, высотой 3,6 метра и шириной 1,9 метра, несколько наклонённый набок, на лицевой стороне которого прорублено окошко. Через него посетители могут увидеть небольшой фильм с двумя целующимися мужчинами. Рядом установлена доска с историей преследования гомосексуалов в Германии.
Камень преткновения Августа Неманна, осуждённого по 175-му параграфу

Существует ряд проектов будущих аналогичных памятников. Так, на момент лета 2010 года идёт обсуждение возможности установки мемориала в Вене, Австрия.[28] В Тель-Авиве в 2008 году подписана декларация о начале установки памятника гомосексуальным жертвам Холокоста.[29]

С 2007 года в разных городах Европы в рамках проекта Гюнтера Дэмнинга «Камни преткновения» при поддержке исследователя Бернхарда Розенкранца устанавливаются именные памятные знаки перед домами геев и лесбиянок, пострадавших от нацистского режима.

Литература

  • Burleigh, Michael, and Wolfgang Wippermann. The Racial State Germany 1933—1945 (Cambridge, England, 1991).
  • Heger, Heinz. The Men with the Pink Triangle (Boston, 1994).
  • Gad Beck; Frank Heibert (Hrsg.): Und Gad ging zu David : Die Erinnerungen des Gad Beck. Berlin 1995. ISBN 3-423-20065-0
  • Burkhard Jellonnek: Homosexuelle unter dem Hakenkreuz : Die Verfolgung von Homosexuellen im Dritten Reich. Paderborn 1990. ISBN 3-506-77482-4
  • Joachim Müller; Andreas Sternweiler; Schwules Museum Berlin (Hrsg.): Homosexuelle Männer im KZ Sachsenhausen. Berlin 2000. ISBN 3-86149-097-8
  • Andreas Pretzel; Gabriele Roßbach; Kulturring in Berlin e. V. (Hrsg.): «Wegen der zu erwartenden hohen Strafe» : Homosexuellenverfolgung in Berlin 1933—1945. Berlin 2000. ISBN 3-86149-095-1
  • Pierre Seel; Jean Le Bitoux; Miriam Magall (Übers.): Ich, Pierre Seel, deportiert und vergessen. Köln 1996. ISBN 3-932117-20-4
  • Burkhard Jellonnek (Hrsg.); Rüdiger Lautmann (Hrsg.): Nationalsozialistischer Terror gegen Homosexuelle : Verdrängt und ungesühnt. Paderborn 2002. ISBN 3-506-74204-3
  • Andreas Sternweiler: Und alles wegen der Jungs : Pfadfinderführer und KZ-Häftling: Heinz Dörmer. Berlin 1994. ISBN 3-86149-030-7

Примечания

  1. ↑ Education | Homosexuals
  2. Lesbians and The Third Reich
  3. Rose, Rick. «Museum of Pain». The Advocate, October 19, 1993
  4. Nazi Persecution of Homosexuals 1933—1945
  5. Andreas Sternweiler «…er habe sich zeichnend am Leben gehalten» Der Kuenstler Richard Grune в Joachim Mueller, Andreas Sternweiler «Homosexuelle Maenner im KZ Sachsenhausen»
  6. Klaus Mueller, «Het gezicht van de vervolging» в Klaus Mueller «Doodgeslagen. Doodgezwegen»
  7. В Бухенвальде установят памятник гомосексуальным жертвам нацизма
  8. Gedenkort für die im Nationalsozialismus verfolgten Homosexuellen (russisch)
  9. Pierre Seel; Jean Le Bitoux; Miriam Magall (Ubers.): Ich, Pierre Seel, deportiert und vergessen
  10. «Holocaust Survivor: Molested by Guards», The Massachusetts News, April 5, 2000
  11. Rector, Frank. The Nazi Extermination of Homosexuals. New York, Stein and Day, 1981
  12. Bergler, Edmund, M.D. Homosexuality: Disease or Way of Life?. New York, The Macmillan Company, 1956
  13. ↑ Homosexuality and the Holocaust — William A. Percy
  14. Katz, Steven T. «Quantity and Interpretation — Issues in the Comparative Historical Analysis of the Holocaust». In Holocaust and Genocide Studies: Volume 1. Oxford University Press, New York, 1994; Volume 4, Number 2, 1989. New York, Pergamon Press, 1989
  15. Shaul, Elisheva. «Homosexuality in the Third Reich». In Gutman, Israel (Ed.). Encyclopedia of the Holocaust. Tel Aviv, Sifriat Poalim Publishing House
  16. New York Post, February 16, 1997
  17. Homosexuality and the Holocaust — William A. Percy
  18. Ian Young, Gay Resistance (Toronto, 1985)
  19. Claudia Schopmann, «Tijd van maskerade» в Klaus Mueller «Doodgeslagen. Doodgezwegen»
  20. 1 2 Pieter Koenders, «Vervolgingsijver in een 'stamvervant' buurland» в Klaus Mueller «Doodgeslagen. Doodgezwegen»
  21. Michael D. Sibalis. HOMOPHOBIA, VICHY FRANCE, AND THE «CRIME OF HOMOSEXUALITY». The Origins of the Ordinance of 6 August 1942.
  22. BBC NEWS | Europe | Berlin remembers persecuted gays
  23. Ulrike Repnik. Die Geschichte der Lesben- und Schwulenbewegung in Österreich. — Вена, 2006. — ISBN 3-85286-136-5
  24. Monumenti che parlano, la resistenza a saragozza
  25. Claudia Neusüss, George Lachmann Mosse, «Der Homosexuellen NS-Opfer gedenken», ISBN 9783927760363, Heinrich-Böll-Stiftung, 1999, 175 p.
  26. GAY AND LESBIAN HOLOCAUST MEMORIAL, Green Park, Sydney
  27. Официальный сайт парка Розового треугольника в Сан-Франциско.
  28. Официальный сайт проекта памятника гомосексуальным жертвам нацизма в Вене
  29. Интерфакс. В Тель-Авиве установят памятник геям и лесбиянкам — жертвам Холокоста

См. также

Ссылки

  • В Берлине возведут Мемориал памяти гомосексуальных жертв нацизма  (рус.)
  • Регулирование положения сексуальных меньшинств в законодательстве и практике зарубежных стран: исторический экскурс, современные правовые подходы и формы дискриминации  (рус.)
  • Гей-Музей в Берлине
  • Gedenkort für die im Nationalsozialismus verfolgten Homosexuellen  (нем.)
  • Организация «Initiative Mahnmal Homosexuellenverfolgung e.V.» (Франкфурт на Майне, список всех памятников)  (нем.)
  • Мужчины с розовым треугольником. Преследование геев в концентрационном лагере Заксенхаузен  (нем.)
  • Nazi Persecution of Gays 1933—1945 — United States Holocaust Memorial Museum  (англ.)
  • History Of The Gay Men & Lesbian Experience During World War 2  (англ.)
  • The Nazi Persecution Of Gays — Annotated Bibliography of Nonfiction Sources  (англ.)
  • Article On Various Experiments Conducted On Gay Men In Concentration Camps  (англ.)
  • Becker le marqué, Quasimodo  (англ.)
  • Nazi Persecution of Gays 1933—1945 — United States Holocaust Memorial Museum  (англ.)
  • Official Site Of German Government’s Memorial For Gay Victims of the Holocaust in Berlin  (англ.)
  • Night of the Long Knives — Murder of Ernst Röhm  (англ.)
  • Boston Globe — Gay Holocaust Survivor Speaks  (англ.)
  • BBC News — Berlin to Mark Nazis' Gay Victims  (англ.)
  • The Independent — Survivors of a Forgotten Holocaust  (англ.)
  • History of the Gay & Lesbian Experience During World War II  (англ.)
  • The Nazi Persecution of Gays — Annotated Bibliography of Nonfiction Sources  (англ.)
  • Pierre Seel — An Account of a Gay Holocaust Survivor  (англ.)
  • Gays & the Holocaust  (англ.)
  • Article On Various Experiments Conducted On Gay Men In Concentration Camps  (англ.)

Сексуальные меньшинства в Третьем рейхе.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01