13-06-2023
Мизиа Серт, иногда Мисиа Серт, собственно Мария Годебская (фр. Misia Sert, польск. Maria Zofia Olga Zenajda Godebska, 30 марта 1872, Царское село – 15 октября 1950, Париж) – польская и французская пианистка, муза и покровительница поэтов, живописцев, музыкантов, хозяйка литературного и музыкального салона, модель известных художников.
Содержание |
Дочь польского скульптора Циприана Годебского (1835-1909) и Софи Серве, дочери бельгийского виолончелиста и композитора Адриана-Франсуа Серве.
Родилась в Царском селе, где её отец, профессор Академии Художеств, участвовал в проекте реставрации императорского дворца. Мать умерла родами.
Мизиа (в польском языке – уменьшительная форма от имени Мария) до 10 лет воспитывалась бельгийской бабушкой, среди друзей которой был Ференц Лист. В 1882 ее отдали в парижский монастырь сестер Сердца Иисусова, откуда она в 1890 бежала в Лондон. Давала там уроки фортепиано. В Париже ею заинтересовался Габриэль Форе, он стал ее наставником, направлял к ней учеников. Ее первый сольный концерт стал парижским событием.
В 1893 вышла замуж за Таде Натансона, основателя и главного редактора художественного журнала La Revue blanche.
В 1905 стала женой магната Альфреда Эдвардса, основателя газеты Matin.
Третьим мужем Мизии был каталонский художник Жозе Мария Серт, они поженились в 1920, в 1927 Серт ушел от жены к другой светской львице Русудане Мдивани.
Поль Моран назвал Мизию Серт пожирательницей влюбленных в нее гениев. Гостями Мизии в разное время бывали, наряду со многими другими:
Мизиа дружила с Пикассо, Кокто, Сержем Лифарем. Журналисты называли ее королевой Парижа. Морис Равель посвятил ей пьесы Лебедь и Вальс. Мизиа познакомила его с Сергеем Дягилевым, который заказал композитору балет «Дафнис и Хлоя». Музыковеды (Давид Ламаз, 2008) обнаружили в нескольких сочинениях Равеля зашифрованное имя Мизии Годебской.
В гостиной Мизии Равель в 1920 представлял первый вариант Вальса Дягилеву, Стравинскому и Пуленку. Дягилеву вещь не понравилась, Стравинский промолчал. По свидетельству Пуленка (1963), Равель забрал партитуру, покинул комнату и больше никогда не сотрудничал ни с Дягилевым, ни со Стравинским.
Серт, Мизиа.